Богуш-Сестренцевич Станислав
От митрополита римских церквей в России, Станислава Сестренцевича Богуша

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    [Воззвание собрать ополчение против Наполеона I].


От митрополита римских церквей в России Станислава Сестренцевича-Богуша

   Преосвященным епископам, прелатам каноникам, деканам, провинциалам, настоятелям церквей и монастырей, и всем исповедующим римско-католическую веру.
   Свету известный враг Европы, враг рода человеческого, Наполеон Бонапарт, по пленении и опустошении многих стран, дерзает простирать злобные намерения свои и на пределы России, отечества нашего. Богом руководимый, кроткий Александр, отец своих подданных, нашел себя в горестной для человеколюбивого сердца его необходимости произвести всеобщее в империи своей ополчение. Все состояния призываются гласом угрожаемого опасностью отечества нашего к содействию в противопоставлении твердого оплота силе и козням вражьим. Призывается и сан духовный, предстоящий алтарю Господню, да действует он согласно с священною волею благочестивейшего государя нашего.
   Пастыри духовные! Вы обязаны печься о благе вверенной вам паствы. Служение отечеству соединено тесною связью с служением алтарю Господню. -- Бог, Творец всяческих, есть источник порядка; от Его десницы истекли блага правительств, и рушитель тишины и спокойствия народов, ополчающийся против властей предержащих, не может не быть противником воли Божией, противником самого Бога. Пастыри духовные! Се предстоит вам время явить, паче нежели когда-либо, ревность и усердие ваше ко благу общему. Да проповедуя Слово Божие, препоясав чресла ваши истиною, внушаете вверенной вам пастве кротость и повиновение. Потщитесь направлять увещаниями вашими мысли и сердца сынов вверенной вам церкви, к безропотному служению отечеству и государю, к ревностному исполнению их обязанностей, к твердому и мужественному сопротивлению силе и хитростям вражьим. Потщитесь истолковать им, со одной стороны, что средства к отражению врага, правительством предприемлемые, суть средства предписываемые необходимостью; что долговременное или краткое продолжение беспокойств и трудностей всеобщего ополчения зависят от верности, усердия и мужества подданных российских; с другой, что малодушие, слабость, а паче неповиновение и строптивость несомненно породят бедствия некончаемые; что единодушие сынов российских вскоре может ниспровергнуть намерения злобствующего врага, истребить его начинания, и изгладить бедствия, им порожденные; что разномыслие, напротив, продлит оные на времена бесконечные.
   Средства неприятеля общего состоят не в храбрости его воинов, но паче в ухищрениях и ложных обольщениях.
   Нет сомнения что он потщится искушать паству вашу коварствами и лестью; но язык его, язык исполненный притворства и прельщения известен: нет нужды искать отдаленных доказательств вероломной совести Наполеона. Известно какие бедствия постигли тех несчастных соотчичей ваших, которые за несколько пред сим лет по неблагоразумию своему вступили в службу его. Вспомните сей несчастный поход, о котором говорено было во всех публичных известиях. Вспомните тех несчастных сограждан ваших, отправленных Наполеоном на остров Сент-Доминго; вспомните, что кроме пятисот из них, спасшихся бегством на корабле английском и отдавшихся в плен почти, ни один не избег от ярости и убийственных рук негров. Вопросите, где сии ополчения соотечественников ваших посланных в Италию? Сколько остается еще их в Калабрии? Легион Польский, о котором с похвалою повторяемо было в публичных известиях (в газетах), не есть остаток вызванных оттуда, не есть остаток сих безрассудных, присоединившихся прежде к войскам французским; нет, и память сих несчастных погибла. Легион же Польский состоит из новоизбранных. Какую мзду обрели соотчичи ваши, предавшиеся вероломно в руки французов? Рекрутство, контрибуции и бесчисленные сборы были единою их наградою.
   Бонапарт не может представить вам выгод и со стороны религии. Мы исповедуем веру свою в России без малейших стеснений и с такою свободою, как бы она была верою господствующею. Но и с сей стороны непременно должны вы назирать за собою, дабы не подпасть искушениям Наполеона, сего ума злочестивого, и толико обильного в ухищрениях и прельщении. Он знает, что религия есть могущественнейшая движущая сила для душ благорожденных. Нельзя определить путей, коими будет он искать вкрасться в сердца соотчичей ваших. Но известно, что не быв привержен ни к какой религии, он всегда употреблял ее, так как средство политическое: чтоб пленить умы египтян, он признал пред муфием Магомета истинным пророком; чтоб привлечь к себе евреев всего света, он тщится представить себя им в лице мессии их. Пастыри духовные! Вы просвещены учением, просвещены светом Евангелия, и удобнее простолюдинов можете отличать истину от неправды. Потщитесь в поучениях ваших вразумлять их о истинных их выгодах; представлять им те попечения монарха их, коими они толико лет пользуются; те блага, коими наслаждаются они под кроткою державою российскою! Потщитесь обращать внимание их на ужасные бедствия, произведенные в соседних нам странах рукою жадного и гордого их завоевателя, или паче опустошителя; на слезы несчастных жертв коварства его и бесчеловечия; и да проповедуя истину, внушите омерзение к тирану, поправшему святость прав народных, законы человечества, глас совести, глас Божий, в Евангелии напечатленный.
   Нет пределов ни действиям, ни намерениям рушителя тишины общей; нет границ его властолюбию. Непрестанно присоединяет он к неправедно похищенной им державе своей страны чуждые, и от лютости ли своей не зная спокойного наслаждения, или от непрестанной боязни лишиться приобретенного им чрез коварства, налагает оковы на народы им покоренные. Где след его, который бы не был обагрен кровью? Где место, которое не было бы ознаменовано разрушением, если рука его коснулась оного? И слабо сопротивляться ему, и подло преклоняться на его обольщения, есть приносить себя в жертву его властолюбия.
   Не горе ли есть пасть в сети врага лукавого? Не добро ли есть противостать врагу толь злобному? Пастыри стада Христова, призванные на святое служение истине! Внушайте чадам церкви, коль велики опасности облежат их; если твердость их истинным сынам отечества свойственная поколеблется; внушайте, коль великая слава ожидает верных сынов России! Она единая, с помощью Бога, правде поборающего, предшествовала до ныне оружию российскому. Но коль праведно подъемлет ныне оружие кроткий монарх наш, Александр Первый! Благодарность отечества, благословения потомства и неувядаемый венец в вечности суть награды, готовящиеся сподвижникам воли его. Да будут дни его яко дни неба на земле; да даст Господь крепость нам; да просветит очи наши, да живем под сенью Его, да работаем Ему дни многие, и обрящем благодать пред Ним. Служители церкви Божией! Просвещая паству вашу о истинном долге ее и обязанностях, внушая в нее кротость, повиновение и мужество, утверждая в ней правила верных подданных и добрых граждан, воссылайте мольбы свои ко Всевышнему о ниспослании всесильной Его помощи к отражению врага, и к скорому восстановлению тишины и спокойствия, единых источников благоденствия.
   Принесем днесь моление Всевышнему.

Молитва I. (Oratio)

   Господи Боже сил, побеждаяй крепостью Твоей восстающих на уповающих на Тя! помози рабом Твоим, благоутробию Твоему молящимся; да поправ ковы супостатов наших, восхвалим Тя непрестанными благодареньми купно с единородным Твоим Сыном Господм Нашим Иисусом Христом, и святым и благим и живошворящим Твоим Духом, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва II. (Secreta)

   Господи! не отрини жертву, нами Тебе приносимую, воеже избавити нас от лукавнующего на ны врага и супостата, и сохрани Святою Твоею Десницею восхваляющих Тя, купно и проч.

Молитва III. (postcommunio)

   Боже царствующих и Господи господствующих, иже наказуяй наказуеши ны, смерти же не предаеши, и прощая прегрешения наша, спасаеши верных Твоих яви нам милость и благоутробие Твое; насадит между нами мир и тишину Божественною силою Твоею да насладимся оным правдою Твоею всегда, ныне и присно ибо веки веков. Аминь. Святый Боже, Святый крепкий и проч.
   Подписано: митрополит Станислав Сестренцевич-Богуш, архиепископ Могилевский.

Санкт-Петербург.
Января 25 дня 1807 года.

-----

   Сестренцевич-Богуш С.Я. От митрополита римских церквей в России, Станислава Сестренцевича Богуша: [Воззвание собрать ополчение против Наполеона I] / Митрополит Станислав Сестренцевич-Богуш, архиепископ Могилевский // Вестн. Европы. -- 1807. -- Ч.31, N 4. -- С.302-309.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru