М. Бубликов и Н. Гольденберг. Биографии русских образцовых писателей с портретами.
Димитрий Васильевич Григорович
(1822--1899).
Белинский, прочтя повесть Григоровича, не только нашел ее весьма замечательной, но немедленно определил ее значение и предсказал то движение, тот переворот, которые вскоре потом произошли в нашей словесности. Тургенев.
Димитрий Васильевич Григорович родился 18 марта 1822 года. Отец его, отставной гусарский офицер, поселившийся на постоянное житье в своем имении, в Каширском уезде (Тульской губ.), скончался вскоре после рождения ребенка и воспитание сына перешло к матери, родом француженке, из хорошей фамилии. Детство Григоровича прошло в деревне, где мальчик рано познакомился с крестьянским бытом.
До восьмилетнего возраста воспитание Григоровича носило исключительно французский характер; в доме всецело господствовал французский язык, и в руках у мальчика не было ни одной русской книги. Русскому языку и грамоте будущий писатель научился от своих дворовых крестьян, преимущественно от старого отцовского камердинера Николая. "По целым часам, вспоминает писатель, караулил он, когда меня пустят гулять, брал на руки, водил по полям и рощам, рассказывал разные приключения и сказки". Николай относился к мальчику с необыкновенной сердечностью и теплотой, оправдывая этим, по словам Григоровича, слова митрополита Филарета о русском народе: "в нем свету мало, но теплоты много". С своей стороны мальчик был сильно привязан к своему дядьке и "отогревался душой только тогда, когда был с Николаем". Те симпатии к простому русскому народу, которые впоследствии Григорович обнаружил в своих произведениях, являются, нужно полагать, результатом тех взаимных отношений, которые существовали в раннем детстве писателя между ним и крепостным слугой Николаем.
Когда мальчику минуло 8 лет, мать переехала в Москву и определила сына в хороший пансион. Там у него обнаружилась страсть к рисованию, и по воскресеньям он посещал школу рисования. 14-ти лет Григорович поступил в инженерное училище, в Петербурге. Учение в училище шло не особенно успешно, так как он еще недостаточно владел русским языком и не питал интереса к занятиям математическими науками, которые среди предметов преподавания в инженерном училище играли главную роль. Зато он очень усердно занимался рисованием, к которому чувствовал влечение. В училище Григорович сблизился с Достоевским, будущим знаменитым писателем, который в то время обучался в том же заведении. Достоевский имел благотворное влияние на Григоровича: он познакомил его со многими русскими писателями и значительно расширил его умственные интересы. Григорович пристрастился к чтению русских и иностранных писателей. К этому же времени относится и знакомство его с поэтом Некрасовым, который тогда начинал свою литературную деятельность.
Не кончив курса инженерного училища, Григорович перешел в Академию художеств и, под руководством знаменитого художника Брюллова, занялся серьезно живописью. Но большого художественного таланта у него не оказалось, и Григорович вышел из Академии. Он поступил учеником к художнику, заведывавшему декорациями Императорских театров, а вскоре определился на службу в канцелярии театров и тесно сблизился с театральным миром. Григорович стал работать для театра. Он перевел с французского драму "Наследство", которая была поставлена на сцену, а потом стал переводить и другие произведения. Благодаря этим занятиям, Григорович постепенно приучается владеть русским литературным языком.
В 1845 г. Некрасов предпринял издание литературного сборника "Физиология Петербурга", в который должны были войти очерки, изображающие различные петербургские типы. Некрасов предложил Григоровичу принять участие в сборнике.
Григорович решил написать очерк из жизни петербургских шарманщиков. "Я прежде всего, рассказывает он, занялся собиранием материала. Около двух недель бродил я по целым дням в улицах, где селились шарманщики, вступал с ними в разговор, заходил в всевозможные трущобы, записывал потом до мелочи все, что видел и о чем слышал". Результатом изучения был очерк "Петербургские шарманщики", напечатанный в сборнике Некрасова.
Желая серьезнее заняться литературным трудом, Григорович решил оставить Петербург и уединиться в деревню, чтобы там на свободе предаться творчеству, и весною 1846 г. уехал в деревню. "Подъезжая к родному гнезду, рассказывает Григорович, я не узнавал себя. Я никак не воображал, чтоб мне так легко обошлась разлука с Петербургом, и так радостно было снова увидеть деревню, где протекло мое детство. Все, что казалось мне тогда тягостным, досадливым, исчезло как бы само собою. Теплое чувство к матери пробуждалось во мне в первый раз с такой силой. Мне нетерпеливо хотелось обнять ее... Я ждал минуты, когда увижу старого Николая, носившего меня на руках, и других дворовых, которые меня ласкали. Сердце мое окончательно размягчилось, когда, при въезде на последний пригорок, передо мной обрисовался темный, старый сад с его липовыми аллеями и подле него -- крыша нашего дома".
Здесь Григорович написал большую повесть "Деревня". "Деревня" была первая в русской литературе повесть из быта крепостных крестьян: правдиво изображающая печальные стороны народного быта, проникнутая искренним сочувствием к обездоленной крестьянской массе, она обратила на себя общее внимание. Вот что рассказывает сам Григорович в своих литературных воспоминаниях о том, как создавалась повесть "Деревня": "К матушке однажды привезли больную молодую бабу. За обедом матушка рассказала ее историю. Ее против воли выдают замуж за грубого молодого парня, которого также приневолили взять ее в жены. Он возненавидел ее, чему не мало способствовали его сестры, начал ее бить в трезвом и пьяном виде и заколотил почти до смерти: баба была в злейшей чахотке и вряд ли могла пережить весну. Она говорила, что ей легче умереть, чем жить; ее сокрушала только судьба дочки, двухлетней девочки: он ее заколотит на смерть, говорила она... Рассказ этот произвел на меня сильное впечатление. Сюжет повести был найден. Я тотчас же принялся его обдумывать и приводить в повествовательную форму. Знакомый с простонародным русским языком только по редким книгам, которые удавалось читать, я стал усердно изучать его практически, проводил часы на мельнице, беседуя с помольцами, разговаривая с нашими крестьянами, стараясь прислушиваться к складу их речи, записывал выражения, казавшиеся мне особенно характерными и живописными".
Еще более сильное впечатление произвели рассказы "Бобыль" и "Антон Горемыка", доставившие автору громкую известность. Ободренный успехом, Григорович посвящает себя изучению народной жизни и пишет ряд рассказов и повестей из быта простонародья. К тому же времени относятся два больших его романа: "Рыбаки" и "Переселенцы". В романе "Рыбаки" автор изображает борьбу в среде крестьян между старшим поколением, живущим под влиянием старинного уклада жизни, и молодым поколением, значительно изменившимся вследствие влияния фабричной жизни.
В 1858 г. по предложению великого князя Константина Николаевича, командовавшего русским флотом, Григорович отправился в продолжительное морское путешествие кругом Европы на военном корабле "Ретвизан". Заметки об этом путешествии в виде корреспонденций печатались в "Морском сборнике", а затем были изданы отдельной книгой под названием "Корабль Ретвизан". Сочинение это отличается яркостью красок, множеством бытовых наблюдений и тонким юмором. После книги "Фрегат Паллада" Гончарова "Корабль Ретвизан" является одним из лучших русских путешествий.
В 1862 г. Григорович был избран секретарем "Общества поощрения художеств" и почти всецело отдал себя служению искусству. Вообще, со времени освобождения крестьян литературная деятельность Григоровича ослабевает. В последние годы жизни Григорович снова более деятельно принимается за литературный труд. Он написал целый ряд рассказов и повестей, как напр. "Акробаты благотворительности", "Гуттаперчевый мальчик" и пр., а также комедию "Замшевые люди". Тогда же им были написаны "Литературные воспоминания", в которых даны характеристики многих современных автору писателей.
Скончался Григорович 22 декабря 1899 года.
* * *
Григорович является у нас одним из крупных писателей-народников. В своих повестях и романах он трогательно рисует русское простонародье: пахаря, рыбака, пастуха, фабричного, переселенца, шарманщика, бродячего торговца, нищего. В последнюю эпоху крепостного права он первый в изящной литературной форме заговорил о крепостном крестьянине и с искренним сочувствием отнесся к его тяжелой доле. В бедном, забитом нуждою и горем крестьянине он прежде всего видит человека, находить в нем много высоких душевных качеств, рисует чувствительные сцены семейного счастья, мирного труда, кроткого незлобия, любви к ближним и всем этим привлекает симпатии общества к русскому пахарю. Григорович великий живописец русской природы и картин сельского быта, который изображал яркими и красивыми образами.
Язык в произведениях Григоровича очень близок к русской народной речи и обилует массой метких и образных выражений, прибауток, поговорок, несомненно подслушанных автором из уст самого народа.
Текст издания: Биографиирусскихобразцовыхписателейспортретами. Пособие для шк. Вып. 1-2 / М. Бубликов и Н. Гольденберг. -- Вильна: Просветитель, 1913. -- 2 т. ; 25 см.