Боткин Василий Петрович
Боткин В. П.:биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   БОТКИН, Василий Петрович [27.XII.1811 (8.I.1812), Москва -- 10(22).X.1869, Санкт-Петербург] -- очеркист, критик, переводчик. Отец -- крупный московский чаеторговец, среди младших братьев Б. известны: коллекционер Дмитрий, знаменитый врач Сергей, академик живописи Михаил; сестра Мария -- жена А. А. Фета. Окончил частный пансион В. С. Кряжева, затем занимался самообразованием. С юных лет Б. много путешествовал (Франция, Германия, Италия, Испания, Марокко и др.). В 30 гг. Б.-- романтик, переводчик Э. Т. А. Гофмана. В конце 1835 г. в кружке Н. С. Селивановского знакомится и сближается с В. Г. Белинским, участвует по его приглашению в качестве очеркиста и рецензента в журналах "Телескоп" и "Молва" (1836), затем -- в журнале Белинского и М. А. Бакунина "Московский наблюдатель" (1838--1839); подобно руководителям журнала, Б. увлекся Г. Ф. В. Гегелем, использовал метод философа в своих критических статьях, смешивая его, однако, с романтическими принципами анализа. Став с 1839 г. одним из ведущих сотрудников журнала А. А. Краевского "Отечественные записки", Белинский привлекает и Б., который печатает там статьи о музыке, живописи, о В. Шекспире, в основном романтически истолковывая его произведения, находя в них отображение авторской субъективности и "вечных", общечеловеческих начал. В обзорной статье "Германская литература" (1843) Б. изложил начало брошюры Ф. Энгельса "Шеллинг и откровение", не ссылаясь из цензурных соображений на автора и название; Б. впервые познакомил русского читателя с трудом Энгельса.
   В первой половине 40 гг. Б. отличается крайним радикализмом воззрений. В печатных статьях завуалированно, а в дружеских письмах откровенно он критикует современные государственные институты, церковь (прямо следуя книге Л. Фейербаха "Сущность христианства"); делит писателей на следующих "преданию и авторитету", глашатаев объективной действительности (Пушкин) и на "субъективных", проникнутых "пафосом отрицания и борьбы" (Руссо, Байрон, Лермонтов), явно симпатизируя последним. В оживленной полемической переписке с Белинским Б. иногда "трезво" оспаривал товарища, иногда в своем радикализме даже опережал его; напр., в письме от 22--23 марта 1842 г. он резко критиковал Пушкина за финал "Евгения Онегина"", за изображение "Татьяны, добровольно осуждающей себя на проституцию с своим стариком генералом" (Боткин В. П. Литературная критика.-- С. 246). Белинский позднее развил эту мысль в девятой статье своего цикла "Сочинения А. Пушкина". Друзья тогда увлекались творчеством Жорж Санд, ее пропагандой женской независимости. Б. влюбился во французскую модистку Арманс Рульяр, под воздействием Белинского и Герцена женился на ней (1843); брак оказался неудачным, спустя три месяца Б. покинул жену.
   В 1843--1846 гг. Б. путешествует по Европе. В 1844 г. в Париже, благодаря М. А. Бакунину, он знакомится с К. Марксом и французскими социалистами (П. Леру, Л. Блан и др.), присутствует на их совместном заседании 23 марта, видимо, в качестве товарища Бакунина. Б. был принят западными радикалами как "эмигрант, демократ, коммунист" (письмо А. Руге об этом совещании -- "Летописи марксизма".-- 1928.-- IV.-- С. 47), хотя к Б. можно было применить лишь понятие "демократа", да и тогда у него уже проявились либеральные тенденции: он часто выступал примирителем крайностей.
   В августе -- октябре 1846 г. Б. был в Испании (Мадрид, Севилья, Кадис, Гибралтар, Гранада и др.) и Марокко (Танжер), на основе личных впечатлений и исторических источников он опубликовал очерки "Письма об Испании" (Современник.-- 1847--1851; отд. изд.-- Спб., 1857), в которых отразилась эволюция автора от радикальных, демократических принципов к либерализму. Первые три письма (1847), созданные под влиянием западноевропейских впечатлений и идей кружка Белинского, в основном посвящены политическому и социальному положению современной Испании (впрочем, большое место занимают также описания испанских женщин, природы, быта), а в последних четырех, относящихся ко времени репрессий в России после французской революции 1848 г., речь будет идти, главным образом, об истории Испании (но и здесь немало описаний архитектуры, природы, быта).
   Б. ярко раскрывает сложное и напряженное состояние испанского общества, раздираемого противоречиями и гражданскими войнами, отмечает наиболее характерные национальные черты: свободолюбие, рыцарственное благородство, поэтичность, естественность, беспечность; в истории Испании Б. выделяет "три века правительственного безумства", деспотизма, инквизиции. Иногда Б. признает влияние экономических факторов на политическую жизнь, но в целом он утверждает необъяснимость первопричин движений истории, не видит других движущих начал, кроме "силы и хитрости" или идей. Отсюда возникает противоречивость в истолковании различных социальных факторов и событий; напр., равнодушие испанского народа к политическим переворотам наверху, к конституции и т. п. в разных местах "Писем..." объясняется разными причинами: то бесчеловечным угнетением, то отсутствием передовых идей.
   В "Письмах..." заметно усиление либеральных тенденций: Б. с упоением рассказывает о почти полном отсутствии антагонизма народа и привилегированных сословий, выступает против распрей любого рода, сетует на притеснения, которые терпят торговля и промышленность (естественно, в этих пассажах автор постоянно имеет в виду и Россию). Существенно, что Б. защищает право народов Азии и Африки на самостоятельное развитие, негодует на европейских колонизаторов.
   Литературе и искусству в "Письмах..." отведено немного места. Больше всего Б. привлекает живопись Б. Э. Мурильо, Д. Веласкеса, Ф. Сурбарана (Б. подчеркивает отображение ими действительности, но согласно с индивидуальными вкусами художников) и арабская архитектура (отмечается влияние кочевого быта и идеологии Корана). В анализах заметны и романтические тенденции: культ чувства, "природности" художника, интерес к импровизации и народной поэзии.
   Главные критические статьи Б. периода "Писем..." "Об эстетическом значении новой фортепьянной школы" ("Отечественные записки", 1850) и "Н. П. Огарев" ("Современник", 1850) также проникнуты романтическим пафосом; в поэзии Огарева отмечается музыкальность, субъективность, неопределенность, "тайная, томная сила" (Боткин В. П. Литературная критика.-- С. 158). Однако в свете своего интереса к национальному своеобразию Б. разделяет в искусстве две сферы: общечеловеческую (куда парадоксально относится и субъективно-лирическое начало) и объективную, народную, национальную: "Трагическое и лирическое сходны более или менее у всех народов, и только в одном комическом обнаруживается все резкое различие национальностей" (статья "Итальянская опера" // Современник.-- 1850.-- No 2.-- Отд. VI.-- С. 87). Б. штудирует труд немецкого литературоведа Г. Гервинуса "Шекспир" (1849--1850), где заметно стремление к историзму, и сокращенно переводит начальные главы этой книги: "Литература и театр в Англии до Шекспира", "Первые драматические опыты Шекспира" ("Современник", 1853, 1855).
   В 1855 г. Б. стал особенно близок к "Современнику", публикует там совместно с Некрасовым "Заметки о журналах за июль месяц 1855 г.", где именно Б. принадлежит знаменательный тезис: "Нет науки для науки, нет искусства для искусства,-- все они существуют для общества..." (Боткин В. П. Литературная критика.-- С. 173). Однако упрочение в "Современнике" революционных демократов начинает тревожить Б., он увлекается трудами Т. Карлейля, английского шеллингианца, враждебно относившегося к прогрессу и воспевавшего искусство и героев. Б. опубликовал перевод отдельных глав из цикла очерков Карлейля: "О ге_роях и героическом в истории", "Героическое значение поэта. Дант. Шекспир" ("Современник", 1855, 1856). В отсутствие Некрасова, при помощи И. И. Панаева Б. печатает статью "Стихотворения А. Фета" ("Современник", 1857), где, опираясь на идеи Шеллинга, Карлейля, Гете, частично -- А. В. Дружинина, защищает "теорию свободного творчества" (против теории Чернышевского), а в поэзии Фета выделяет музыкальность, "тихие, глубокие ощущения", "простодушие чувства", "праздничный взгляд на явления жизни" (Боткин В. П. Литературная критика.-- С. 220, 224).
   После 1857 г. Б., непрерывно путешествуя по Европе, изредка публикует путевые очерки.
   В 1863 г., после польского восстания, Б. из либерального западника становится консерватором-монархистом, вместе с Фетом пишет для "Русского вестника" резко отрицательную рецензию на роман Чернышевского "Что делать?" (не была опубликована). Б. долго вынашивал идею создать книгу об истории мировой живописи, но не успел осуществить, сохранились лишь небольшие отрывки. Большую ценность представляют письма Б. с разборами романов Тургенева и Л. Толстого. В письме к А. А. Фету от 9 июня 1869 г. он так охарактеризовал "Войну и мир": "Исключая страниц о масонстве, которые мало интересны и как-то скучно изложены,-- этот роман во всех отношениях превосходен <...>. Какая яркость и вместе глубина характеристики! Какой характер Наташи и как выдержан! Да, все в этом превосходном произведении возбуждает глубочайший интерес. Даже его военные соображения полны интереса, и мне в большей части случаев кажется, что он совершенно прав. И потом, какое это глубоко русское произведение" (Фет А. А. Мои воспоминания.-- М, 1890.-- Т. 2.-- С. 196). Тургенев отмечал, что образ Базарова "совершенно поняли... только два лица: Достоевский и Боткин" (Письмо к К. К. Случевскому от 14 апр. 1862 г.).
   Боткин как собеседник и корреспондент ценился в литературных кругах очень высоко: писатели посылали ему на суд свои произведения (Л. Толстой -- "Семейное счастье" и "Сон"), критики (Белинский, П. В. Анненков, А. В. Дружинин) прислушивались к его суждениям.
  
   Соч. Соч.: В 3 т.-- Спб., 1890--1893; Письма об Испании.-- Спб., 1857 (новое изд.-- Л., 1976 (серия "Литературные памятники / Изд. подгот. Б. Ф. Егоров и А. Звигильский); Переписка В. П. Боткина и И. С. Тургенева -- М., Л., 1930; Пер. на французский язык А. Звигильского.-- Париж, 1969; Пер. на польский язык В. Сливовской.-- Варшава, 1983; Литературная критика. Публицистика. Письма / Вступ. ст. и примеч. Б. Ф. Егорова,-- М., 1984.
   Лит.: Ветринский Ч. В. П. Боткин // Новое слово,-- 1894.-- No 12; Алексеев М. П. "Письма об Испании": В. П. Боткина и русская поэзия // Уч. зап. ЛГУ. Серия филологических наук -- Л., 1948; Егоров Б. Ф. П. Боткин -- литера тор и критик.-- Ст. 1--3 // Уч. зап. Тартуского ун-та.-- Тарту, 1963.-- Вып. 139 (приложение: Библиография трудов В. П. Боткина); 1965.-- Вып. 167; 1966.-- Вып. 184; Бернард Гр. В. П. Боткин // Советская музыка.-- 1968.-- No 3; Осповат Ал. Короткий день русского "эстетизма" (В. П. Боткин и А. В. Дружинин) // Литературная учеба.-- 1981 -- No 3; Щукин В. Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление.-- Краков, 1987.

Б. Ф. Егоров

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

как сбросить пароль с ноутбука
Рейтинг@Mail.ru