Редкий из специалистов и интеллигентов при разговоре о "смене", о "кадрах" не принимает этого разговора, как предвещания его, интеллигента, гибели. Некое суженное до групповых тревог "мальтузианство" пробирает его: то ли вообще нехватят на ответственных беспартийных земных благ, когда явятся к дележу и те, кто сейчас учится в вузах, то ли жалование урежут, то ли профессию менять придется.
В лучшем случае, при мысли об этих горьких предметах, он продекламирует Брюсова:
Вас, кто меня уничтожит,
Встречаю приветственным гимном.
В цитате важна только первая строка. Гимны замены резолюциями.
2.
Литература расширяется. Количество тем, вводимых в художественный обиход, увеличивается. Это -- огромной социальной важности победы. Карамзин и Пушкин. Некрасов и Маяковский, Гоголь и Достоевский, храбрые одиночки и передовики, открывали словесные заросли их окружавшего быта, давали жизнь "низким темам". Целые поколения последователей трудолюбиво расчищали " расчищают области "гражданской лирики", "уголовно-психологического романа", "обличительной прозы".
За этими литературными терминами читатель должен видеть живую диалектику истории: борьбу классов и групп, которые искали своего выражения, своего искусства, своей "идеологии".
3.
Господа восхваляли труд лишь в прописях и букварях для начальных школ. Нам должно превратить "труд из зазорного и тяжелого бремени, каким он был до сих пор, в дело чести, в дело доблести и геройства" (Сталин). По существу речь идет о воспитают новой эмоции, об утверждении новой морали. Здесь искусство -- литература в первую голову -- обладает самыми действительными средствами внушения.
Как мало у нас хороших "заразительных" описаний физической: работы! Крестьянская страда в "Анне Карениной", перегрузка баржи у Горького -- и обчелся. А фабрично-заводской пруд, как будто еще и не существует в Литературе, между тем существуют в ней такие реальности, как дуэль Печорина и Грушницкого, Бородинское сражение и охота Ростовых, "дама с собачкой", Илья Ильич Обломов.
И вот на наших глазах возникает неповторимое движение масс, которые я являются носителями этого чувства "доблести труда". Их голоса раздаются а литературе. Ударник, в быту и в жизни утверждающий геройство к честь труда, берет перо. Самая новизна и напряженность темы находит новые формы выражения, мало осведомляясь о наши! спорах по поводу художественного метода.
Идет открытие новых земель.
К сколько сил понадобится на их освоение. Но сил хватит. И не будет лишних. В искусстве, в науке, в истинном знании не бывает "сокращения штатов".