Буассье Гастон
Гастон Буассье: краткая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Буассье (Мари-Луи-Гастон Boissier) -- французский историк, родился в 1823 в Ниме, был сначала профессором в Ангулеме, а с 1861 г. при Collège de France. В 1876 избран в члены Французской академии, а в 1886 г. Академии надписей и изящных искусств. Сочинения его обнаруживают многосторонние познания и изложены простым, ясным и изящным языком. Он написал: "Étude sur Terentius Varron" (Пар., 1859, увенчано премией); "Cicéron et ses amis" (7 изд., 1884; русск. пер. M., 1880); "La religion romaine d'Auguste aux Antonius" (1874, 2 т., русск. пер. M., 1878); "L'opposition sous les Césars" (1875, 2 изд., 1885); "Rome et Pompée" (2 изд., 1881); "Horace et Virgile" (1886); "M-me de Sevigny" (1887), "La fin du paganisme" (2 т., 1891) и множество мелких статей в "Revue des deux Mondes" и "Revue de l'instruction publique". Б. с замечательной яркостью и художественностью рисует в своих произведениях картины римской жизни. Все классы римских граждан от императора, аристократов, писателей, художников, до обыкновенных городских обывателей и рабов проходят перед глазами читателя как живые, со своими привычками, страстями и языком.
   
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том IVa (1891): Бос -- Бунчук, с. 824.

II.

   БУАСЬЕ (Boissier), Гастон (15. VIII. 1823 -- И. VI. 1908) -- французский историк античности. До 1861 преподавал в Ангулеме и Ниме, с 1861 по 1906 -- в Коллеж де Франс, в 1865--99 -- также в Ecole Normale Superieure. С 1876 -- член Французской академии, с 1895-- ее постоянный секретарь, с 1886 -- член Академии надписей, с 1894 -- член-корреспондент Петербургской АН. Крайний идеалист, Б. первопричиной исторических событий считал судьбу, провидение, предначертания которых, говорил он, познать нельзя, так как "намерения Божьи относительно мира нам неизвестны...". В исторической концепции Б. сильны элементы модернизма. Выразитель интересов средней буржуазии (которую он считал истинным резервом сил нации, наиболее прочной опорой государства), Б. искал аналогий капитализму в римском обществе, идеализируя его средние слои. В условиях обострения классовой борьбы во Франции (Парижская Коммуна 1871) и резкого поправения буржуазии Б. стал страстным защитником христианства; он стремился обосновать тезис о неизбежной и благодетельной для человечества победе христианства, с его точки зрения законного преемника и лучшего хранителя античной цивилизации.

Сочинения:

   Etude sur la vie et les ouvrages de M. T. Varron, P., 1861;
   Promenades archeologiques. Rome et Pompei, 6 ed., P., 1898;
   Tacite, P., 1903;
   La conjuration de Calilina, P., 1905;
   в рус. nep>. -- Падение язычества, M., 1892;
   Цицерон и его друзья, М., 1914;
   Римская религия от времен Августа до Антонинов, М, 1914;
   Общественное настроение времен римских цезарей, П., 1915.

Литература:

   Pichоn R., Homines et choses de l'ancienne, Rome, P., 1911;
   Thоu1оuze P., Gaston Boissier (1823 -- 1908), P., 1923.

В. И. Кузищин. Москва

   Источник текста: Советская историческая энциклопедия, том 2: Баал -- Вашингтон. -- Москва: "Сов. энциклопедия, 1962. -- Стлб. 783.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru