Болдырев Алексей Васильевич
Могаммедово путешествие на небо

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Могаммедово путешествіе на небо.

   Могаммедъ {Да простятъ мнѣ тѣ, которые привыкли называть Арабскаго законодателя Магометомъ, что я осмѣливаюсь вступиться за него и возвратить ему настоящее его имя. Арабы называютъ его Могаммедомъ; за чѣмъ же намъ перекрещать его въ Магомета? Мы смѣемся надъ иностранцами, которые коверкаютъ наши слова и Суворова называютъ Суваровымъ, Москву Мушкау; не позволимъ же Арабамъ смѣяться надъ нами, и законодателя ихъ станемъ впередъ называть Могаммедомъ, а вѣру Могаммеданскею. Е.}, предпринимая уничтожить идолопоклонство между своими соплеменными и ввести религію, которая бы соотвѣтствовала духу Арабовъ, чувствовалъ, что не достигнетъ своей пѣли, если соотечественники будутъ почитать его обыкновеннымъ человѣкомъ, если не будемъ видѣть въ немъ чего нибудь чрезвычайнаго, высшаго, божественнаго. Такимъ образомъ, прежде нежели отважился вступить на поприще законодателя, онъ хотѣлъ проложить себѣ дорогу къ сему великому поприщу и въ глазахъ современниковъ прослыть посланникомъ Божіимъ. Для сего старался разсѣять слухъ, будто Архангелъ Гавріилъ явился ему и объявилъ, что Богъ избралъ его своимъ посланникомъ. Сперва никто не хотѣлъ сему вѣрить и всѣ смѣялись надъ Могаммедомъ; но послѣ нашлись люди, которые повѣрили тому и старались увѣрить въ томъ другихъ. Такимъ образомъ первый шагъ былъ сдѣланъ.
   Ободренный симъ счастливымъ началомъ, Могаммедъ сталъ выдавать по частямъ Алкоранъ, утверждая, что получаетъ его отъ самаго Бога чрезъ посредство Архангела Гавріила. Нѣсколько времени довольствовался онъ симъ мнимымъ посредничествомъ Гавріила, -- но послѣ показалось ему это мало; онъ хотѣлъ.еще болѣе возвысить себя и Алкорану своему придать болѣе важности и почтенія; вздумалъ объявить, что удостоился бесѣдовать на небѣ съ самимъ Богомъ и получилъ отъ Него непосредственно многія наставленія. Могаммедъ не описалъ намъ своего путешествія на небо, но его послѣдователи сохранили всѣ подробности, касающіяся до его свиданія съ Богомъ. Сообщаю нѣкоторыя изъ нихъ читателямъ, чтобъ они могли видѣть игру фантазіи Восточныхъ жителей и вмѣстѣ могли судить, какимъ нелѣпостямъ вѣрятъ послѣдователи Арабскаго пророка.
   Могаммедъ лежалъ однажды ночью подъ открытымъ небомъ недалеко отъ Мекки. Вдругъ является предъ нимъ Архангелъ Гавріилѣ, вынимаетъ изъ груди его сердце, выжимаетъ изъ него черную каплю, -- начало прародительскаго гнѣва -- моетъ оное, наполняетъ вѣрою и познаніемъ и потомъ кладетъ его на прежнее мѣсто. Послѣ того приводитъ въ нему животное альборакъ {Могаммедъ говоритъ, что альборакъ похожъ былъ на осла и лошака. Другіе прибавляютъ, что сіе животное имѣло человѣческое лице съ лошадиными челюстями; что глаза его блистали какъ звѣзды, или какъ солнце, -- что оно было съ крыльями, бѣжало съ быстротою молніи и проч. и проч.}, т. е. бросающее молнію, на которомъ, по мнѣнію Могаммеданѣ, ѣздили всѣ пророки, когда исполняли повелѣнія Бога. Могаммедъ хотѣлъ было сѣсть на альборака, но онъ недался, и тогда только согласился на ето, какъ Архангелъ увѣрилъ его въ высокомъ и божественномъ назначенія Могаммеда и обѣщалъ ему мѣсто въ раю. Могаммедъ садится на альборака, поднимается съ нимъ на воздухѣ и въ мгновеніе ока переносится въ Іерусалимъ.
   Войдя въ храмъ, находитъ онъ Авраама, Моисея и много другихъ Пророковъ и Святыхъ, которые встрѣчаютъ его и начинаютъ молиться вмѣстѣ съ нимъ. Гавріилъ и Могаммедъ восходятъ потомъ на небо по свѣтлой лѣстницѣ, нарочно для нихъ приготовленной. По повелѣнію Архангела врата отворяются, и они вступаютъ въ первое небо. Оно было изъ чистаго серебра; звѣзды висѣли на золотыхъ цѣпяхъ огромной величины; Ангелы стерегли въ нихъ, чтобы демоны не приближались къ небу, не подсматривали за дѣлами, не подслушивали рѣчей обитателей небесныхъ и не могли привести ихъ въ искушеніе.-- Дряхлый старецъ, Адамъ, привѣтствуетъ Могаммеда и называетъ его величайшимъ изъ сыновъ своихъ и величайшимъ изъ Пророковъ. Здѣсь является взорамъ нашего путешественника множество Ангеловъ разнаго вида, и между ними бѣлой пѣтухѣ чудесной величины, который головою касался втораго неба, отстоящаго отъ перваго на 500 лѣтъ пути. Сіи Ангела предстательствуютъ у Бога за всѣхъ тварей, живущихъ на землѣ и имѣющихъ съ ними одинакой видъ; т. е. Ангелы во образѣ человѣческомъ ходатайствуютъ за людей, въ видѣ звѣрей за звѣрей, въ видѣ птицъ за птицъ и пр. Что касается до великаго пѣтуха, -- главнаго Ангела всѣхъ пѣтуховъ, -- то онъ каждое утро поетъ священный гимнѣ Богу такъ громко, что всѣ живущіе на небесахъ и землѣ слышатъ его голосъ, кромѣ людей и волшебницѣ; за нимъ начинаютъ пѣть и прочіе пѣтухи на небѣ и землѣ.
   Могаммедъ восходитъ потомъ съ Гавріиломъ на второе небо -- желѣзное. Ной встрѣчаетъ Арабскаго пророка и весьма радуется, увидя его. Ангеловъ здѣсь вдвое больше, нежели на первомъ небѣ, и между ними одинъ былъ такъ великъ, что казался, головою третьяго неба, которое отстояло, отъ второго на 500 лѣтъ пути.
   Нашъ пророкъ переходитъ въ третье небо, состоящее изъ драгоцѣнныхъ камней. Давидъ и Соломонъ привѣтствуютъ его. Здѣсь видитъ онѣ ангела смерти, сидящаго за большимъ столомъ, на которомъ онѣ пишетъ имена долженствующихъ родиться, считаетъ дни ихъ жизни, и какъ скоро назначенное имъ число лѣтѣ исполнится, вычеркиваешь ихъ, и они тотчасъ умираютъ.
   Въ четвертомъ небѣ привѣтствуетъ Могаммеда Енохъ. Здѣсь ангеловъ гораздо больше, нежели въ предыдущемъ небѣ. Одинъ изъ нихъ былъ такъ великъ, что касался головою пятаго неба, отстоящаго на 500 лѣтъ пути. Онъ находился въ безпрерывной горести; плакалъ и громко рыдалъ о грѣхахъ людей и о разрушеніи, которое они добровольно тѣмъ накликаютъ на себя.
   Наши путешественники восходятъ на пятое небо, состоящее изъ самаго чистаго золота, а по мнѣнію другихъ, изъ алмаза. Ааронъ привѣтствуетъ ихъ. Утверждаютъ, что здѣсь хранится огнь гнѣва Божія для закоренѣлыхъ грѣшниковъ, а особливо для порочныхъ Арабовъ.
   Шестое небо, на которое взошелъ Могаммедъ, состояло изъ нѣкотораго драгоцѣннаго камня, называемаго альгалала, т. е. свѣтлаго, блестящаго. Здѣсь находился Іоаннъ Креститель, и гораздо большее число ангеловъ, нежели на пятомъ небѣ.
   Наконецъ Могаммедъ съ Гавріиломъ вступаютъ на седмое небо, состоящее мнѣ божественнаго свѣта. Здѣсь видятъ ангела, имѣвшаго 70,000 головъ, каждая голова имѣла 70,000 лицѣ; каждое лицо 70,000 ртовъ; каждой ротѣ 70,000 языковъ, каждой языкъ говорилъ на 70,000 нарѣчіяхъ, на которыхъ сей ангелъ прославлялъ всемогущаго Бога, Авраамъ, отецъ правовѣрныхъ и наперсникъ Божій, возсидѣлъ на свѣтломъ тронѣ подлѣ храма Альмамуръ {Преданіе говоритъ, что сей храмъ совершенно похожъ былъ на Альгарамъ, или священный храмъ въ Меккѣ, и что еслибъ онъ перпендикулярно опустился съ седмаго неба на землю, то прямо упалъ бы на храмъ Мекканскій. По словамъ Могаммеда, храмъ Альмамуръ состоялъ изъ краснаго яхонта, и безчисленное множество свѣтильниковъ горѣли въ немъ.} и привѣтствовалъ Могаммеда.-- Тогда Архангелъ Гавріилъ принесъ Арабскому пророку три чаши, одну съ виномъ, другую съ молокомъ, а третью съ медомъ. Могаммедъ взялъ чашу съ молокомъ и выпилъ; и Гавріилъ одобрилъ выборъ Могаммеда. Другое преданіе говоритъ, что ему поднесены была двѣ чаши: одна съ молокомъ, а другая съ виномъ; и когда Могаммедъ предпочелъ первую, то услышалъ гласъ, говорящій ему: "Ты хорошо сдѣлалъ, Могаммедъ; ибо еслибъ ты выпилъ чашу съ виномъ, то народъ твой совратился бы съ прямаго пути и его предприятія не имѣли бы никакого успѣха."
   Потомъ Могаммедъ вознесенъ былъ къ дереву Лотосу, далѣе котораго не позволено было идти и самимъ Ангеламъ. Здѣсь увидѣлъ онъ четыре рѣки, изъ которыхъ двѣ среднія съ великою быстротою текутъ въ Рай, а другія двѣ суть Нилъ и Евфратъ; всѣ они вытекаютъ изъ подъ дерева Лотоса. Тутъ оставилъ Гавріилъ Могаммеда и препоручилъ его другому ангелу, Исрафилю или Исрафелю, которой имѣлъ милліонъ головъ; каждая голова имѣла милліонъ ртовъ; каждой ротъ милліонъ языковъ; каждой языкъ говорилъ милліономъ нарѣчій, на которыхъ сей ангелъ день и ночь восхвалялъ Бога.
   Могаммедъ, подъ руководствомъ Асрафеля, переходитъ два неизмѣримыя моря свѣта и одно, совершенно мрачное, проходитъ среди безчисленнаго множества Ангеловъ, покланяющихся и славящихъ Бога. Наконецъ достигаетъ того мѣста, гдѣ возвышается тронъ Господень и слышитъ гласъ, говорящій ему: "приближься, Могаммедъ, и предстань предъ лице Всемогущаго Бога." Онъ восходитъ выше и видитъ престолъ Господень, окруженные ослѣпляющимъ свѣтомъ; на правой сторонѣ трона написаны Арабскими словами имя Бога и его: ла алла илла алла уамогаммедъ расулъ алла, т. е. нѣтъ инаго Бога, кромѣ Бога и Могаммедъ посланникъ Его. Господь, въ знакъ милости своей, возлагаетъ одну руку на грудь его, а другую на плечо, -- и Могаммедъ чувствуешь пронзительной холодъ, проникающій даже до мозгу костей его; но въ то же время восхитительная и неизреченная сладость, проистекающая отъ присутствія Божія, разливается въ душѣ его и приноситъ ему совершеннѣйшее удовольствіе. Потомъ удостоивается пророкъ нашъ продолжительной и дружеской бесѣды съ Богомъ, Который открываетъ ему многія сокровенныя таинства, поучаетъ его въ законѣ, наставляетъ, какъ вести себя и какъ лучше научить народъ, надъ которымъ онѣ будетъ властвовать, и даетъ ему многія великія преимущества, а именно: что онъ будетъ совершеннѣйшимъ изъ всѣхъ твореній, будетъ почтенъ и превознесенъ выше всѣхъ смертныхъ, будетъ искупителемъ вѣрующимъ въ него, будетъ знать всѣ языки -- и добычи тѣхъ, которыхъ онъ побѣдитъ на войнѣ, будутъ принадлежать ему только одному. Наконецъ Богъ повелѣваетъ ему предписать ученикамъ своимъ, чтобъ они молились пять разъ въ сутки: 1) на зарѣ, прежде восхожденія солнца; 2) въ полдень, когда солнце начинаетъ склоняться на западъ; 3) по полудни, прежде захожденія солнца; 4) въ вечеру, по захожденіи солнца; 5) ночью, по наступленіи мрака.
   Получивъ такимъ образомъ всѣ нужныя наставленія изъ устъ самаго Бога, Могаммедъ возвращается къ тому мѣсту, гдѣ разстался съ Гавріиломъ, которой проводитъ его обратно чрезъ всѣ семь небесъ во Іерусалимъ, гдѣ Альборакъ ожидалъ его. Они вездѣ на пути своемъ встрѣчаютъ безчисленное множество ангеловъ, которые съ великою радостію привѣтствуютъ и поздравляютъ пророка. Въ Іерусалимѣ Могаммедъ садится опять на альборака и Архангелъ Гавріилъ сопровождаетъ его до Мекки.-- Здѣсь путешественникъ нашъ говоритъ Архангелу: "я, боюсь, чтобъ народѣ мой не сталъ обвинять меня во лжи и не вѣрить мнѣ, когда я разскажу ему всѣ подробности путшествія моего на небо." -- Гавріилъ отвѣчалъ ему: "въ етомъ случаѣ Абубекръ, вѣрный свидѣтель, подкрѣпитъ тебя, подтвердивъ всѣ обстоятельства сего чудеснаго происшествія, которое ты разскажешь."
   Сямъ кончилось путешествіе Могаммеда на небо; и когда онъ разсказалъ о немъ послѣдователямъ своимъ, то нѣкоторые изъ нихъ не захотѣли вѣрить такимъ нелѣпостямъ и отстали отъ него. Но Абубекръ, имѣвшій весьма большое вліяніе на Арабовъ, поддержалъ Могаммеда, объявивъ, что онъ совершенно вѣритъ его свиданію съ Богомъ. Послѣ сего никто не смѣлъ сомнѣваться въ истинѣ столь чудеснаго происшествія. Турки и до сихъ поръ еще празднуютъ съ большими увеселеніями путешествіе Могаммеда на небо.

Блдрвъ.

-----

   [Болдырев А.В.] Могаммедово путешествие на небо: [Пересказ араб. легенд] / Блдрв // Вестн. Европы. -- 1815. -- Ч.80, N 5/6. -- С.76-86.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru