Бохан Дорофей Дорофеевич
Мифотворчество А. А. Кондратьева

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Дорофей Бохан

Мифотворчество А. А. Кондратьева

Не оккультизм -- а демонология. Исследования А. Брюкнера, Л. Нидерле, И. Махаля и др. Выдумка Яна Длугоша. 69 сонетов Кондратьева. Их поэтическая ценность.

   Известный русский писатель и поэт А. А. Кондратьев, проживающий в своем имении близ Ровно, выпустил в свет небольшую книжку стихов под заглавием "Славянские боги"*. Это -- сборник 69 сонетов, написанных превосходным, чеканным стихом, опытной рукою настоящего поэта.
   А. Кондратьев -- поэт старой, пушкинианской школы. У него нет ничего от современных "измов", нет даже ассонансов; стих его -- красив и гладок, без вычурных рифм, читается легко и свободно. Что касается мифологии, автор является одним из редких специалистов в этой области -- русского и славянского фольклора. На Волыни, среди знакомых, А. А. Кондратьева называют в шутку "специалистом по чертям". Но в шутке этой много правды. Лишь такой специалист может решится выступить перед читающей публикой с "демонологическим" романом, каковым является его роман "На берегу Ярыни" (Берлин 1930). Это -- не оккультный роман в духе Крыжановской-Рочестер, не спиритическая повесть a la Конан-Дойль последнего периода: это материализация, воплощение в живые, поэтические образы водяных, леших, русалок и т. д. Можно по разному оценивать этот роман -- но невозможно отказать ему в совершенно исключительной оригинальности. Не менее оригинальны и прежние мифологические произведения А. А. Кондратьева: роман "Сатиресса" (1907) и рассказы, собранные под общим заглавием "Белый козел" (1908).
   Приступая к рассмотрению последнего сборника "Славянские боги", необходимо ответить на вопрос: имеет-ли какой-нибудь смысл возстановление в наше время -- если уж не культа, то просто памяти о каких-то старых языческих богах? На это ответить нетрудно: все зависит от того, как подойти к данному вопросу. Если подобную тему разрабатывает поэт -- он создает, конечно -- в меру своего таланта, цикл ярких образов, красивых картин, дает интересное и ценное в художественном отношении произведение поэзии. Ведь предметом поэзии может быть все решительно: мир реальных явлений и мир фантазии... Совсем другая картина получается, если вопрос о мифах будет затронут ученым исследователем; пустив в ход, по крылатому словечку исследователя, "стеклышко мудрости", он увидит то, чего не хочет видеть поэт: т. е. что мифы -- и впрямь суть мифы, т. е. выдумка, фантазия...
   Это хорошо понимает А. А. Кондратьев, который в предисловии к своим стихотворениям сам указывает, что "почти все славянские божества, не упомянутые средневековыми летописцами, и отчасти даже и упомянутые ими, взяты в настоящее время учеными под сомнение". Выражение это -- слишком мягкое.
   Если у А. Н. Афанасьева ("Мифологические воззрения славян на природу", "Сказка и миф"), Ф. И. Буслаева ("Оч. рус. нар. слов" т. II) или у чешских исследователей Л. Нидерле ("Быт древних славян") и И. Махаля ("Славянская мифология") встречается множество божеств разных сортов и степеней, то уже у А. Н. Пыпина ("Ист. Рус. Лит.", т. IV) их очень немного, а у польского ученого А. Брюкнера ("Mitologja Polska", "Dzieje kultury polskiej" и ряд статей) -- от "славянского Олимпа" не осталось ничего. В новейшем издании своей интереснейшей работы (1924 г.) Л. Нидерле полемизирует с А. Брюкнером, выступая в защиту целого ряда славянских божеств -- но, надо признаться, неудачно.
   Не вдаваясь в излишние подробности, неуместные в настоящей заметке, отсылаем читателя к книге А. Брюкнера "Mitologja Polska" -- там знаменитейший польский славист, во всеоружии современной науки, докапывается до "происхождения" всего славянского Олимпа: Ладо, Иесса, Лель, Попель, Дзидзеля, Дзеванка, Похвист-Позвизд и т. д. А. Брюкнер доказал, что весь этот Олимп был просто выдуман польским историком XV века Яном Длугошем. Длугош писал ("Mit. Pol." str. 17): "Известно, что Поляне верили и чтили Юпитера, Марса, Венеру, Плутона, Диану и Цереру. Юпитера они на своем языке называли Иеша; Марса -- Лядо; Венеру -- Дзидзеля; Плутона -- Ния, Цереру -- Мажана, Диану -- Дзевана". Позднейшие хроникеры и летописцы повторяли фантазии Длугоша, свидетельствуя об их истинности. В исследовании А. Брюкнера точно указано -- какие источники были в распоряжении Длугоша, и каким образом он "дошел до создания" всех этих никогда несуществовавших в воображении народа божеств. Ведь понятно совершенно, что в XV веке народ, крещеный в X веке, не мог чтить или хотя-бы помнить даже и действительно чтившихся в IX -- X век. старых богов! Длугош, из своего славянского и польского патриотизма, хотел доказать, что древние славяне были не менее культурны, чем древние греки и римляне; они знали даже богов последних -- только называли их по "своему"...
   Но в лице А. А. Кондратьева мы имеем не ученого исследователя, а фольклориста -- поэта. Независимо от того, существовали-ли в памяти народа Сыварог, Волос, Перун, Мокош, Стрибог, Дажбог и т. д. -- в его изящных, безукоризненных по форме сонетах мы имеем характеристику целого ряда богов, божков и демонов-духов древних славян.
   Автора, пожалуй, можно упрекнуть в несовсем удачном выборе формы, в которую он облек свою "славянскую мифологию": лучше было-бы, еслибы он не стеснял себя формою сонета, имеющего свои законы, выработанные веками (Петрарка, Данте -- XIII в.) а писал свободно, разнообразно по своему усмотрению.
   Сами по себе стихи А. А. Кондратьева прекрасны. Вот начало "Перуна":
   
   "Я -- князь богов, Перун. Престол мой выше туч;
   Далеко молнией разит моя десница;
   Грохочет по небу, сверкая, колесница,
   Когда я мчусь на ней, ужасен и могуч".
   
   А вот как начинается по небу "Стрибог":
   
   "На острокрылого огромного стрижа
   Похожий издали, стрелой пронзаю тучи;
   Над скалами лечу, кружася и визжа,
   Я -- ветров буйных князь и дед, Стрибог могучий".
   
   Трудно от поэта требовать точности ученого, и не в укор будь сказано А. А. Кондратьеву, что едва-ли А. Брюкнер или Л. Нидерле могли-бы согласиться с производством имени "Стрибог": от названия птицы стрижа! Лет восемьдесят тому назад К. В. Войцицкий производил "Варшаву" от Варша и Евы!... Досужие "исследователи" слова Могилев производили от "могилы льва", очевидно, прибежавшего из Африки и скончавшегося на берегу Днепра. Трудно также из имени Pripegala, упоминаемого в древней рукописи XII в., делать "Припекало" -- бога огня! Брюкнер упоминает божка "Переплюта" -- столь-же подозрительный бог, как и Припекало!
   Превосходен сонет "Полудница". Невольно хочется сравнить изображение этой богини, данное А. Кондратьевым, со знаменитой чешской балладой Яна Неруды. "Полудница" -- чешского поэта -- не добрый дух, обходящий поля и селения в жаркий день, а злобное существо, отнимающее (т. е. лишающее жизни) ребенка у матери, вследствие неосторожного обращения последней к Полуднице.
   Не будем подробно останавливаться на отдельных стихотворениях, в этой необыкновенной книге стихов; не будем также делать многих выписок -- для всякого любителя подлинной, не изгаженной "измами" поэзии -- небольшая книжка А. А. Кондратьева явится источником большого эстетического наслаждения.
   69 сонетов А. А. Кондратьева -- это подлинное мифотворчество, не имеющее прецедента в истории русской поэзии. В блестящей эпопеи Юлия Зейера "Вышгород" мы имеем дивные образцы подлинного мифотворчества в чешской поэзии -- в области эпоса; А. Кондратьев -- сделал то же в целом ряде сонетов (сонет, повторяем, здесь так же мало подходит, как напр. триолет у Р. Квятковского в его польских переводах... с японского и китайскаго!).
   И -- еще одно, последнее, замечание: может быть, поэт имеет больше прав, чем ученый! Пусть богов этих не было, пусть народ их не знал, пусть их выдумал Длугош, Козьма Пражский, Саксон Грамматик, Адельгот Магдебургский, Меховита, Кромер и т. д. -- они живут в сонетах нашего поэта, говорят нашему сознанию, нравятся нам и волнуют нас... Как ни хороша действительность, реальная жизнь -- а сказка, да еще прекрасная поэтическая сказка -- лучше ея...
   Горячо рекомендуем всем любящим русскую поэзию ознакомиться с этой маленькой книжкою А. А. Кондратьева.
   
   * Александр Кондратьев. Славянские боги. Стихотворения на мифологическия темы. Ровно 1936 in 16, стр. 74.

Д. Д. Бохан

   Д. Д. Бохан. Мифотворчество А. А. Кондратьева // Новая искра. 1936. No 128, 13 августа.
   
   Подготовка текста: Лариса Лавринец, 2002.
   Публикация: Русские творческие ресурсы Балтии, 2002.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru