Буало-Депрео (Николай Boileau-Despréaux) -- французский поэт и критик, род. 1 ноября 1636 г. в Париже, получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано приобрел известность своими "Сатирами" (Пар., 1660). В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив свое расположение к Б., несмотря на смелость его сатир. Лучшими сатирами Б. считаются 8-я ("Sur l'homme") и 9-я ("A son èsprit"). Кроме того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т. д., отличающихся изяществом стиха; им недостает, однако, истинного поэтического порыва. Но выдающимся значением в истории французской литературы Б. обязан своей дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art poétique", которая является наиболее полным выражением положений ложно-, или новоклассической, школы. Б. исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но, в то же время, прост и свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Б. пользовался недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю поэзию XVIII ст., пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сантиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем "Art poétique" создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным в французской литературе ("Законодатель Парнаса"). Таким же бесспорным авторитетом Б. являлся и в русской литературе конца XVIII ст. Наши представители псевдокласизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Б., но и подражали его произведениям (напр. сатира Кантемира "К уму моему" есть сколок "A son èsprit" Б.).
Своей комической поэмой "Le Lutrin" Б. хотел показать, в чем должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами. В старости Б. вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов. Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда франц. писатели не превзойдут своих великих учителей. Б. вначале долго воздерживался сказать свое веское слово, но наконец выпустил в свет комментарии к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и франц. общество продолжало предпочитать самого Б. Горацию. Имя Б. обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному характеру Б., в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым современникам. Наоборот, Б. первый защищал Расина, когда все напали на него за "Федру"; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то время, теперь забытой плеяде писателей вроде Шапелена и др. Нельзя не отметить в характере Б. еще одну черту -- то, что вследствие увечья, случившегося еще в детстве, Б. никогда не знал женщин. Этим объясняется ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер стиля. Б. умер в Париже 13 марта 1711 г. Сочинения его издавались очень часто; из полных собраний самые лучшие: выпущенное им самим (Пар., 1701), затем издания Броссетта (Женева, 1716, 2 т.), Дону (Париж, 1809, 3 т., и перепечатка 1825, 4 т.), Сен-Сюрена (Пар., 1821, 4 т.), Берриа С.-При (1830--34, 4 т.), Жиделя (1869) и Пужула (Тур, 1870). Собрание его писем выпущено в свет Лавердэ под заглавием: "Boaleana" (Париж, 1858, 2 т.). См. D'Alembert, "Eloge de Despréaux" (1773); Brunetière, "Études critiques" (1880); Кирпичников, "История всеобщей литературы" (вып. 18).
Жиль Б., брат предыдущего, родился 22 октября 1631 г. в Париже, умер там же 10 марта 1669 г., был адвокатом при парижском парламенте и казначеем городской думы. Его стихотворения напечатаны в "Recueil de quelques pièces nouvelles" (т. 1, Кёльн, 1887). Он перевел также "Энеиду Вергилия", "Эпиктета", "Диогена Лаэрция" и др., и эти переводы вышли в свет вместе с письмами к нему брата Николая Б.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том IVa (1891): Бос -- Бунчук, с. 821--822.
II.
БУАЛО́, Буало́-Депрео́ (Boileau-Despréaux), Никола (1.XI.1636, Париж, -- 13.III.1711, там же) -- франц. поэт, критик, теоретик классицизма. Выходец из бурж.-чиновничьей среды. По окончании коллежа изучал в Сорбонне богословие, затем право, но адвокатом не стал, посвятив себя целиком лит-ре. Известность Б. приобрел как автор сатир (в 1660--66 им было написано 9 сатир), к-рые распространялись в списках и были изданы в 1666. В сатирах затрагиваются не только житейские и моральные проблемы, но и лит. темы. Б. зло высмеивает прециозную поэзию и бурлеск, считая оба эти направления одинаково фальшивыми и неестественными. Критике прециозной лит-ры посвящен также диалог Б. "Герои романов" ("Dialogue des héros de romans", написан в 1665, изд. 1701). В герои-комич. поэме "Налой" ("Lutrin", 1674--83) забавная история ссоры двух прелатов рассказана в высоком стиле героич. эпоса. Такая трактовка "низменного" сюжета, по мысли Б., является более благородной формой комического, чем присущая бурлескной поэзии низменная трактовка высокого античного сюжета. В поэме даны яркие сатирич. зарисовки быта и нравов франц. духовенства. В нач. 70-х гг. Б. был приближен ко двору. С 1677 становится придворным историографом, работая совм. с Ж. Расином над подготовкой труда по истории царствования Людовика XIV. В этот период он отходит от занятий лит-рой, к к-рым возвращается лишь в 90-е гг. Произв. этих лет -- "Рассуждение об оде" ("Discours sur l'ode", 1693) и "Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина" ("Réflexions critiques sur quelque passages du rhéteur Longin", 1694) -- связаны с полемикой, известной под назв. "спора древних и новых". Выступая с точки зрения образованного вкуса 17 в. против Ш. Перро, ниспровергавшего авторитет античных писателей, Б. отстаивал превосходство древних писателей над совр. авторами.
Титульный лист 1-го тома Сочинений (Амстердам, 1729).
Наиболее прославленное произв. Б., в к-ром сформулированы осн. эстетич. принципы франц. классицизма, написано в форме поэмы и озаглавлено "Поэтическое искусство" ("L'art poétique", 1674). Эстетика Б. проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному, и единственно достоверным методом познания он вслед за Р. Декартом считал рационалистич. обобщение. Кладя в основу своей поэтики принцип "подражания природе", Б. ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего все индивидуальное, изменчивое, исторически конкретное. Согласно Б., такой характер "подражания природе" был присущ античному искусству, а оно рассматривается им как некая абсолютная эстетич. норма. Поэтому требование подражания древним дополняет в эстетике Б. принцип подражания природе. На основе изучения произв. античной лит-ры и поэтики (Аристотель, особенно Гораций) Б. пытается установить некие извечные законы худож. творчества, незыблемые правила "хорошего вкуса". С точки зрения этих правил Б. судит и нар. поэзию, которую он третирует как искусство "вульгарное", "варварское", "площадное". Среди правил, выдвинутых Б., особое значение имеет требование соблюдения в драме закона трех единств -- места, времени, действия. Большое внимание Б. уделяет вопросам худож. формы, в к-рой видит проявление разума, творч. воли писателя, превращающей жизненный материал в произв. иск-ва. Нормативный характер эстетики Б. сказался в теории жанров. Каждый жанр у Б. имеет четкие формальные признаки, особую огранич. сферу; никакого смешения возвышенного и низменного, трагич. и комич., героич. и шутовского эстетика Б. не допускает. Присущее поэтике Б. деление жанров на "высокие" и "низкие" во многом отвечало сословной иерархии абсолютистского общества. Содержанием "высоких" жанров (трагедия, эпопея), по Б., служат судьбы нации, а их героями являются короли и другие представители высшей знати, чья жизнь тесно связана с судьбами гос-ва; к "низким" жанрам Б. относит комедию и роман, изображающие частную жизнь человека третьего сословия с ее прозаич. будничными интересами.
"Наука о стихотворстве" (С.-Петербург, 1808). Титульный лист.
Являясь обобщением худож. опыта франц. лит-ры 17 в., поэтика Б. оказала большое влияние на эстетич. мысль и лит-ру 17--18 вв. не только Франции, но и др. европ. стран. В России эстетике Б. следовали А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, особенно В. К. Тредиаковский, к-рый в 1752 перевел "Поэтическое искусство" на рус. яз. К нач. 19 в. прогрессивное значение эстетики Б. было исчерпано, она стала мишенью нападок со стороны писателей, боровшихся против обветшалых канонов классицизма.
Сочинения:
Oeuvres complètes, t. 1--4, P., 1870--73;
в рус. пер. -- Поэтич. искусство (предисл. Н. А. Сигал), М., 1957.
Литература:
История франц. лит-ры, т. 1, М. -- Л., 1946, с. 523--38;
Bray R., B., l'homme et l'oeuvre, P., [1942];
Brody J., B. and Longuinus, Gen., 1958;
Deschanel É., Le romantisme des classiques, ser. 4 -- Boileau, P., 1888;
Lanson G., Boileau, P., 1892;
Morillot P., Boileau, P., 1891;
Magné E., Bibliographie générale des oeuvres de N. B., P., 1929.
В. Я. Бахмутский.
Источник текста: Бахмутский В. Я.Буало // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 758--760.