Бронникова Е. [Вступительная статья: Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских...] // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII--XX вв.: Альманах. -- М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1992. -- С. 469--470. -- [Т.] II--III.
Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских...
В коллекции стихотворений ЦГАЛИ (ф. 1346, оп. 1, ед. хр. 56) хранится небольшая рукописная книга "Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских, изображенных в ямбических белых четверострочных стихах: -- в разныя времена и при разных поводах и случаях. А... Б... в 1817 году в Дворенинове". Это весьма любопытный документальный памятник отечественной словесности, памятник целостного христианского мироощущения.
Книга принадлежит перу Андрея Тимофеевича Болотова (1738--1833), человека разносторонних интересов: естествоиспытателя и философа, садовода и автора известных воспоминаний "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков".
Рукописная книга размером 10 см x 16 см, объемом 304 страницы имеет темно-бордовый кожаный переплет, на корешке которого вытеснено: "Вздохи". На форзаце книги ее владельцами были сделаны записи следующего содержания: "Сочинение Андрея Тимофеевича Болотова, подаренное мне теткой Александрой Петровой Воронцовой-Вельяминовой"; далее -- другим почерком: "От Алексея Павловича подарена Николаю Павловичу, а от него Павлу Аркадьевичу, его племяннику. Варшава. 12 сентября 1882 года. Н. Воронцов-Вельяминов".
В книгу вложен листок бумаги, на котором дано разъяснение этих записей: "Павел Аркадьевич -- отец Михаила Павловича Вор.-Вел., проживающего ныне в Париже и являющегося собственником книги -- и сын Аркадия Павловича, брата упомянутых Николая и Алексея Павловичей. Их отец Павел Петрович Вор.-Вел. родной брат упомянутой Александры Петровны и сын Петра Ивановича Вор.-Вел. и Настасьи Андреевны, урожденной Болотовой -- дочери Андрея Тимофеевича Болотова" {ЦГАЛИ, ф. 1346, оп. 1., ед. хр. 56, л. 155.}.
"Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских" как-то затерялась среди огромного литературного наследия А. Т. Болотова и осталась не замеченной исследователями его творчества. Сведения об этой рукописной книге отсутствуют в наиболее полном описании рукописей Болотова, составленном историком литературы, библиографом С. А. Венгеровым в конце прошлого века {Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Т. V. СПб., 1897, с. 106--122.}. Факт этот можно объяснить отчасти колоссальным объемом написанного Болотовым в течение своей долгой жизни и составляющего, по подсчетам Венгерова, 350 томов обычного формата {Тамже, с. 107.}. Но главная причина -- в утвердившемся мнении о скудости поэтической музы Болотова, не поднимавшегося далее создания "худосочных опусов" {Тамже, с. 107; БердышевА. П. Андрей Тимофеевич Болотов -- выдающийся деятель науки и культуры. 1738--1833. М., 1988, с. 267--268, 300; Словарь русских писателей XVIII века. Вып. 1 (А--И), М., 1988, с. 117.}.
Однако не более ли близок к истине при оценке литературного дарования Болотова А. Гулыга, писавший: "Болотов -- стилист замечательный, придающий словам особое, порой прямо-таки музыкальное звучание. Но чтобы зазвучала эта музыка, нужна была дистанция во времени: сто лет назад многое в болотовской прозе (и в поэзии?! -- Е. Б.) ля нас это красота архаизма" {Гулыга А. Он писал о себе для нас // Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. М., 1986, с. 4.}.
Судя по описанию рукописей С. А. Венгерова, в основу "Дюжины сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских" были положены "Вздохи", написанные ранее.
Так, в коллекции иваново-вознесенского краеведа Д. Г. Бурылина (1852--1924) имелись "Чувствования и мысли утешительныя, увеселительныя", "Чувствования и мысли устрашительныя и укорительныя" и "Чувствования и вздохи благодарственныя ко Творцу и Богу" {Венгеров С. А. Указ. Соч., т. V., с. 116, 120.}. В 1892 г. Императорская Публичная библиотека приобрела рукопись А. Т. Болотова, озаглавленную "Чувствования и вздохи покаянныя ко Творцу и Богу. Сочиненныя в разныя времена А. Б. в Дворенинове {Отчет Императорской публичной библиотеки за 1982 год. СПб., 1895, с. 130, 131.}. В отчете библиотеки были опубликованы три четверостишия из 386, составляющих рукопись. "Покаянные" вздохи не совпадают с теми, которые вошли во "Вздохи 4-го разбора. Вздохи разкаяния и покаянныя" из рукописной книги, хранящейся в настоящее время в ЦГАЛИ {Ср.: РО ГПБ, ф. 89 Болотовы, No 101.}.
Не удалось установить, каким образом и когда "Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских" попала от потомков Анастасии Болотовой на государственное хранение.
При подготовке к публикации "Дюжины сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских" мы стремились к наиболее полному сохранению особенностей рукописи: сохранены архаизмы (незапно, егда, севодни, лзя);
сохранены случаи написания с заглавной буквы нарицательных существительных; сохранено различное написание некоторых слов: счастье--щастье, отцом--отцем и т. п.;
сохранено отсутствие или наличие мягкого знака между двумя согласными: нелзя--нельзя, сколко--сколько, делатся--делаться;
оставлено без изменений особенное написание некоторых слов: месец (месяц), блиска (близка), домайа (до мая), прозба (просьба), отъучать (отучать), выттить (выйти), нехочем, втеченьежизнимоея (в теченье жизни моей);
сохранено слитное написание частиц "ль" и "б";
сохранены окончания прилагательных и местоимений: "-аго", "-яго", "-ыя";
сохранена полностью авторская пунктуация;
сохранена авторская нумерация "вздохов".
"Вздохи" печатаются с некоторыми изменениями в орфографии. Буква "ять" заменена на "е", "і" -- на "и", "ъ" (ер) в конце слова опускается. Унифицировано раздельное написание предлогов с существительными, частицы "не" -- с глаголами, частиц "бы" и "ли" с существительными и глаголами. Обращения к Богу пишутся с заглавной буквы.
В угловые скобки заключены слова, прочитанные предположительно.
"Дюжине сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских" мы хотели бы предпослать отрывок из предисловия, написанного А. Т. Болотовым для своего нравоучительного сочинения "Чувствования христианина, при начале и конце каждого дня в неделе, относящиеся к самому себе и к Богу" и опубликованного в 1781 г. Н. И. Новиковым в типографии Московского университета:
"Не золотую и не бриллиантовую книжку предлагаю я Вам, благосклонный Читатель, а простую и содержащую в себе только слабое изображение чувствований и мыслей одного содержания Вашего, не стыдящагося тем званием, которое придано ему при Крещении.
Ежели Вы также не поставляете себе в стыд называться Христианином; имеете не совсем еще испорченное сердце; и не живете в явной вражде с самим Богом и Искупителем: то не сомневаюсь я, что может быть не одна, а многия из находящихся в ней мыслей, удостоятся Вашего благоволения; и Вы найдете в ней что-нибудь для Вас угодное, и не безполезное.
Когда же последует тому противное, и Вам будет она вовсе не угодна: то отпустите мне, что я неумышленно отяготил Вас сею небольшею книжкою, или чтением оной. В извинение свое скажу только то, что сочиняема она мною была не с теми мыслями, чтоб быть ей некогда преданой печати, также, что и теперь издаю ее не из тщеславия и не для получения корысти, а единственно только в том мнении, что может быть, послужит она кому-нибудь и иному в пользу, и найдутся люди, которые удостоив ее своим прочтением, меня за нее и не выбранят".
Болотов А. Т. Дюжина сотен вздохов, чувствований и мыслей христианских, изображенных в ямбических белых четверострочных стихах: -- в разные времена и при разных поводах и случаях А..... Б..... в 1817 году в Дворенинове // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII--XX вв.: Альманах. -- М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1992. -- С. 471--539. -- [Т.] II--III.