Болховитинов Евгений
Биографическое известие о митрополите Макарии

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:


   

Біографическое извѣстіе о Митрополитѣ Макаріи (*).

(*) Изъ новой книги: Словарь историческій о бывшихъ въ Россіи, Писателяхъ Духовнаго чина Грекороссійскія Церкви. Въ 2хъ Частяхъ. С. П. Бургъ. 1818. Она есть трудъ одного изъ ученѣйшихъ и трудолюбивѣйшихъ нашихъ Іерарховъ. Рдръ.

   Макарій, Митрополитъ Московскій и всея Россіи, Архипастырь знаменитый попеченіями о Церкви, обширными свѣдѣніями въ церковной Словесности, неутомимыми трудами въ сочиненіяхъ и отличнымъ даромъ Славянскаго краснорѣчія. Кто онъ былъ родомъ, о томъ неосталось никакого достовѣрнаго свѣдѣнія. Извѣстіе о немъ въ исторіи начинается съ того, что онъ въ молодыхъ лѣтахъ занимался живописнымъ искусствомъ; по вступленіи въ монашество, былъ Архимандритомъ Можайскаго Лужецкаго монастыря; a послѣ покоренія Новгородцевъ Великимъ Княземъ Василіемъ Ивановичемъ и послѣ 17-лѣтняго лишенія ихъ Архіерейской каѳедры, онъ первый, не по ихъ уже избранію, какъ бывало прежде, a по назначенію Великокняжескому поставленъ имъ Архіепископомъ въ 1526 году Марта 4; a въ 1542 году Марта 19 возведенъ на Московскую и всея Россіи Митрополію, и въ семъ званіи скончался 1564 г. Декабря 31.
   Съ самаго вступленія своего въ званіе Пастыря Новгородской Епархіи онъ первое вниманіе обратилъ на распространеніе вѣры Хрістовой въ сопредѣльныхъ Новгородской области Сѣверныхъ, мракомъ язычества еще покрывавшихся странахъ, и въ томъ же 1526 г. отправилъ въ Лапландію къ Бѣлому морю проповѣдниками одного изъ Софійскаго собора Священника съ Діакономъ, кои тамъ, при рѣкѣ Колѣ, основали и освятили первую церковь во имя Іоанна Крестителя и крестилъ многихъ Лопарей. Также узнавъ, что и изъ приближенныхъ къ Новугороду приморскихъ Чудскихъ племенахъ остались многіе языческіе обряды, онъ послалъ къ нимъ окружную увѣщательную граммату въ 1554 г., и велѣлъ разорять ихъ капища. Между тѣмъ занимался также исправленіемъ своего Духовенства и особенно благоустройствомъ монастырей Новгородскихъ; ввелъ въ нихъ общежительное правило въ трапезѣ, одѣяніи и послушаніяхъ; отмѣнилъ начальство Игуменовъ надъ женскими монастырями и жительство въ нихъ монаховъ, a уставилъ Игуменей и для служенія въ монастырскихъ ихъ церквахъ, опредѣлилъ бѣлыхъ Священниковъ; старался о переводѣ многихъ книгъ на Славенскій языкъ, и для сего содержалъ при себѣ ученыхъ людей. Между прочими книгами, вопреки общему тогда противу Латинскихъ писателей предубѣжденію, при немъ переведена Димитріемъ Толмачемъ въ 1556 гъ съ Латинскаго языка Псалтирь съ толкованіями Епископа Брунона, Іеронима, Августина, Григорія Вликаго, Беды Пресвитера и Кассіодора, и сокращенная Лѣтопись Исидора, Епископа Испаленскаго. Сверхъ всѣхъ сихъ Пасторскихъ попеченій самъ онъ въ Новѣгородѣ 12 лѣтъ трудился надъ составленіемъ Четіижъ Миней или житій Святыхъ, вообще православною Восточною и особенно Россійскою Церковію почитаемыхъ, и, какъ самъ пишетъ въ предисловіи къ онымъ, не щадилъ никакихъ иждивеній для собиранія всѣхъ къ тому нужныхъ свѣдѣній. По примѣру Прологовъ церковныхъ, онъ помѣстилъ между жизнеописаніями весьма много переводовъ, нравоучительныхъ словъ изъ Святыхъ Отцевъ и толкованій на Священное Писаніе Новаго Завѣта и на Псальмы Давидовы. Въ сихъ его книгахъ Славенское витійство во всемъ блескѣ и великолѣпіи, плодовитость мыслей безмѣрная и самыя вступленія къ жизнеописаніямъ занимаютъ большую часть оныхъ. Четыре огромныя книги составляютъ все сіе сочиненіе и называются Великими Четьими Минеями для отличія отъ меньшихъ, Св. Димитріемъ, Митрополитомъ Ростовскимъ, изданныхъ въ коихъ многія жизнеописанія почерпнуты и сокращены прямо изъ оныхъ. Но Макаріевы Минеи остались въ рукописяхъ, и списки оныхъ сохраняются въ Новгородской Софійской, Московской Патріаршей и другихъ монастырскихъ книгохранилищахъ.
   Между тѣмъ, когда въ малолѣтствѣ Царя Іоанна Васильевича своевольствовавшіе Бояре изгнали и заточили Всероссійскаго Митрополита Іоасафа, то по общему избранію возведенъ на мѣсто его Макарія, и потому переселился изъ Новагорода въ Москву. Здѣсь гораздо болѣе предлежало ему трудовъ. и даже опасностей. Онъ нашелъ Царя еще Двѣнадцатилѣтняго, безъ отца, безъ матери и безъ всякой опеки; Бояръ въ раздорѣ, въ сварахъ и междоусобіи другъ друга убивающихъ и Царю непослушныхъ; Церковь обуреваемую уже расколами; Духовенство безъ уваженія отъ внѣшнихъ и безъ устройства въ самомъ себѣ. Надлежало начать съ самаго Царя, испорченнаго уже худыми примѣрами, и поправить его воспитаніе. Онъ присовѣтовалъ ему жениться. Но предъ бракомъ, 1547 г. Января 16, въ Успенскомъ Соборѣ торжественно короновалъ его на Царство по обряду Константинопольскихъ Царей и предковъ его, a февраля 5 бракосочеталъ его самъ въ томъ же Соборѣ и всенародно сказалъ ему Пастырское поученіе. Потомъ, дабы отлучитъ его отъ развратныхъ Бояръ, онъ избралъ ему общество изъ благонравнѣйшихъ, и во первыхъ вызвалъ изъ Новагорода ко Двору одного благочестиваго и добродѣтельной жизни Пресвитера Сильвестра, которому особенно поручилъ увѣщаніе его и наставленіе. Изъ молодыхъ Бояръ благонравнѣйшій Алексѣй Адашееъ приставленъ къ нему ближайшимъ Coбесѣдникомъ. Все сіе общество, какъ говоритъ Князь Курбскій, по достоинству называлось тогда избранная рада, или Дума, и безъ совѣта ея ничего не дѣлано. Царь въ короткое время такъ исправился, что, по свидѣтельству Курбскаго же, не только своимъ, но и многимъ окрестнымъ языкомъ дивитися обращенію его и благочестію. Войско пришло въ чинной порядокъ; Бояре сдѣлались покорнѣе, и успѣхи оружія надъ врагами повсюду оказывались. Почтенный старецъ Сильвестръ, какъ свидѣтельствуетъ Царственная книга, былъ въ великомъ уваженіи y Государя и въ Совѣтѣ духовномъ и думномъ, и бысть яко все могій и вси его послушаху и никтоже смѣяше ни въ чемъ противитися ему и владѣяше всѣмъ своими Совѣтники.
   За симъ Макарій обратилъ вниманіе на исправленіе вообще Церкви и Россійскаго Духовенства. Для сего предъ вторымъ походомъ Царскимъ на Казань въ 1551 году назначилъ онъ быть Собору въ Москвѣ. Но дабы отклонить отъ себя ненависть суевѣровъ и раскольниковъ, не задолго предъ тѣмъ ополчившихся на Максима Грека и его заточившихъ за обличеніе ихъ, Митрополитъ не самъ открылъ Соборъ, а сочинены были отъ лица Царскаго во первыхъ трогательная рѣчь и 37 предложеній Собору въ благочестивыхъ выраженіяхъ и добродушнѣйшихъ Царскихъ желаніяхъ исправленія безпорядковъ церковныхъ. Приступлено было къ рѣшенію сихъ вопросовъ; но, какъ извѣстно, раскольники превозмогли всѣхъ своими во многихъ статьяхъ лживыми мнѣніями, и Соборъ сей сдѣлался новымъ соблазномъ Церкви. Кажется, отъ стыда самыхъ сихъ нелѣгкихъ рѣшеній ни одна современная Лѣтопись, ни самъ Макарій, ни гдѣ даже не упоминаютъ о бытіи сего Собора. Но дѣяніе онаго все осталось во многихъ спискахъ для потомства и извѣстно подъ именемъ Стоглавнаго Собора, такъ названнаго потому, что все онаго дѣяніе раздѣлено на сто главъ.
   Послѣ сего вскорѣ Царь отправился въ Казанской походъ. Предъ отъѣздомъ поручилъ онъ себя Митрополичьимъ молитвамъ, a Царство, Царицу и изъ оставшихся Бояръ его надзиранію. Митрополитъ напутствовалъ его трогательною рѣчью. Въ слѣдъ за тѣмъ послалъ онъ увѣщательную граммату, къ Русскому войску, собравшемуся предъ Казанью въ новопостроенномъ тогда городѣ Свіяжскѣ, и потомъ гораздо пространнѣйшую во увѣщаніе самому Царю на походѣ его. По благополучномъ же возвращеніи брата его изъ подъ Казани, онъ встрѣтилъ его въ Москвѣ привѣтственной рѣчью. Всѣ сіи какъ и другія грамматы и рѣчи его напечатаны въ Царственной книгѣ и въ иныхъ Лѣтописяхъ, a также и въ Древней Росс. Вивліоѳике. Но много еще грамматъ его и окружныхъ посланій къ Россійскимъ Архіереямъ, къ Духовенству и городамъ находится въ числѣ рукописей Московской Патріаршей Библіотеки. Всѣ онѣ писаны съ отмѣннымъ краснорѣчіемъ.
   Макарій имѣлъ горесть видѣть Россійскую Церковь обуреваемую не одними суевѣріями, восторжествовавшими на Стоглавномъ Соборѣ, но въ то же почти время и Протестантскимъ вольнодумствомъ послѣ явившейся въ Европѣ въ 1517 г. Реформаціи, съ удивительною скоростію проникшимъ въ Россію и открывшимся наипаче въ отсутствіе Царя подъ Казань. По возвращеніи его Макарій немедленно донесъ ему о сей опасности Церкви, и по произведенному слѣдствію оказалось, что нѣкто Матѳей Семеновъ Бакшинъ и два брата Григорій и Иванъ Тимоѳеевы Борисовы, совращенные однимъ Литовскимъ Аптекаремъ Матѳеемъ и другимъ Латынникомъ Андреемъ Хотѣевымъ, начали опровергать не только всѣ церковные уставы, преданія, службы и многія таинства, но и Божество Іисусъ-Хрістово. Изъ сего ясно, что заблужденія ихъ были Лютеранскія, a въ послѣдней статьѣ Социніанскія. Ересь ихъ распространилась не только въ Москвѣ между народомъ и даже между монашествомъ Московскимъ, но проникла и въ Заволжскіе монастыри до Бѣлаозера. На всѣхъ сихъ еретиковъ собранъ былъ 1555 г. по Никоновой Лѣтописи, a по другимъ 1554 года, Соборъ, который обличалъ ихъ, осудилъ и разослалъ въ заточеніе. Но многіе изъ учениковъ ихъ, скрывшись и разбѣжавшись по разнымъ провинціямъ и за границу, долго еще послѣ того разсѣвали тайно свое лжеученіе. Въ слѣдующемъ 1555 году, по повелѣнію Государя и Митрополита, паки созванъ въ Москву Соборъ изъ всѣхъ Россійскихъ Епископовъ о многоразличныхъ чиновъ церковныжъ и о многихъ дѣлахъ по утверждѣнію вѣры Христіанской, какъ сказано въ Никоновой Лѣтописи; a o какихъ именно, и былиль какія опредѣленія, ничего неизвѣстно. Вѣроятно, Макарій хотѣлъ поправить ошибки Стоглавнаго Собора; но конечно встрѣтилъ тѣ же прекословія, и потому ничего нерѣшено и даже ничего не предано потомству, Одно только то извѣстно, что на семъ Соборѣ уставлена Аpxiепископская Епархія въ новозавоеванномъ Казанскомъ Царствѣ и хиротонисанъ туда первый Архіепископъ Гурій.
   Сверхъ правительственныхъ дѣлъ по званію Митрополита и по отношенію ко Двору, Макарій занимался и въ Москвѣ Исторіею. Татищевъ утверждаетъ, что онъ дополнилъ и исправилъ Кипріановы Степенныя книги и въ нихъ вервые 26 лѣтъ правлеиія Царя Іоанна Васильевича описалъ порядочно по годамъ и съ достаточными обстоятельствами. Подобно тому и Миллеръ въ предисловіи своемъ къ изданной имъ въ Moсквѣ 1775 года въ двухъ Частяхъ въ 4 д. л. Степенной книгѣ говоритъ, что по извѣстію отъ достовѣрныхъ Россійскихъ писателей сочинена она двумя славными въ Россійской Церкви Митрополитами Кипріаномъ и Макаріемъ. Не смотря на сіе, нѣкоторые критики, замѣтивъ на стр. 76 первой Части сей книги въ началѣ жизнеописанія Великаго Князя Владиміра признаніе собирателя онаго, что писалъ онъ по благословенію и повелѣнію Митрополита Макарія, a во 2 й Части на стран. 244, находя похвалу Макарію. Заключили по сему, что и надъ всею книгою сей честь труда не принадлежитъ Макарію, такъ какъ и Кипріану. Но сверхъ того, что слава собирателя Владимірова жизнеописанія очевидно здѣсь относятся къ одной толъко сей статьѣ, a похвала Макарію могла быть вставлена отъ переписчика, Миллеръ еще въ помянутомъ предисловіи своемъ предупредилъ уже сіе возраженіе, сказавъ, что можетъ бытъ и другіе ученые ученые мужи, отъ Кипріана до Макарія Церкви служившіе украшеніемъ, къ сему при Митрополіи хранившемуся сокровищу свой также бисеръ присовокупили; но кто именно такіе были, не извѣстно. Притомъ хотя изданная Степенная не простирается далѣе жизни Макаріевой: но Миллеру небезъизвѣстно было что въ нѣкоторыхъ сей книги Спискахъ находятся небольшія прибавленія отъ слѣдующихъ государствованіяхъ. A въ одномъ спискѣ въ листъ, сохраняющемся въ Александровской Академической Библіотекѣ находится и очень большое Дополненіе, доведенное до временъ Царя Михаила Ѳеодоровича. Изъ сего также видно, что не одинъ былъ собиратель Степенной книги. Но въ число признаковъ труда Макаріева надъ сей книгою можно положитъ и краснорѣчивый слогъ оныя, коимъ Сей Пастырь отличился въ своемъ вѣкѣ, и то, что онъ по скромности мало тамъ о себѣ писалъ и даже не помѣстилъ въ ней своихъ Царю привѣтствій и посланій, которыя находятся въ современной ему Лѣтописи, извѣстной подъ именемъ Царственной книги.
   Въ доказательство попеченія сего Архипастыря о Церкви и просвѣщеніи соотчичей недолжно умолчать и о томъ, что онъ присовѣтовалъ Царю завести въ Москвѣ Славенскую типографію, и при немъ, въ послѣдній годъ его жизни, печатана, но послѣ его уже вышла изъ тисненія, первая книга Апостолъ. Сіе однакожъ полезное заведеніе потомъ надолго остановилось отъ злобныхъ и превратныхъ толковъ раскольничьихъ: и типографщики, обвиняемые за свое искусство въ ереси, принуждены были удалиться даже изъ Москвы.

-----

   [Евгений (Болховитинов Е.А.).] Биографическое известие о митрополите Макарии: Из новой книги: Словарь исторический о бывших в России писателях духовнаго чина грекороссийския церкви... // Вестн. Европы. -- 1818. -- Ч.102, N 21. -- С.25-35.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru