БОНДАРЕВ Тимофей Михайлович [3(15).4.1820, с. Михайловка (?) Донецкого округа Земли войска Донского -- 22.10 (3.11). 1898, с. Иудино Минусинского у. Енисейской губ.], писатель-самоучка, философ. Из крепостных. Отличался вольнодумством, проявлял интерес к просветит. и запрещенной лит-ре, знал и любил русскую поэзию. В 1857 отдан в солдаты. Служил в 26-м конном полку Кубанского казачьего войска, был одно время полковым дьяконом (Шохор-Троцкий К. С., Сютаев и Б., СПб., 1913, с. 13). В 1865 за переход в секту субботников был посажен в Усть-Лабинскую тюрьму, в 1867 сослан в Сибирь. Поселился вместе с семьей в Минусинском у. Енисейской губ., где занимался сельским трудом, сочинительством: "...боронил ли он, пахал ли, ехал ли в лес или просто шел куда... и, раз приходила какая-либо достойная внимания мысль", он "заносил ее на бумажку" (Белоконский И. П., Дань времени. Восп., М., 1918, с. 342). Так было написано гл. произв. Б.-- "Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца" -- в жанре филос. размышлений, по словам Б.,-- "проповеди" (ок. 1883; последняя ред.-- май, 1898). Изречение "В поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от нея же взят" ("Бытие", гл. 3, стих 19) Б. возводит в "первородный закон", полемизируя т. о. с обычным толкованием Ветхого и Нового заветов: "...За истину этой заповеди, которая есть мать и родительница всем законам и заповедям, никто и никогда ни одной капли крови и ни одной слезинки не пролил..." [письмо Л. Н. Толстому от 23 июля 1886.-- ГМТ, архив Б.]. 250 статей-"вопросов" "Трудолюбия..." освещают нравств. ценность труда, в духе нар. утопии выражают идеал братства и справедливости, а в целом -- демокр. миросозерцание крест, масс на рубеже веков, осознание ими обществ, противоречий ("...почему так, глупые люди умных, как калек или маленьких детей, хлебом кормят..."), возможных трагич. последствий человеческих судеб ("...праздность и тунеядство процветут и возвысятся, а хлеб и труд увянут и вознисяца"; из писем Л. Н. Жебуневу, 1883, 1885, ГМТ). На ряд прошений в 1883--84 (в т. ч. царю в 1883) о публикации рукописи "Трудолюбия..." Б. не получил ответа. При посредстве полит. ссыльных она попала к Н. К. Михайловскому, затем к Г. И. Успенскому (письмо Б. к нему опубл.: ГМ, 1915, No 6, с. 225--28), к-рый в очерке "Трудами рук своих" (РМ, 1884, No 11) опубл. 17 наиб. значит. "статей" со своими комм., связывающими "Трудолюбие..." с теорией прогресса Михайловского, что вызвало возражение Л. Е. Оболенского (РБ, 1884, No 12) и M. E. Салтыкова-Щедрина (XX, 102--103, 106). Успенский в то же время отмечал, что соч. Б. "произвело большое впечатление", что он получил "массу писем" (XIII,448). Страстным пропагандистом труда Б. стал Толстой: "Вся наука экономическая ничего подобного не сказала" (LXIII, 275). "Трудолюбие..." вместе с предисл. Толстого, в к-ром соч. Б. названо "очень замечательным и по силе, ясности, и по красоте языка, и по искренности убеждения..., а главное, по важности, верности и глубине основной мысли" (XXV, 463), было вырезано цензурой из "Рус. старины" (1888, No 2); частично опубл. в "Рус. деле" (1888, No 12, 13). По инициативе Толстого издано в Париже: "Le travail. Traduit du russe par B. Tseytline et A. Pages" (1890). Толстой, признавая влияние на него личности Б., отклонял вместе с тем попытки критики объявить его последователем Б. (LXVI, 435--38). Б., распространяя свое соч. в Минусин. округе, надеялся на коллект. продолжение труда и сделал к нему в 1886--88 ряд "приложений". Из "Трудолюбия..." вышли и др. соч. Б. (большинство не издано): "О нравств. значении земледельч. труда" (1886), "Первородное покаяние" (1890) -- оправдание Каина, построившего "первый город на земле", "Небесный посланник" (1894), "Польза труда и вред праздности" (1896), "Се Человек" (1890-е гг.), "Гордиев узел" (1898, у Б.-- "Гордеев...") -- сомнение в божественности Иисуса Христа. В "Спасении от тяжкой нищеты" (1897; ЕЖЛ, 1914, No 5) -- протест против помещичьей собственности на землю, разуверение в сочувствии его проповеди со стороны "главного правительства", правящего класса. Заново осмысляется жизнь и суть учения Б. в его духовном завещании -- "Памятнике" (1896), текст к-рого он высек на плите для собств. надгробия. Согласно завещанию Б., в столе над его могилой хранилась рукопись "Трудолюбия..." для всеобщего чтения.
В сер. 90-х гг. Б. сходится с зем. учителями П. В. Великановым, И. М. Черняевым, на артельных, в духе народничества началах организует ирригац. работы, пытается создать кооперацию по продаже хлеба и др. После революции идеи Б. использовали нек-рые сельскохоз. коммуны (напр., "Трудовая земледельч. община им. Т. Бондарева" в Бобровском у. Воронеж, губ.). Б.-- прототип Бидарева в ром. В. Я. Зазубрина "Горы" (Л., 1934; см. письмо М. Горького Зазубрину от 11 окт. 1933, в кн.: Лит. наследство Сибири, т. 2, Новосиб., 1972, с. 296).
Изд.: А. Ш. (Иванчин-Писарев А. И.), Деревенская философия.-- "Сиб. газ.", 1884, 1 июля; Учение Б., Женева, 1892 (предисл. и изложение гр. Л.Н.Толстого); Трудолюбие и тунеядство, или Торжество земледельца, [СПб.], 1906 (предисл. Л.Н.Толстого); ["Трудолюбие..."] (неполная публ.).-- В кн.: Владимиров Е. И., Б. и Л. Н. Толстой, Красноярск, 1938 (биогр. Б., прошения Б. об изд. соч.). Письма Б.: Л. Н. Толстому (1885 -- 98).-- В кн.: Корреспонденты Л. Н. Толстого, М., 1940; [Выдержка из письма Б. к Толстому).-- В кн.: Толстой, LXVII, 160; Г.И.Успенскому (1890).-- ГМ, 1915, No 6, с. 225--27; Д. П. Маковицкому (1898).-- В кн.: "Толстовский ежегодник", СПб., 1914. Письма к Б.: Толстой, LXIV--LXVII, LXX; Яснополян. сб-к, Тула, 1968.
Лит.: Толстой, XXXI [О Т. М. Бондареве. Для "Словаря" С. А. Венгерова); Михайловский Н. К., Десять лет спустя.-- В его кн.: Критич. опыты, СПб., 1887; Арефьев В., В поисках правды (Из поездок по Сибири).-- "Вест. всем. истории", 1901, No 11, с. 74--89; Пругавин А. С., О Льве Толстом и толстовцах, М., 1911; [Горощенко К.], Т.Бондарев (Из личных восп.).-- ИВ, 1913, No 7; Амфитеатров А. В., Собр. соч., т. 22, СПб., 1914, с. 28--31; Mинокин M. В., Т. М. Бондарев.-- В кн.: Зап. Хакас, н.-и. ин-та языка, лит-ры, истории, в. 2, Абакан, 1951; его же, Лев Толстой и крест, писатели.-- В кн.: Толстовский сб-к, Тула, 1962; Барашков-Эпчелей И., Т. Бондарев.-- "Сиб. огни", 1958, No 5 (восп. сына Б. и Богданова, с. 152, 156); Косованов А., Б. и Л. Толстой, Абакан, 1958; Раппопорт Г., Страницы лит. прошлого Алтая, Барнаул, 1958, с. 95--100; Бутенко Н., Б., сиб. крестьянин-публицист.-- "Дальний Восток", 1961, No 6;Смиренский В. В., Где родился Б.? -- В кн.: Толстовский сб., Тула, 1964; Гусев H. H., Л.Н.Толстой. Мат-лы к биографии с 1881 по 1885, М., 1970 (гл. 6); Пруцков Н. И., Сиб. утопия Б. "Торжество земледельца".-- В кн.: Очерки лит-ры и критики Сибири (XVII -- XX вв.), Новосиб., 1976; Клибанов А. И., Нар. социальная утопия в России XIX в., М., 1978, гл. 6; Петров И., Сиб. корреспондент Л. Н. Толстого.-- В его кн.: Не забудь их, моя Россия!, Омск, 1984, с. 127--75; Моложавенко B.C., Судьба креп, философа.-- В его кн.: "Был и я среди донцов...", Ростов н/Д., 1984, с. 85--95; ЛН, т. 90 (ук.). + НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.); ССЭ; КЛЭ.
Архивы: ГМТ, ф. Т. Л. Сухотиной; Минусинский краеведч. музей (оп. 2); ГБЛ, ф. 648 (А. И. Клибанова); ЦГАЛИ, ф. 2 (гранки "Трудолюбия...").
Г. В. Краснов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989