1914 г. Изданіе Суриковскаго Литературно-Музыкальнаго Кружка въ Москвѣ.
Въ городъ.
I.
Въ деревнѣ Мартыновнѣ, вокругъ маленькаго домика, гдѣ помѣщалась школа, собралось много дѣтей-подростковъ: дѣвочекъ и мальчиковъ; всѣ были одѣты нарядно; мальчики въ цвѣтныхъ рубашкахъ, въ новенькихъ картузикахъ и сапогахъ, жирно смазанныхъ дегтемъ.
Дѣвочки -- въ цвѣтныхъ платьяхъ, съ оборками на подолахъ и со складками на груди и рукавахъ, съ вплетенными въ косу цвѣтными ленточками.
Ждали выхода учителя,-- учредителя экскурсіи.
Дѣти всѣ были готовы двинуться въ путь; у каждаго мальчика и у каждой дѣвочки было по узелку съ хлѣбомъ.
Одни стояли и разговаривали о томъ какъ они войдутъ въ городъ, который никогда не видѣли и про который слышали отъ бабушекъ въ долгіе, зимніе вечера, да читали въ книжкахъ...
Другіе спорили между собой насчетъ того же города, судя о немъ по тѣмъ же книжкамъ, которыя брали читать въ школѣ.
Третьимъ даже наскучило ожидать.
-- Я ужъ вотъ съ семи часовъ утра жду, -- сказалъ бѣлокурый, съ крупными голубыми глазами мальчикъ и то ничего не говорю, а вы пришли въ восемь и вамъ уже надоѣло, какіе господа, подождете, небось не полиняете.
Къ спорящимъ мальчикамъ подошелъ школьный сторожъ; сѣдой и дряхлый...
-- Ну, что, ребята, ждете?-- освѣдомился онъ у мальчиковъ.
Мальчики радостно переглянулись между собой и на ихъ лицахъ появилась удовлетворенная улыбка; разноцвѣтные глазки мальчиковъ свѣтились великою радостью.
На крыльцѣ показался учитель, а съ нимъ шла рядомъ его мать, старушка.
Учитель подошелъ и остановился передъ толпою учениковъ. Онъ былъ молодой, красивый, съ умнымъ лицомъ, съ длинными, вьющимися волосами, одѣтый въ широкую блузу, въ русскихъ сапогахъ и шляпѣ; на лѣвой рукѣ лежало легкое пальто, а въ правой онъ держалъ толстую книгу -- Ну, что -- всѣ готовы?-- обратился онъ къ ученикамъ.
-- Такъ вотъ, ребята и дѣвчата, я къ вамъ теперь обращусь съ небольшой рѣчью.
-- Прежде всего я скажу вамъ: человѣкъ, что заслужитъ, то и получитъ; такъ вотъ и вы, къ примѣру сказать, учились у меня хорошо, не шалили, грубостей не дѣлали, исполняли заданный урокъ, хорошо экзаменъ сдали. Такъ вотъ, за это-то самое, я вамъ хочу сдѣлать удовольствіе. Но прежде всего -- не чувствуетъ ли кто себя больнымъ? скажите, тогда у меня кое-что припасено для такого случая...
И учитель шутливо вынулъ изъ кармана свертокъ бумаги и потрясъ имъ въ воздухѣ.
Всѣ закричали:-- нѣтъ, нѣтъ, всѣ здоровы!
-- Теперь становитесь по-парно,-- сказалъ учитель,-- да и въ путь. Дѣвочки къ дѣвочкамъ, мальчики къ мальчикамъ. Ну вотъ такъ, такъ, правильно. Ивановъ, выйди изъ ряда и стань позади, ты выше всѣхъ, а ты, Максимовъ, какъ всѣхъ меньше, стань впереди.
-- Какъ гуси летаютъ, такъ и мы дойдемъ,-- шутилъ учитель, поправляя карапуза Максимова.-- А я вотъ здѣсь, съ боку, теперь кажется все готово.
Мать учителя все время стояла и смотрѣла на своего сына, какъ онъ бѣгалъ вокругъ мальчиковъ, разставляя и научая ихъ, какъ легче итти.
Сторожъ открылъ обѣ половины воротъ и изъ нихъ, длинной, вьющейся, какъ змѣйка, линіей вышла разноцвѣтная партія учениковъ.
Вереницей потянулась она вдоль деревни, по дорогѣ, поднимая пыль...
II.
Еще зимою, занимаясь въ школѣ, учитель задался цѣлью повести учениковъ въ городъ.
И теперь, осуществляя задуманный планъ, онъ шелъ къ намѣченной цѣли.
Идя по зеленой, бархатистой травѣ широкаго луга, онъ думалъ, что нужно сдѣлать по приходѣ въ городъ.
-- Первымъ дѣломъ, придется походить по музеямъ, показать ученикамъ все, о чемъ было прочитано въ классѣ, а потомъ сводить въ Кремль и не забыть купить дешовыхъ брошюръ по удобренію земли, а по возвращеніи раздать ихъ всѣмъ желающимъ занятся опытами искуственнаго удобренія.
-- Агрономія должна заинтересовать всѣхъ, увѣренно подумалъ учитель,-- пусть поучатся.
И ему невольно пришла въ голову мысль, высказанная однимъ крестьяниномъ.
"Земству слѣдовало бы обзавестись сельско-хозяйственными школами, которыя необходимы и тогда неурожай пересталъ бы навѣщать наши деревни. Учиться больше надо,-- учиться, не только грамотѣ: писать и читать, но желательно, чтобы каждый мальчикъ по выходѣ изъ школы имѣлъ бы понятіе о землѣ: изъ чего она составляется, изъ какихъ веществъ, много-ли, мало-ли ихъ находится въ ея составѣ. Это необходимо бы знать, такъ какъ бываютъ такіе случаи: въ одной деревнѣ неурожай -- въ другой урожай, зерно тощее, въ третьей урожай средній, но зерно крупное, а отъ чего? Вотъ тутъ то и задумаешься, а наука сейчасъ бы отгадала чего много, а чего не хватаетъ въ землѣ, тогда бы и добавить слѣдовало того, чего не хватаетъ!
Свернувъ съ шоссейной дороги, ученики вошли въ мелкій кустарникъ, окаймляющій проселочную дорогу, которая вилась, какъ нить, убѣгая въ даль.
Мальчики и дѣвочки шли, громко разговаривая другъ съ другомъ и далеко, далеко, летѣли ихъ крылатыя думы.
-- Максимовъ! Почему твой братъ не пошелъ съ нами,-- спросилъ учитель у карапуза, шедшаго съ нимъ рядомъ.-- Эта прогулка много принесла бы ему пользы, онъ мальчикъ понятливый, толковый; посмотрѣлъ бы городъ, въ музеяхъ побывалъ бы, въ нихъ есть много хорошаго, поучительнаго.
Мальчикъ, понуривъ голову, глубоко вздохнулъ.
-- Въ чемъ итти-то было ему?-- сказалъ онъ.
-- Какъ же въ чемъ?
-- Да такъ, денегъ нѣтъ, тятька сказалъ: сапогъ покупать не на что, а сапоговъ то нѣту, ну и не пошелъ.
-- На дняхъ рыжую телку, да барана отецъ продалъ, а деньги въ оброкъ отдалъ, а дома хлѣба нѣтъ; картошку только и ѣдимъ. А больше еще отъ того, что староста сказалъ, что если онъ не отдастъ оброка, то въ холодную посадитъ, отецъ ну и побоялся, а теперь все изъ дому тащитъ, пропиваетъ, да съ мамкой дерется.
Мальчикъ конфузливо опустилъ голову и смолкъ, а на глазахъ его показались слезы.
-- Да, вѣдь, у твоего отца, кажется, братъ есть, трактирщикъ, такъ почему онъ не помогъ твоему отцу? онъ богатый, въ состояніи былъ бы помочь вамъ...
-- Не помогъ, хуже чужого сталъ...
Мальчикъ внушительно посмотрѣлъ на учителя и закончилъ:
-- Шестой годъ старостой ходитъ, купцомъ зажилъ, а мы что: голь, нищіе.
Учитель все время шелъ и слушалъ мальчика.
Вотъ за что -- думалъ учитель, можно съ уваженіемъ отнестись къ еврею, караиму и старообрядцу, живущимъ все въ той же Россіи; они своего человѣка, а въ особенности родственника, умѣютъ поддержать. Въ нихъ, совѣсть еще не заснула, сохранилось братолюбивое отношеніе другъ къ другу, у нихъ и нищеты меньше, а у православныхъ того нѣтъ: если человѣкъ гибнетъ, то они и руки не подадутъ ему, отвернутся отъ него. Имъ совѣстно, стыдно заниматься съ бѣднякомъ, а это отъ чего? Все отъ того, что они не образованы, книгъ не читаютъ только и думаютъ, какъ бы денегъ нажить, да умереть въ тепломъ мѣстечкѣ; никакого сознанія долга къ ближнему, никакого сочуствія у нихъ нѣтъ.
Съ такой думою шелъ учитель, ведя за собою своихъ учениковъ,
Солнце уже было высоко и теплый свѣжій вѣтерокъ, ласкаясь, игралъ засохшими былинками попадавшимися на пути.