БРЕШКО-БРЕШКОВСКИЙ Николай Николаевич [8(20).2.1874, Петербург -- 23.8.1943, Берлин], прозаик, журналист. Из старинного польско-укр. дворянского рода. Сын Е. К. Брешко-Брешковской.Из-за ареста и ссылки матери с дет. лет рос в семье дяди, В. К. Вериго, в Заславле на Волыни. После окончания Ровен, реального уч-ща (1893) переехал в Петербург, где поступил в акцизное ведомство контролером табачной фабрики. Через два года оставил службу и стал проф. литератором. Первое выступление в печати -- рассказ "Счастливый день Петра Ивановича" (ЖО, 1896, No 47). В ранних вещах Б.-Б. выступал как бытописатель провинции и запорожского казачества: пов. "Счастливая пора" ("Набл.", 1898, No 1, 2), "В забытой стороне" (там же, 1898, No 11, 12), сб. ""По течению" и др. рассказы" (СПб., 1900), "Из акцизных мелодий" (СПб., 1902); "Запорожец Подкова" (прил. к ЖО, 1897, No 12), "Петрусь Мар-тынюк" ("Б-ка "Задушевного слова"", 1900, 1--5; отд. изд.-- М.-- СПб., [1904]), "Неудачный набег" ("Воскресенье", 1901, No 1--4), "Гайдамаки" (там же, No 11--23), "Мазепа и запорожцы" ("Звезда", 1901, No 35--52). Критики указывали на "живую обрисовку характеров, тонкое понимание красот природы" (Д. Л. Мордовцев -- "Новости и бирж, газ.", 1900, 29 авг.; ср. отзыв А.А.Измайлова: БВед, 1899, 22 янв.).
С 1900-х гг. Б.-Б. выступает с многочисл. публ. о спорте, модах и т. п.-- в газ. "Бирж, вед.", "Пе-терб. газ.", "Рус. слово", "Голос Москвы", ж. "Звезда", "Север", "Нива", "Огонек", "Синий журнал" и мн. др. Являясь плодовитым худож. критиком ("В. Е. Маковский и его худож. деятельность", СПб., 1902; "Рус. художник В. В. Верещагин", СПб., 1904), высказывал суждения столь же наивные, сколь и категоричные -- так, в кн. "Рус. музей имп. Александра III" (СПб., 1903) Б.-Б. писал о "слабой технике" В. И. Сурикова, "слепой подражательности" М. В. Нестерова, "гениальности" Г. И. Семи-радского. В 1906 издавал и редактировал иллюстриров. ж. "Огни" (вышло 4 номера). Людям иск-ва посв. ряд романов Б.-Б., в т. ч. "Записки проходимца" (СПб., 1901), "Прекрасный мужчина" (П., 1917) и др.
Большим спросом (см. "Вест, лит-ры", 1909, No 5, с. 103--04) пользовались романы Б.-Б., посв. жизни борцов: "Чемпион мира", "Гладиаторы наших дней" (вошли в сб. "В мире атлетов", СПб., 1908) и "Чухонский бог" (К., 1910). Несмотря на отмеченное А. И. Куприным хорошее знание быта борцов, что, возможно, позволяло А. А. Блоку, интересовавшемуся в это время борьбой, "читать с увлечением... пошлейшие романы Брешки-Брешковского" (VIII, 331), они оставались художественно и идейно беспомощными. Как указывал В. Г. Короленко, у персонажей Б.-Б. "нет ни характеров, ни физиономий, а есть только мускулатура, зычный голос и большее или меньшее умение "брать на передний пояс" и "строить мосты"" (Короленко В., О лит-ре, М., 1957, с. 404).
Б.-Б. адресовал свои многочисл. романы, повести, рассказы, печатавшиеся на страницах газет и "тонких" ж-лов, невзыскательным гор. читателям, к-рые "не руководствуются мнениями строгой, серьезной критики", а читают лишь то, что соответствует их непритязательным вкусам ("Вест. лит-ры", 1911, No 3, с. 69). Проблематика романов Б.-Б.-- скандальная изнанка светской жизни ("Записки натурщицы", СПб., 1909; "В потемках жизни", П.-- М., 1914; Куприн видел в них "холодно риторичную, искусственно взвинченную, вымученную" порнографию,-- Куприн, 170), нем. и австр. шпионаж ("Гадины тыла", П., 1915, др. назв.-- "Шпионы и герои", П.-- М., 1915; "В сетях предательства", П., 1916, отрицат. рец.: Не-Буква <И. М. Василевский> -- ЖЖ, 1915, No 8; "Ремесло сатаны", П.,1916, положит, рец.: А. Бухов -- ЖЖ, 1917, No 5), воен. действия в Сербии ("Танцовщица Лилиас", П., 1916; "Дочь Иностранного легиона", П., 1916), распутинщина ("Позор династии", П., 1917). Стиль Б.-Б., как отмечал Куприн, это "водопад банальных, напыщенных выражений, шаблонных фраз и словечек, ходячих, готовых, затрепанных образов" (Куприн, 167).
В 10-е гг. Б.-Б. интенсивно работал в кинематографе; он был первым в России проф. писателем, приглашенным для написания сценария, участвовал в создании фильмов и как режиссер.
После 1920 -- в эмиграции, опубл. более 30 романов, в т. ч. антисоветских. С приходом к власти фашистов "поспешил в Берлин и там ревностно служил в органах фаш. пропаганды, пока не погиб во время бомбежки" (Любимов Л., На чужбине, М., 1963, с. 335).
Изд.: Повести и рассказы, СПб., 1901; Мятежная душа, СПб., 1901; Шепот жизни, СПб., [1903]; Карнавал смерти. Итальянские легенды и рассказы, СПб., 1908; Петербургская накипь, СПб., 1908; Шпионы и солдаты, П., 1915; Кровь Гогенцоллернов, П., 1915; Загадочная женщина, П., 1916; Горячая кровь, П., 1916; Дама с темпераментом, П., 1916; Необыкновенная девушка, П., 1917; В Ясной Поляне у гр. Л. H. Толстого.-- В кн.: Интервью и беседы с Львом Толстым, М., 1986.
Лит.: Горький, XXV, 150; Куприн (ук.); Ярославцев П. Д., Как борцы обманывают публику, М., 1913, с. 33--34; Василевский И. М. (Не-Буква), Что они пишут? Мемуары бывших людей, Л., 1925, с. 25--33; Гинзбург (ук.); Усенко Л. В., Критика А. И. Куприным псевдонародности бульварной лит-ры.-- В сб.: Вопросы рус. и заруб, лит-ры, Ростов н/Д., 1967. + Брокгауз; Мезьер; Гранат; Вишневский; Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 115, оп. 3, д. 41 (письма А. А. Измайлову); ИРЛИ, ф. 377; ГПБ (ук.).
М. П. Лепёхин, А. И. Рейтблат.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989