Брихничев Иона Пантелеймонович
Брихничев И. П.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   БРИХНИЧЁВ Иона Пантелеймонович [15(27).6.1879, Тифлис -- 28.3.1968, Москва], публицист, издатель, поэт. Сын ремесленника-кузнеца. Обучался в Кутаис. церк.-приходском уч-ще. В 14 лет поступил в Тифлис, духовную сем., по окончании к-рой получил сан священника и приход в с. Пасанаури, а затем был переведен в Тифлис.
   Лит.-публиц. и пропагандист, деятельность начал во время рев. событий на Кавказе в нач. 1906: два "Открытых письма..." в тифлис. газ. "Возрождение", где с позиций "подлинного христианства" осуждал черносотенное крыло духовенства и насильств. русификацию инородцев. Соединение полит, радикализма с религиозностью, стремление вскрыть "антихристианский" характер обществ, устройства, основанного на собственности, неравенстве и насилии, вразумить "Ивана Простого" характерно и для газ. "Встань, спящий!", к-рую Б. начал издавать с кон. апр. 1906, помещая в ней и собств. небольшие статьи. По донесению наместника на Кавказе прокурору Синода, они оказывали значит, влияние "на средние и низшие классы населения и войска" (ЦГАОР, ф. 124, 1907 г., д. 998). Газета неоднократно запрещалась и возобновлялась под др. назв., вплоть до ареста Б. в июне 1906, после к-рого он был приговорен к заключению сроком на год (освобожден в июне 1907 и выслан в Егорьевск Рязан. губ.), а решением Синода лишен сана.
   В 1906--07 Б. сближается с участниками моск. религ.-филос. об-ва (сотрудничает в ж. "Век") -- В. П. Свенцицким, епископом Михаилом Старообрядческим, В. Ф. Эрном, Г. С. Петровым, а с 1908 -- с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, через к-рых заочно познакомился с А. А. Блоком. В 1908--09 был изд. и сотр. ряда "народных" газет и ж-лов в Ростове-на-Дону (ж. "Пойдем за ним", "К свету"), Царицыне (газ. "Царицын. мысль", "Царицын. жизнь", "Город и деревня"; ж. "Слушай, земля", где, в частности, была опубл. легенда Б. "Огонь принес я на землю", 1909, No 1; отд. изд.-- М., 1912, запрещено цензурой), к-рые быстро прекращали существование из-за адм. и ценз, преследований. О популярности этих изд. у демокр. читателя свидетельствует письмо М. Горького ("Слушай, земля", 1909, No 2), в к-ром он просил Б. использовать свое влияние для сбора средств в пользу пострадавших от землетрясения в Мессине. Включаясь своими статьями в полемику о народе и интеллигенции, Б. обвинял интеллигенцию в элитарной замкнутости, призывая художников писать "на всю грамотную Россию" ("Слушай, земля", 1909, No 1, с. 2).
   С окт. 1910 жил в Москве, в 1912 активно сотрудничал в газ. "Руль". Был инициатором и организатором газ. "Новая земля" (после запрещения в кон. 1912 выходил ж. под назв. "Новое вино"), органа "голгофских христиан" -- секты нар. христ. социалистов, считавших, что путь к "спасению", к "новой земле" лежит через самопожертвование, через "Голгофу"; в их теоретич. платформе эклектически сочетались идеи франц. публициста и философа аббата Ламенне и учение Н. Ф. Фёдорова о "научной" победе над смертью и всеобщем спасении (ст. Б. "Новое вино", "Нов. вино", 1912, No 1; брошюра "Что такое голгофское христианство?", М., 1912) с проповедью обновления церкви и разрушения совр. гос. устройства. Б. стремился привлечь к сотрудничеству с "голгофцами" писателей-символистов (Блока, В. Я. Брюсова, С. М. Городецкого), однако их участие было эпизодическим (см.: Блок, VIII, 401). В "Новой земле" Клюев, творчество к-рого Б. интерпретировал как "поэзию голгофского христианства" ("Нов. земля", 1912, No 1--2, с. 3--6), опубл. значит, часть стих., составивших его сб. "Сосен перезвон" и "Братские песни". Высланный в 1913 из Москвы, живет на юге России, бедствуя и переезжая из города в город; в 1914 издал в Одессе сб. "Вселенское дело", в к-ром участвовал Брюсов.
   Б.-- автор стихотв. сб.: "Капля крови" (в. 1, М., 1912; рец.: Н. Клюев -- "Столичная молва", 1912, 4 июня), "Огненный сеятель" (М., 1913; 2-е изд., Од., 1913), "Осанна" (Од., 1914); "Пути живые" (М., 1916), "Литургия целому" (М., 1917). В стихах Б.-- родственные его публицистике образы пророков-мучеников, выводящих на путь всеобщего спасения и бессмертия, тема всеобъединяющей любви. Для поэтики Б. характерно обилие штампов символист, и демокр. поэзии, нередки стилистич. и версификац. неловкости.
   После Октября 1917 -- чл. Всерос. к-та ликбеза, сотр. Наркомпроса Грузии, деятель Пролеткульта, автор ряда популярных брошюр, в т. ч. по пропаганде атеизма.
   Др. произв.: брошюра "Горькая правда. Открытое письмо С.-Петерб. православному миссионеру Боголюбову" (СПб., 1913; с автобиогр. сведениями).
   Лит.: Эрн В., Пастырь нового типа, М., 1907; Блок. Зап. кн., 131; Брюсов В., Сегодняшний день рус. поэзии.-- РМ, 1912, No 7, с. 27; Азадовский К. М., Раннее творчество Н. А. Клюева.-- РЛ, 1975, No 3, с. 208--11; Базанов В. Г., Трудная биография.-- "Звезда", 1979, No 12; его же, К творческим исканиям Блока.-- В сб.: Блок и современность, М., 1981; Блоковский сб., в. 4, Тарту, 1981, с. 169; ЛН, т. 92, кн. 4, с. 445--50.
   Архивы: ГБЛ, ф. 516 (автобиография, письма); ЦГАОР, ф. 63, 1911 г., д. 1727; ф. 102, 00, 1907 г., д. 180; ф. 124, 1907 г., д. 998 [справка З. И. Перегудовой].

Д. М. Магомедова, Е. Б. Белодубровский.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru