ИГНАТИЙ [в миру Брянчанинов Дмитрий Александрович; 5(17).2.1807, с. Покровское Грязовецкого у. Вологод. губ.-- 30.4(12.5).1867, Николо-Бабаев. мон. Костром, губ.], богослов, публицист; святитель. Из древнего дворян. рода (восходившего к сподвижнику Дмитрия Донского -- Михаилу Бренко); по матери внук стихотворца А. Ф. Брянчанинова (18 в.). До 15 лет воспитывался дома, проявив раннюю духовную зрелость и стремление к уединенной жизни (об этом поведал в исповедальной "лирич. прозе" -- "Плач мой", написано не позже 1847, опубл. 1865, 3-е изд., СПб., 1905). В 1822--26 учился в Гл. инж. уч-ще; о его глубоком нравств. влиянии на однокашников рассказано Н. С. Лесковым в "Инженерах-бессребрениках" (1887). Выпущен инженер-прапорщиком, но по болезни в 1827 вышел в отставку (в чине поручика). Получив разрешение Николая I перейти в духовное звание, прошел послушание в ряде монастырей и в 1831 постригся в монахи. В 1834 возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицё-Сергиевой пустыни Петерб. губ. С 1857 епископ Кавказский и Черноморский (кафедра в Ставрополе); с 1861 "на покое" в Николо-Бабаевском мон. Костром. епархии.
Как "духовный делатель" И. близок к учению старцев Оптиной пустыни -- обители, духовно значимой для мн. рус. писателей и мыслителей 19 в. Его письмо о кн. Н. В. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями" (не позже начала апреля 1847) сохранилось в копии оптинского старца Макария [опубл. в извлечениях, без указания автора, в кн. "Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред "старцами" Оптиной пустыни" иеромонаха Иосифа (М., 1897); полностью -- в статье Д. П. Богданова "Оптина пустынь и паломничество в нее рус. писателей" -- ИВ, 1910, No 10]. По слову И., книга Гоголя "издает из себя и свет и тьму. Религ. его понятия неопределенны, движутся по направлению сердечного вдохновения неясного, безотчетливого, душевного, а не духовного. Он писатель, а в писателе непременно "от избытка сердца уста глаголют", или сочинение есть непременно исповедь сочинителя, по большей части им не понимаемая" (Соколов, ч. 2, прил., с. 121; П. А. Плетнёв, содействовавший изд. "Переписки", переслал отзыв Гоголю, мнение к-рого см.: Гоголь, XIII,305).
Творчество И., религ.-православное по смыслу и духу, разнообразно по жанрам. Своеобразные "стих, в прозе" -- краткие богомысленные "созерцания", исполненные религ.-символич. понимания природы ("Сад во время зимы", "Кладбище", "Роса" и др.; опубл. в кн.: Аскетич. опыты). "Иосиф. Священная повесть, заимствованная из Книги Бытия" (БдЧ, 1849, т. 96; рец.: ОЗ, 1849, No 10) с "Предисловием" (написано И., но дополнено и представлено от редакции), в к-ром герой повести противопоставлен Онегину и Печорину -- приманчивым и соблазнит, образам совр. "эгоистов" (и в к-ром автор назван "даровитейшим учителем благочестия на Руси, украсившим уже не однажды это издание" [что указывает на анонимное участие И. в журнале]; отд. 1, с. 115). Ряд назидатель-но-богослов. размышлений (эссе) о нравств. испытаниях и духовных дарах: "О слезах", "О чистоте", "Совесть", "Сети миродержца", "Восемь главных страстей" и др. (также вошли в "Аскетич. опыты").
В центре религ.-публиц. выступлений И. (собраны в изд. 1905, т. 4, под назв. "Аскетич. проповедь и письма к мирянам") -- нравств. возрождение человека, борьба с духом злобы, внутр. духовный подвиг. В связи с публикацией в "Правосл. собеседнике" (1859, No 3) анонимного "Слова об освобождении крестьян" (ошибочно приписывалось А. П. Щапову) И. разослал духовенству "Воззвание" (см.: Соколов, ч. 2, прил.), осуждавшее таившийся в "Слове" призыв к беспорядкам. А. И. Герцен обвинил его в апологии крепостного права (XIV,ук.). В "Замечаниях на отзыв журнала "Колокол" к Кавк. епископу Игнатию" (опубл.: БВ, 1913, No 2) И. показал, что Герцен своевольно приписал ему защиту "физич. рабства", тогда как его "воззвание", проповедуя всем гражданам "смирение" как евангельскую заповедь, имело целью сохранить гражд. мир при проведении столь радикальной реформы -- освобождения крестьян.
В богослов, соч. "Слово о чувственном и духовном видении духов", "Слово о смерти" (Соч., т. 2, 1865; полемич. разбор "Слова о смерти" в ст. Г. В. Говорова [Феофана Затворника] "Душа и Ангел -- не тело, а дух", М., 1891) следовал аскетич. святоотеческой традиции, начертав "идеал духовной трезвости, с особенным предостережением против мечтательности. Но аскетич. приготовление, смирение и самоотречение не заслоняют таинств, цели всего пути" (Флоровский Г., Пути рус. богословия, 2-е изд., Париж, 1981, с. 393). В "Аскетич. опытах" (ч. 1--2; в его кн.: Соч., т. 1,СПб., 1865; написаны в годы пребывания в Троице-Сергиевой пустыни) оживил интерес к древнему исихазму (этико-аскетич. учению о пути к единению человека с Богом через "очищение сердца" слезами и самососредоточение сознания).
Немало времени И. посвятил переводам святоотеческой лит-ры ("Избр. изречения св. иноков и повести из жизни их...", СПб., 1880; 4-е изд.-- "Отечник. Избр. изречения...", СПб., 1903), а также собиранию и обработке житийной лит-ры ("Краткие жизнеописания рус. святых", кн. 1--2, СПб., 1875). Издал ряд очерков о монастырях ("Валаамский монастырь", СПб., 1847; "Угреша. Ист. очерк", М., 1875).
Уделяя особое внимание стилю своих соч. и переводов, И. отмечал: "Мне очень нравился метод Пушкина... он беспощадно вымарывал в своих соч. излишние слова и выражения сколько-нибудь натянутые, тяжелые, неестественные... Его соч. получили необыкнов. чистоту слога и ясность смысла... Смею сказать, что и я стараюсь держаться этого правила" ("Письма Игнатия Брянчанинова... к Антонию Бочкову...", М., 1875, с. 29). И. состоял в дружеском общении и переписке с К. П. Брюлловым, М. И. Глинкой, А. А. Плещеевым (композитор, друг В. А. Жуковского и А. И. Тургенева), А. П. Бочковым (Антонием), В. И. Аскоченским и др. В 1988 Рус. правосл. церковь причислила И. к лику святых.
Изд.: Соч., т. 1 -- 4, СПб., 1865--67; 3-е изд., т. 1--5, СПб., 1905; О кончине мира..., 2-е изд., СПб., 1882, 4-е изд., 1899; "Здесь всё мне враждебно..." [Стих.).-- В кн.: H и л у с С, Святыня под спудом..., Сергиев Посад, 1911, с. 11 -- 12; Неизд. сочинения епископа И. [в т. ч. стих. "Совет душе моей" и полн. предисл. к пов. "Иосиф").-- БТ, 1971, No 6; On the prayer of Jesus, 2 Иd., L., 1965. Письма: PC, 1900, No 9, с 162--63 (письмо К. П. Брюллову); БВ, 1913, No 6--7, 9--11 (отд. изд.--СПб., 1913); БВ, 1914, No 1 -- 4; Из неизд. писем.-- "Вест. РХД", 1977, No 123; [Произв. И. и биогр. очерк].-- ЛУ, 1991, No 4.
Лит.: Пимен (Мясников), Восп., М., 1877 (ук.); Жизнеописание епископа И. ... и письма преосвященного к близким ему лицам, СПб., 1881 (рец.: "Странник", 1882, No 6); Учитель иноков.-- "Рус. паломник", 1886, No 42; Игнатий, В поисках живого Бога (Преосвященный И. и его аскетич. мировоззрение), М., 1913 (библ.); Купреянова А., Из семейных восп.-- БВ, 1914, NoNo 4--6; Соколов Л., Епископ И. Его жизнь, личность и морально-аскетич. воззрения, ч. 1--2, К., 1915 (содержит переписку; ук.); Марк (Лозинский), Святитель И.-- "Журнал моск. патриархии", 1968, No 11; 1969, No 2; [Житие И.].-- В кн.: Канонизация святых. Поместный собор Рус. правосл. церкви... [М.], 1988. + Некрологи, 1867: МВед, 19 мая, 22 июля; ДБ, No 24, 25 (В. И. Аскоченский). РБС; Брокгауз; Правосл. богослов, энциклопедия; Венгеров. Источ.; ИДРДВ; Рукоп. собрания ГБЛ. Указатель, т. 1, в. 2 (1917--47), М., 1986 (ук.).
Архивы: Описание архива И.-- БТ, 1971, No 6; ГБЛ, ф. 213, к. 106, No 15 (рукоп. "Думы затворника"); ЦГИА, ф. 834, оп. 4, д. 1694 (п. с. 1857 г.); ф. 796, оп. 445, д. 517 (список архиереев за 1860); ф. 1088, оп. 1, д. 532 (письма гр. Д. Н. Шереметеву; содержат автобиогр. сведения) [справка А. А. Хапачевой]; ИРЛИ, ф. 34, No 258, 262 (письма к А. П. Башуцкому); ГПБ (ук.).
Ш. А. Гумеров.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992