Брюсов Валерий Яковлевич
Звукопись Пушкина
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Брюсов Валерий Яковлевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1923
Обновлено: 06/03/2017. 45k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Критика и публицистика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Валерий Брюсов.
Мой Пушкин. Статьи, исследования наблюдения
М.--Л., Государственное издательство, 1929
ЗВУКОПИСЬ ПУШКИНА
1
Особая, неподражаемая "музыкальность" пушкинских стихов признана всеми давно. Что зависит она от изумительного мастерства, с каким Пушкин располагал в стихе звуки слов, -- объяснение, единственно возможное. Что это так и есть, показывается и доказывается последнее время работниками нашей "формальной" школы. Все же, поныне, далеко не общепризнано, не проникло широко в сознание читателей, что звуки в стихах Пушкина расположены преднамеренно, "сознательно" -- поскольку можно говорить о сознательности в художественном творчестве. Поныне еще многим и очень многим строй звуков в стихах (их евфония) кажется чем-то второстепенным, на что поэт обращает внимание лишь "в меру возможности".
Многим представляется чем-то несообразным, каким-то декадентским изыском, чтобы великий, гениальный, подлинный поэт, творя свое поэтическое произведение, следил пристально, почти преимущественно за тем, какие звуки и в каком порядке заполняют его стих. Что писатель избегает некрасивых, неприятных сочетаний звуков (какофония), -- это конечно, понятно всем; что он
иногда
живописует звуками, давая так называемые "звукоподражания", -- с этим тоже все согласны; наконец, допускают, что
в некоторых случаях
в стихах звуки слов помогают смыслу речи, когда, например, поэт накопляет мягкие звуки л, ль, нь и т. п. или суровые р, гр, тр и т. п., но -- и
только
. Чтобы каждый стих был обдуман в звуковом отношении, чтобы каждая буква занимала свое место в зависимости от звука; какой она выражает, чтобы стихи Пушкина были сложным, но вполне закономерным узором звуков, -- узором, который можно подвести под определенные законы, -- это, повторяю, поныне еще многим кажется унижением высокого призвания поэта.
Думают, что поэт ищет только
слов
для выражения своей мысли; что ему важно подобрать выражение, образ, которые наиболее точно и наиболее наглядно передали бы его замысел и его чувства. Как будут звучать эти слова, -- в значительной мере зависит от характера языка; язык сам позаботится, чтобы в слове "гром" были суровые согласные "гр", а в слове "милый
а
, "любовь" -- нежное "л"... Подбирать звуки, для многих значит -- жертвовать смыслом. Но практика всех великих поэтов противоречит таким взглядам. От Гомера и Эсхила до Гёте и Виктора Гюго, все поэты согласно утверждают своими стихами, что иначе, как
звуками
, они и не могут выразить того, что хотят сказать. И во всемирной литературе именно наш Пушкин вместе с римским Вергилием являются двумя поэтами, в стихах которых это выступает с особой отчетливостью и несомненностью. У Пушкина, как и у Вергилия, действительно,
каждый
стих,
каждая
буква в словах стиха поставлены на свое место прежде всего по законам евфонии. Пушкин говорил об Онегине:
Высокой страсти не имея,
Для
звуков
жизни не щадить...
Сам Пушкин был одержим этой "высокой страстью" в высшей степени, хотя и задавал себе вопрос:
...Но дорожит
Одними ль звуками пиит?
Если читать Пушкина бегло, никакие особые, звукосочетания не останавливают внимания. Изредка мелькнет звукоподражание,-- "конь скакал", "по потрясенной мостовой", "шипенье пенистых бокалов" или что-нибудь подобное. Вся остальная масса слов в стихах Пушкина кажется выбранной совсем по другим, не звуковым признакам. Кажется, что Пушкин искал только
точности и яркости
выражений, а никак не особой преднамеренной звучности речи. Иное открывается, если изучать стихи Пушкина внимательно, если следить за рядами звуков в них, а также -- если сравнивать черновые наброски Пушкина с окончательными редакциями и давать себе отчет, почему изменено то или другое слово. Тогда-то открывается этот сложный звуковой узор пушкинских стихов; тогда-то становится явно, что именно звуки слов часто руководили Пушкиным в его творчестве. Временами почти кажется, что звуки имели для него значение первенствующее.
Те, кто не допускает возможности, чтобы Пушкин сознательно рассчитывал расположение звуков в стихах, настаивают, что кажущаяся преднамеренность -- фикция, что исследователи-формалисты вкладывают от себя в стихи Пушкина то, чего сам автор не подозревал нисколько. Однако остановимся на нескольких примерах, особенно убедительных в этом отношении. Разумеется, в стихе:
Милой Мэри моей
последовательность трех
м
можно объяснить "случайностью" Но что сказать о стихах:
Книгохранилища, кумиры и картины
И стройные сады свидетельствуют мне...
где сначала имеем подряд три
к
, потом подряд три
с
. И о длинном ряде аналогичных стихов:
П
ечальный
п
асынок
п
рироды...
-----
П
резренной
п
алкой
п
алача...
-----
Пушки с пристани палят...
-----
И
б
ога
б
раней
б
лагодатью...
-----
И
м
ладости
м
оей
м
ятежное теченье...
------
Запутанный в
с
етях
с
удьбы
с
уровой...
-----
Улыбка на
у
стах
у
вянувших видна...
-----
Когда под
с
оболем
с
огрета и
с
вежа...
А тем более о повторении подряд, в начале слова, одного и того же звука
четыре
раза, и
пять
раз, и
шесть
раз.
И
п
альцы
п
росятся к
п
еру,
п
еро -- к бумаге...
-----
П
олночный
п
арус,
п
осетить,
-----
И
п
утник слово
п
римиренья...
-----
Куда как
в
есело; вот
в
ечер;
в
ьюга воет...
-----
И с
м
ерти
м
ысль
м
ила душе
м
оей...
-----
П
астух,
п
летя свой
п
естрый лапоть,
П
оет
п
ро волжских рыбарей...
"Сегодня случай, завтра случай, -- говорил Суворов, -- помилуй бог, дайте сколько-нибудь и ума",
2
Повторение сходных звуков в
начале
слов называется в евфонии
анафора
или
скреп
. Точнее -- анафорой называется повторение сходных звуков в одной из начальных частей евфонической единицы.
Такой единицей или "словом", в терминологическом смысле, является то сочетание звуков, которое произносится с одним ударением (отделяется в стихах "малой цесурой"); например, в стихе: "Мой дядя 11 самых 11 честных 11 правил", для евфонии --
четыре
слова; в стихе: "На всякий звук" --
два
слова и т. п. Анафорическим повтором считается повторение звука или в самом начале слова или в начале ударного слога; при этом анафора может быть не только
чистой
, т. е. стоящей точно в начале, но и с затактным звуком или затактной, когда повторяющимся звукам предшествует другой (один, реже два), как в некоторых выше приведенных примерах: "смерти мысль" и т, п. Существуют и иные виды анафоры, о которых здесь нет надобности говорить.
Пушкин очень любил именно анафору. Огромное число его стихов содержит в себе разнообразнейшие виды анафоры. Особенное пристрастие было у Пушкина кончать стих анафорой, притом очень часто -- чистой, так что два последних слова начинаются с одного и того же звука: {Само собой понятно, что в евфонии принимаются в расчет
звуки,
а не
буквы.
Одна и та же буква в русской азбуке означает разные звуки, например, ударное
о
и
о
без ударения, тоже --
е, к
перед твердой гласной и перед мягкой и т. д.; наоборот, один и тот же звук часто изображается разными буквами, например,
в
и
ф, б
и
п
,
а
и
о
и т. д.}
Освободил он
м
ысль
мою...
-----
Будить мечту
с
ердечной
с
илой...
-----
К веселью, роскоши знак
п
ервый
п
одавая.
-----
Жестоких опытов сбирая
п
оздний
п
лод...
-----
В тени олив
л
юбви
л
обзанья..
-----
Мгновенным
п
ламенем
п
окрыты...
-----
Послал к анчару
в
ластным
в
зглядом...
-----
На холмах
п
ушки
п
рисмирев...
-----
Браздами,
с
аблями
с
туча..
-----
И счастья
б
аловень
б
езродный...
-----
Штыки смыкает;
т
яжкой
т
учей.
-----
Подобный
в
етреной
В
енере...
-----
Останься век со мной на
г
орестной
г
руди..
-----
Затворщиц
ж
ирных и
ж
ивых...
-----
В те дни, как
П
ресенское
п
оле
Еще забор не заграждал...
-----
Как гром
п
роклятия
п
лемен,
И длань
н
ародной
Н
емезиды
Подъяту
в
идит
в
еликан...
В некоторых из последних примеров одна из анафор, в сущности, -- затактная.
Почти наравне с анафорой в конце стиха Пушкин любил анафору в начале, и очень многие его стихи начинаются двумя словами на один и тот же звук:
В
осхвалим вольности дары...
-----
Г
ордись,
г
усар! но помни, вечно...
-----
М
олчит
м
узыка боевая.
-----
Вот в
ерный брат его, герой Архипелага...
-----
С
тоит
с
едой утес, вотще брега трепещут...
-----
С
ын
с
евера, бродя в краю чужом...
-----
У
меет
у
слаждать свой путь над бездной волн...
-----
О
т
нас
о
тторгнется ль Литва...
-----
И
м
олодежь
м
инувших дней...
Сочетание этих двух приемов дает анафоры в начале и в конце стиха:
Д
ивились
д
олгому любви
м
оей
м
ученью...
-----
Х
озяйка
х
мурится в
п
одобие
п
огоде...
-----
И
п
уть
по
нем широкий шел...
-----
М
ы жгли
М
оскву был
п
лен
П
арижу...
Несколько реже ставит Пушкин анафору в середине стиха, но часто делает это особенно изящно, выбирая действительно самую середину звукоряда:
Еще ты
д
ремлешь,
д
руг прелестный...
-----
Скажи, как
п
адает
п
исьмо из-за решетки...
-----
Где жены
в
ечером
в
ыходят на балкон...
-----
Подымем
с
таканы,
с
одвинем их разом...
-----
Так ложная
м
удрость
м
ерцает и тлеет...
-----
О волн и
б
урь лю
б
имое дитя...
-----
Кружится
в
альса
в
ихорь шумный...
3
Думается, что все эти явления объяснять случайностью -- трудно. Но дело в том, что анафора, тем более чистая анафора, в той элементарной форме, в какой она является в приведенных примерах, есть простейший, примитивнейший прием евфонии. Если мы могли дать много примеров (и их число нетрудно довести до многих сотен) такой анафоры у Пушкина, то потому, что его стихи вообще изумительно богаты в эвфоническом отношении. Но подлинное мастерство Пушкина в звуковом строении стиха сказывается в других более сложных приемах. Однако, чтобы показать их, необходимо дать несколько теоретических объяснений:
Существуют четыре основные формы
аллитераций
или
повторов
:
анафора
или
скреп
-- повторение начальных звуков;
эпифора
или
концовка
-- повторение конечных звуков;
зевгма
или
стык
-- повторение конечного звука одного слова и начального звука следующего;
рондо
или
кольцо
-- повторение начального звука одного слова и конечного звука другого. Повторы, т. е. слова с повторяющимися звуками, могут стоять рядом, это --
смежные
повторы или быть разделены одним или несколькими словами, это --
раздельные
повторы; или еще занимать определенные места в звукоряде (в стихе). Наконец, повторы могут быть
простые
-- повторение одного звука, и
сложные
-- повторение ряда звуков, например, целого слога, притом повторение
точное, неточное, обратное
и т. п., однократные, двукратные, многократные и т. д. Повторы соединяются между собой в определенные
системы
, которых различается несколько форм:
последовательная, перекрестная, обхватная, спиральная
и др., с применением еще пролепса, силлепса, интеркаляции и т. п. Все эти явления поэтического языка изучаются особой наукой
эвфонией
, преимущественно той ее частью, которая называется "учением об аллитерациях или повторах", но также и другими: "учением о звукописи" и "учением об инструментовке". Внимательному читателю этих кратких положений будет достаточно для понимания последующего.
Мы встречаем у Пушкина, в чистом виде, все четыре основных формы аллитераций. Вот несколько примеров из числа многих сотен:
Анафора:
Б
лагословляю
б
огомольно...
-----
Б
лаговонием
б
огаты...
-----
Н
емая
н
очь...
П
ейте,
п
евцы...
Эпифора:
Кип
ит
, беж
ит
, сверкая и журча...
-----
Напоминают м
не
о
не
...
-----
Неб
ес
жил
ец
...
Зевгма:
Свои ус
т
а о
т
орвала...
-----
Н
о
о
ба с крыльями и с пламенным мечом..
-----
Беспечный, влюбчи
вы
й.
Вы
знаете друзья...
Рондо:
И
ро
пщет б
ор
...
-----
Недавно
ч
ерных ту
ч
грядой...
-----
И оба говорят мне
м
ертвы
м
языком...
Точно так же легко найти у Пушкина все роды и виды аллитераций. Вот, например, аллитерации сложные, т. е. из нескольких звуков:
Вспомни
пр
ежние
пр
ава...
-----
Волненье
ст
раха и
ст
ыда...
-----
Я слышу вновь друзей
пр
едательский
пр
ивет...
Вот также примеры сложных аллитераций, притом частью
гласных
, частью
раздельных
, частью
затактных
, частью неточных:
Ко
рме родного
ко
рабля...
-----
Феб о
д
нажды у А
д
мета...
-----
Од
нако, в сей
Од
ессе влажной...
-----
Унылая пора, о
ч
ей о
ч
арованье...
-----
Е
д
ва о
т
ветствуешь, не внемлешь ничему..
-----
Где луна те
пл
ее
бл
ещет...
Вот еще примеры аллитераций
прерывных
, т. е. таких, где между повторяющимися звуками стоят другие:
Мл
аденца ль
м
илого ласкаю...
-----
Бр
одил у бе
р
егов...
-----
Его дыханья жадно ждет...
Или еще примеры аллитераций
обратных
, где звуки повторяются в обратном порядке:
Свой
ве
тхий н
ев
од; ныне там...
-----
Едва
оп
омнились младые
по
коленья...
-----
Понятна мне
вре
мен пр
евр
атность...
-----
Се, ярый му
чен
ик, в
ночи
скитаясь, воет...
-----
Печальные стихи
тве
рдили в
ти
шине...
-----
Беспечно
окр
ужась
Кор
еджием, Кановой...
-----
Св
ятыню
вс
ех
св
оих гробов...
Чтобы не обращать статьи в учебник евфонии, скажем, что и
всем
без исключения, явлениям аллитераций в стихах Пушкина можно найти блистательнейшие, классические образцы. Но сила Пушкина, как евфониста, повторяем в ином, в большем. Гармония стиха Пушкина основана на
системах
аллитераций и на
разложении
аллитеративных комплексов.
4
Простейшей системой аллитерации является
последовательная
(secutio), т. е. сопоставление ряда аллитеративных комбинаций одна за другой, например, ряда анафор или рондо и анафоры и т. п.:
И
к
онь с
к
а
к
ал, и
в
лекся
в
ол,
-----
И с
в
оего
в
ерблюда
в
ел...
-----
П
орывом
п
ылких
л
аск и я
з
вою лоб
з
аний...
-----
Жур
ч
ат ру
ч
ьи,
б
лестят
б
рега
б
езмолвны...
-----
У
ж
у
гадали;
т
очно
т
ак...
-----
М
елькают
м
имо
б
удки,
б
абы...
-----
В
се
в
идел,
в
спыхнул
с
ам не
с
вой...
-----
М
ой
м
илый друг, мы
в
ходим
в
но
в
ый с
в
ет...
-----
Р
е
в
ет ли з
в
е
р
ь в
л
есу г
л
ухом...
Более сложной и более изящной является система
перекрестная
(geminatio), где сначала является один звук, потом другой, потом опять первый, потом опять второй. Пушкин очень охотно пользовался этой системой:
На
м
утном
н
ебе
м
гла
н
осилась...
-----
С
лавянские ль
р
учьи
с
ольются в
р
усском море...
-----
В п
окойном с
н
е,
в п
ривычном с
н
овиденьи...
-----
В
т
иши по
л
ей, в
т
ени
л
есной...
-----
П
ылай,
к
амин, в моей
п
устынной
к
елье...
Может быть, наиболее изящной из простых систем является
обхватная
(antithesis), где два сходных звука "обхвачены" двумя другими сходными:
М
утно
н
ебо,
н
очь
м
утна...
-----
С
вободы
В
акха
в
ерный
с
ын...
-----
От
с
в
ета
в
новь
от
рекся он...
-----
В
оскресла г
р
еков д
р
евних сла
в
а...
-----
С
пеши
л
юбить, о
Л
ила,
И
с
нова изменяй...
Другие системы, спираль, цепь, квадрат и т. п., в сущности,-- комбинации трех основных. Не останавливаясь на них, приведем только один пример того, как вообще системы аллитераций тонко и отчасти причудливо располагаются в ряде стихов у Пушкина или, говоря терминами, в последовательной системе звукорядов:
Н
астанет
н
очь; лу
н
а обходит
Д
озором
д
альний
с
во
д
небе
с
,
И соло
ве
й
в
о мгле дре
ве
с
Напевы
з
вучные
з
аводит.
Т
а
т
ьяна в
т
емноте
н
е спи
т
И
т
ихо с
н
яней
г
оворит.
Если взять только те звуки, которые нами отмечены (из числа начинающих слово или ударный слог и кончающих одновременно слово и ударный слог), получатся следующие ряды:
н, н, -- н --;
д, д,-- д; с,-- с;
с -- в, в,-- в -- с;
зв, з -- в;
т -- т, т -- т;
н, с -- т;
т, с, н, -- т.
Однако явно, что в общей звуковой гармонии участвуют и другие звуки, например,
н
в слове "небес" (что образует рондо в двустишии: "
Н
астанет...
н
ебес");
д
в слове "древес" (другое рондо в двустишии: "
Д
озором...
д
ревес") и др.; кроме того гармонии много способствуют рядом повторяющиеся гласные, о (обходит, дозором, свод),
а
(настанет, луна),
е
(соловей, мгле, древес),
и
(спит, тихо) и др., но эта игра на гласных относится уже к другому отделу евфонии, к "учению об инструментовке",
5
Вообще те явления, которые мы здесь рассматриваем, ни в коем случае не ограничиваются пределом одного стиха. В системах звукорядов, т. е. в ряде стихов, в строфе, в целом стихотворении звуки располагаются, в частности у Пушкина, по тем же законам. Вот несколько простейших примеров того, как Пушкин принимал во внимание звуки слов, строя стихотворные периоды.
Таковы анафоры, стоящие в начале полустиший или в начале отдельных стихов:
Сво
ею кистию
сво
бодной и широкой...
-----
Про
роческих очей не
про
стирая в даль...
-----
Кот
орый Мельпомены
Кот
урны и кинжал...
-----
П
орхая над травой,
П
астушка робко дышит...
-----
Г
осподский дом уединенный,
Г
орой от ветров огражденный...
-----
П
омеркни, солнце Аустерлица,
П
ылай, великая Москва...
Эпифорами можно считать все рифмы; но, помимо них, встречаются эпифорические аллитерации, даваемые звуками сходными, но не тождественными:
И плюют на алт
ар
ь, где твой огонь г
ор
ит...
-----
Но как ви
н
о печаль минувших д
н
ей...
-----
Сердечной ревностью
гор
я,
Он взором опытным
гер
оя...
-----
Но дни младые
п
ролетят,
Веселье, нега нас
п
окинут...
Зевгмами являются все случаи срединной анафоры, перед цесурой и после цесуры, а в ряде стихов анафоры конечного слова одного стиха и начального другого:
Скажи, как в двадцать
л
ет
л
юбовник под окном...
В
еселый
Б
омарше
б
леснул перед тобой...
-----
Исполнен
о
твагой,
О
кутан плащом...
-----
Как ждет любовник
м
олодой
М
инуты сладкого свиданья...
-----
Но не бесчестишь
с
горяча
С
вою воинственную руку...
Рондо может принимать различные формы; Пушкин особенно любил начинать и кончать стих одним и тем же звуком; встречаются также сходные звуки
в
начале и конце двустишия или еще в начале слов, стоящих в начале и конце стиха или двустишия (анафорическое рондо):
К
ак сей увянувший цвето
к
...
-----
Н
е любит споров властели
н