Бруно Джордано
Джордано Бруно: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

Бруно Джордано

   (Bruno) -- итальян. философ, род. в Ноле в 1548, в 1563 вступил в Доминиканский орден, но вскоре за свои сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлек на себя подозрения в еретичестве, принужден был бежать и в 1576 г. покинул Италию. С этих пор он скитался по Европе: в 1577 был в Женеве, оттуда отправился в Тулузу, где читал публичные лекции о книге Аристотеля "De anima", а в 1579 г. посетил Париж, где читал лекции о книге Раймунда Люлля (см.) "Великое искусство"; этим двум предметам посвящено и значительное число его сочинений. Его споры со сторонниками Аристотеля принудили его покинуть Париж, и он в 1583 г. отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет. Здесь он жил под покровительством французского посланника Мишеля де Шатонеф де ла Мовисьера и написал свои главнейшие произведения; в 1585 г. снова отправился в Париж, а в следующем году в Марбург, где ему запрещено было читать лекции, вследствие чего он переехал в Виттенберг, где в 1586--88 гг. читал лекции и при своем отъезде произнес горячую похвальную речь Лютеру. В следующие годы Б. жил в Праге, Гельмштедте, Франкфурте-на-Майне и Цюрихе и в 1592 г. возвратился в Италию. Несколько месяцев он прожил в Венеции и Падуе, никем не беспокоимый. Но 22 мая 1592 г. он был схвачен инквизицией в Венеции и в январе 1593 г. отправлен в Рим, где после семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений, 17 февраля 1600 г., был сожжен на Кампо деи Фиори, как еретик и нарушитель монашеского обета. Мужественно заявил Б. своим судьям, подобно Сократу, что им приходится с большим страхом встретить свой приговор, чем самому осужденному. Освобожденная Италия (1865) поспешила воздвигнуть в Неаполе памятник знаменитому мученику за свободу мысли и исследования, а 9 июня 1889 был торжественно открыт ему памятник на той самой площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет тому назад позорно предала его казни. Сочинения Д. Б., из которых главнейшие написаны на его родном языке, обнаруживают ум твердый, смелый, впечатлительный, способный к сильному одушевлению, но тщетно стремящийся достигнуть ясности. Его "Cena delle ceneri" (речи в среду на первой неделе Великого поста) являются апологией коперниковской астрономии; "Spaccio della bestia trionfante" (Париж, 1684) представляет собою написанную в духе того времени довольно тяжелую аллегорию, в которой он вместо звериных образов переносит на небо добродетели и делает сатирические замечания насчет современников. В "Cabala del cavallo Pegaseo coll'aggiunta dell'asino Cillenico" (Пар., 1585) он иронически восхваляет счастье невежества. Стихотворение, изданное им под заглавием "Degli eroici furori" (Париж, 1585), прославляет божественную любовь к истине. Несколько ранее (1582) он написал сатирическую комедию "Il candelajo". Главнейшие произведения Б. относятся к метафизике и из них особенно замечательны: "Della causa, principio ed uno" (Венеция, 1584); "Del infinito universo e mondi (Венеция, 1584) и стихотворение "De innumerabilibus, immenso et infigurabili, s. de universo et mundis" (вместе с сочинением "De monade, numero et figura", Франкф., 1591). Заслуга Б. состоит в том, что он впервые стал защищать философские выводы из системы Коперника, беспощадно полемизируя против учения схоластической метафизики о центральном положении Земли. Наряду с мыслью о бесконечности мироздания, он защищал идею единства и внутренней связи всех вещей, как против эмпирического ограничения познавательной способности человека, так и против догматики схоластиков аристотелевой системы. Его учение оставалось почти незамеченным, пока не обратил на него внимания Ф. Г. Якоби в своих "Briefen Э ber die Lehre des Spinoza", в которых он сделал извлечения из главнейших сочинений Б., а за ним Шеллинг в своем диалоге о мировой душе, озаглавленном "Bruno". Оригинальные издания сочинений Б. вообще редки; на итальянском языке они напечатаны Вагнером в "Opere di Giordano В." (2 т., Лейпциг, 1830), с биографическим введением, и П. де Логардом (Геттинген, 1888--89); на латинском языке их собрал отчасти Гефрёрер (т. 1 и 2, Штутг., 1834--36); сочинение "De umbris idearum" издал Туджини (Берлин, 1868).
   Ср. Bartolom Х s "Jordano В. de Nola" (2 т., Париж, 1846); Clemens, "Giordano B. und Nicol. von Cusa" (Бонн, 1847); Carriere, "Die philos. Weltanschauung der Reformationszeit" (Штутг., 1847), Scartazzini, "Giordano В." (Биль, 1867); Берти, "Vita di Giordano B. da Nola" (Флор., 1868); Wernekke, "Giordano B.-s Polemik gegen die Aristotelische Kosmologie" (Дрезден, 1871); А. Соlocci, "Giordano B. Cenni biografici con documenti" (Рим, 1876); Hartung, "Grundlinien einer Ethik bei Giordano В." (Лейпц., 1879); Sig w art, "Die Lebensgeschichte Giordano B." (Тюб., 1880); Barti, "Documenti intorno a G. В." (Флор., 1880); Brunnhofer, "G. B. Weltanschaung und Verh Д ngniss" (Лейпц., 1883). Plumptree, "Life and Works of Giordano B." (Лонд., 2 т., 1884). H. Я. Грот, "Джордано Бруно и пантеизм" (Одесса, 1885); Э. Л. Радлов в "Русск. Обозр." 1890.
  
   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  

II.

   Бруно (Bruno), Джордано (1548, г. Нола, -- 17.II.1600, Рим) -- итал. философ и поэт позднего Возрождения. Род. в бедной семье. В юности поступил в доминиканский монастырь в Неаполе, где вскоре был заподозрен в "ереси". В 1576, спасаясь от инквизиции, вынужден был бежать из Неаполя. Странствовал по Европе, выступая с лекциями. В 1591 вернулся в Италию, в 1592 был схвачен и выдан инквизиции. На процессе, длившемся неск. лет, Б. отказался отречься от своих убеждений и был сожжен как еретик.
   Б. -- один из самых передовых мыслителей своего времени, боровшийся за то, чтобы, говоря его словами, "дать свободу человеческому духу, сделав его сознание свободным". Будучи сторонником "религии природы", он решительно противопоставлял научное знание вере и откровению и, в противоположность догмам христианской теологии, рассматривал материю как живое и активное начало, как "природу рождающую". Несмотря на непоследовательность материализма Б., допускавшего существование "мировой души" и духовной субстанции, его учение о множестве миров и бесконечности Вселенной было подлинно революционным и сыграло большую роль в истории науки. Философия Б. наполнена духом поэзии. Особенно проявилось это в языке, стиле и структуре таких его философских диалогов, как "Пир на пепле" или "Великопостная вечеря" ("La cena delle ceneri"), "О причине, начале и едином" ("De la causa, principio et uno", "О бесконечности, вселенной и мирах" ("De l'infinito, universo et mondi"), "Изгнание торжествующего зверя" ("Lo spaccio de la bestia trionfante"), "О героическом энтузиазме" ("Degli heroici furori"), "Тайна Пегаса с приложением Килленского осла" ("La cabala del cavallo Pegaseo con l'aggiunte dell'asino Cillenico"). Б. рисует в них благородный образ героич. борца со ср.-век. мракобесием и сатирически высмеивает католич. церковь, педантизм и схоластику. По своим эстетич. воззрениям Б. принадлежал к противникам аристократич. петраркизма и классицизма. Собственно худож. произв. Б.: антиклерикальная сатирич. поэма "Ноев Ковчег", философские сонеты, комедия "Подсвечник" ("Il candelaio", 1582) -- одно из лучших произв. драматургии итал. Возрождения. В нем Б. порывает с канонами "ученой комедии" и создает свободную драматич. форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Резко сатирич. краски сближают "Подсвечник" с "Мандрагорой" Н. Макиавелли. В этой комедии Б. не столько высмеивает педантизм и суеверие, как это делали многие его современники, сколько страстно, с едким сарказмом, обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, к-рый принесла с собой католич. реакция. В Италии "Подсвечник" долгое время находился под запретом, как произв. "еретика" и врага церкви, но оказал значит. влияние на драматургию др. стран, в т. ч. Франции (С. Сирано де Бержерак, Мольер).

Сочинения:

   Opere italiane, 2 ed., v. 1--3, Bari, 1923--27; в рус. пер. -- Изгнание торжествующего зверя, СПБ, 1914; Диалоги, М., 1949; О героич. энтузиазме, М., 1953; Неаполитанская улица (Подсвечник), М. -- Л., 1940.

Литература:

   Лит.: Веселовский А. Н., Джордано Бруно. Биографич. очерк, в кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Spampanato V., Vita di Giordano B., Messina, 1921; Olschki L., Giordano Bruno, Bari, 1927; De Ruggiero G., Rinascimento, riforma e controriforma, t. 1--2, Bari, 1930; Silvestrini V., Bibliografia delle opere di G. B..., Pisa, 1926.

Р. И. Хлодовский.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 750--751.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-7504.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru