Помѣщаемый въ текстѣ этой статьи, представляющій большую библіографическу ю рѣдкость, документъ имѣетъ весьма важное значеніе для изученія исторіи развитія конституціонныхъ идей въ Россіи. Онъ былъ напечатанъ въ очень небольшомъ количествѣ экземпляровъ въ Женевѣ въ декабрѣ 1882 года подъ названіемъ "Политическая программа общества Земскій Союзъ". Въ статьѣ "Земскій Союзъ, или Священная Дружина" {"Русская Мысль" 1912 г. Октябрь.} я привелъ изъ этой программы {Какъ будетъ ясно изъ дальнѣйшаго, это не "программа", а разработанный конституціонный проектъ, но сохранитъ и названіе въ томъ видѣ, въ какомъ оно дано документу его авторомъ.} нѣсколько цитатъ, но полностью программа никогда еще въ Россіи не воспроизводилась. Въ той же статьѣ, утверждая положительно и обставляя такое утвержденіе рядомъ доказательствъ, свидѣтельствующихъ, что программа эта вышла не изъ земскихъ круговъ, я высказалъ предположеніе, что авторомъ ея былъ замѣчательный человѣкъ, дѣятельность котораго еще подлежитъ изученію историковъ нашей общественности,-- графъ Павелъ Петровичъ Шуваловъ. Предположеніе это подтверждается новыми важными данными. На-ряду съ другими доводами въ пользу своего предположенія я приводилъ разсказъ (изъ письма ко мнѣ) И. И. Петрункевича о томъ, какъ (въ 1882 году гр. Шуваловъ передалъ ему для ознакомленія рукопись,-- содержавшую въ себѣ изложеніе мыслей о преобразованіи Россіи на конституціонныхъ началахъ. Нынѣ, прежде чѣмъ печатать настоящую программу, я передалъ ее И. И. Петрункевичу съ просьбой сообщить,-- соотвѣтствуетъ ли она или нѣтъ по своему содержанію (рукописи, которую отъ получилъ въ 1882 году отъ гр. Шувалова? Прочитавши программу, И. И. Петрункевичъ сказалъ мнѣ, любезно разрѣшивши сослаться на его слова и въ печати, что, не будучи убѣжденъ, была ли рукопись, которую онъ тогда читалъ, "программою" съ раздѣленіемъ на. параграфы или нѣтъ, онъ вмѣстѣ съ тѣмъ положительно удостовѣряетъ, что по своему содержанію, духу и характеру настоящая программа совершенно соотвѣтствуетъ полученной имъ въ 1882 году отъ гр. Шувалова рукописи. Кромѣ того, И. И. Петрункевичъ вполнѣ точно помнитъ, что рукопись, которую онъ тогда читалъ, была переписана "писарскимъ почеркомъ", но подписана "Гр. Шуваловъ".
Въ послѣднее время я имѣлъ возможность, которой раньше, вслѣдствіе продолжительного отсутствія изъ Россіи, у меня не было, собрать отъ близкихъ къ гр. Шувалову лицъ и очень цѣнныя свѣдѣнія относительно его культурной дѣятельности въ Кіевской губерніи и на Уралѣ. Дѣятельность эта, и сама по себѣ замѣчательная, можетъ служить,-- особенно въ связи съ широкимъ образованіемъ и разносторонними интересами графа Шувалова,-- также объясненіемъ, почему именно онъ явился авторомъ конституціоннаго проекта-. Ознакомился я и съ непоступившей въ продажу, но раздававшейся три открытія памятника гр. Шувалову, сооруженнаго въ Лысьевенскомъ заводѣ (на Уралѣ) на собранныя служащими и рабочими завода средства, брошюрой, называющейся "Памяти графа Павла Петровича Шувалова" {Тамъ-же помѣщенъ портретъ гр. П. П. Шувалова и снимокъ съ его памятника.}. Интересную цитату изъ этой брошюры я приведу ниже.
Какъ развивались конституціонныя убѣжденія гр. Шувалова? Это. конечно, такой вопросъ, отвѣтъ на который можно дать лишь послѣ тщательнаго изученія біографіи покойнаго, но мнѣ кажется позволительнымъ думать уже и теперь, что политическую индивидуальность гр. Шувалова можно понять лишь въ связи съ исторіей издавна существовавшаго особаго конституціоннаго теченія въ средѣ высшей русской аристократіи. Это теченіе проявилось еще въ 60-хъ годахъ въ извѣстныхъ дворянскихъ адресахъ, но затѣмъ, вмѣстѣ съ духомъ времени, оно стало проникаться и болѣе демократическими началами. Семья гр. Шувалова была несомнѣнно семьею съ конституціонными традиціями. Отецъ Павла- Петровича гр. П. П. Шуваловъ принималъ видное участіе (въ дворянско-конституціонномъ движеніи 60-хъ годовъ, а дядя гр. А. П. Шуваловъ за рѣчи, произнесенныя въ 1867 году въ Петербургскомъ губернскомъ земскомъ собраніи (Петербургское земство было тогда временно закрыто), подвергся карѣ въ формѣ высылки на три года за границу {Тамъ издалъ онъ брошюру "Письмо, посланное въ редакцію нѣкоторыхъ московскихъ и петербургскихъ газетъ гр. А. П. Шуваловымъ". Къ этой брошюрѣ я вернусь въ другой разъ.}. Герценъ писалъ тогда о гр. А. П. Шуваловѣ такія строки: "политическія мнѣнія наши во многомъ расходятся съ мнѣніями графа, но мы не можемъ не отдать полной справедливости его энергіи и гражданскому мужеству, качествамъ, къ сожалѣнію, столь рѣдкимъ между нашими земляками, которые отважно идутъ навстрѣчу пушкамъ и пулямъ и трусятъ передъ неудовольствіемъ правительства и передъ гнѣвомъ тайной полиціи" {"Колоколъ". 1 апрѣля 1867 г. No 238.-- Двѣ рѣчи гр. А. П. Шувалова.}. Происходя изъ семьи съ такими традиціями, гр. П. П. Шуваловъ пошелъ въ политическихъ воззрѣніяхъ гораздо дальше "отцовъ" и явился весьма активнымъ дѣятелемъ, работавшимъ надъ водвореніемъ конституціоннаго режима въ Россіи. Работая въ этомъ направленіи, онъ старался использовать въ конституціонныхъ цѣляхъ всякія представлявшіяся ему къ тому возможности. Въ этихъ же цѣляхъ онъ думалъ использовать,-- какъ я уже отмѣчалъ въ другихъ статьяхъ,-- я образовавшуюся послѣ событія 1-го марта 1881 года "Священную Дружину". Въ ту же эпоху онъ предлагалъ Н. Я. Николадзе, устроить ему аудіенцію у Александра. III съ цѣлью убѣдить императора въ небходимости конституціоннаго режима {Послѣ извѣстныхъ переговоровъ съ народовольцами 1882 года, которые Н. Я. Николадзе велъ по предложенію гр. И. И. Воронцова-Дашкова, послѣдній направилъ его къ гр. Шувалову, и вотъ что разсказываетъ по этому поводу Н. Я. Николадзе: "при первомъ же свиданіи моемъ съ гр. Шуваловымъ, этотъ послѣдній объяснилъ мнѣ, что въ настоящее время шансы гр. Воронцова-Дашкова значительно пали. Настроеніе при Дворѣ со времени моего отъѣзда внезапно перемѣнилось. Вліяніе гр. Д. А. Толстого упрочилось, и "Дружина", на которую опирался гр. Воронцовъ-Дашковъ, упразднена... Гр. Шуваловъ не скрывалъ отъ меня своего разочарованія относительно революціонной партіи. Онъ находилъ, что она упустила рѣдчайшій случай водворить въ Россіи парламентарное правительство. Для этого надо было, по его мнѣнію, не сходить съ точки зрѣнія письма Исполнительнаго Комитета къ Александру III по поводу 1-го марта. Общія мѣста и туманныя требованія этого письма надлежало предъявить въ болѣе конкретной формѣ параграфовъ конституціи...". Послѣ этого Н. Я. Николадзе и гр. Шуваловъ видѣлись еще нѣсколько разъ, обсуждая вопросъ о опасеніи приговоренныхъ тогда къ смертной казни народовольцевъ (Богдановича, Теллалова и др.) и освобожденіи изъ Сибири Чернышевскаго. "Въ апрѣлѣ 1883 г.,-- продолжаетъ И. Я- Николадзе,-- гр. Шуваловъ еще разъ или два заѣзжалъ ко мнѣ "такъ просто, поговорить, душу отвести". Онъ находилъ, что "гр. Толстой ведетъ Россію -къ совершенному застою", что необходимо изложить лично Александру III положеніе вещей, указавъ на неизбѣжность возрожденія террора "если онъ не дастъ конституціи", что революціонеры "безповоротно рѣшили не покладать рукъ, пока не добьются своей цѣли. Гр. Шуваловъ увѣрялъ, что легко можетъ выхлопотать мнѣ аудіенщю у Государя, если я согласенъ держать ему подобныя рѣчи. Я вѣжливо отклонилъ отъ себя эту роль, объяснивъ гр. Шувалову, что на такой шагъ можно пойти, или имѣя за собою всѣ живыя силы страны, или, будучи опьяненнымъ личнымъ честолюбіемъ. Гр. Шуваловъ еще немного побесѣдовалъ со мною, приличія ради, и скоро ушелъ съ явнымъ, сожалѣніемъ о моемъ неумѣніи пользоваться обстоятельствами. Съ тѣхъ поръ я уже его не встрѣчалъ". (Н. Я. Николадзе,-- "Освобожденіе Чернышевскаго", ст-р. 271, 272 и 279).}, поддерживалъ матеріально черезъ В. А. Гольцева заграничную конституціонную газету "Вольное Слово" (редакторомъ которой былъ также членъ "Св. Дружины", товарищъ графа Шувалова по гейдельбергскому университету А. П. Мальшинскій), распространялъ свой конституціонный проектъ и т. д.
Приведу теперь изъ вышеупомянутой брошюры "Памяти гр. П. П. Шувалова" слѣдующія, относящіяся къ его біографіи и характеризующія его культурную дѣятельность, строки.
"Отецъ графа Шувалова далъ своему сыну блестящее образованіе. Знаменитый въ то время латинистъ Лапшинъ далъ этому образованію строго классическое направленіе; извѣстный знатокъ русской литературы проф. Стоюнинъ развилъ въ своемъ воспитанникѣ чувство пониманія красотъ, какъ въ произведеніяхъ великихъ мастеровъ слова, такъ и (вообще въ искусствѣ; профессоръ богословія Букъ, наблюдавшій за общимъ образованіемъ, сумѣлъ вселить въ немъ любовь къ труду и глубокую, разумную привязанность къ родинѣ. Поступивъ въ 1865 году въ С.-Петербургскій университетъ, графъ Павелъ Петровичъ перешелъ вскорѣ въ Гейдельбергъ, гдѣ и окончилъ юридическій факультетъ со степенью доктора гражданскаго и духовнаго права. По возвращеніи въ Россію, онъ поступилъ въ 1868 т. вольноопредѣляющимся въ лейбъ-гвардіи гусарскій Его Величества полкъ. Въ 1873 году онъ участвовалъ въ хивинской экспедиціи и при взятіи Хивы былъ контуженъ. Въ чинѣ поручика былъ назначенъ адъютантомъ къ великому князю Владиміру Александровичу и въ этомъ званіи находился во время войны съ Турціей, участвуя въ бояхъ (слѣдуетъ перечисленіе, какихъ; именно). Въ 1882 году назначенъ флигель-адъютантомъ къ императору Александру III; въ 1889 году назначенъ командиромъ 134-го пѣхотнаго Ѳеодоссійскаго полка, затѣмъ состоялъ командиромъ 4-го Стрѣлковаго Его Величества батальона и, наконецъ, командиромъ лейбъ-гвардіи Егерскаго полка. Въ 1899 году въ чинѣ генералъ-маіора отчислился въ запасъ. Среди служебной дѣятельности гр. Павелъ Петровичъ удѣлялъ много времени научной и общественной работѣ. Частыя путешествія по Европѣ (онъ принималъ также участіе въ путешествіи великаго князя Алексѣя Александровича по Америкѣ) способствовали расширенію.его познаній въ области искусства, работы у знаменитыхъ химиковъ въ Германіи (у Фрезеніуса) и въ Парижѣ сблизили его съ этой наукой, въ которой онъ перешагнулъ границу диллетантизма. Извѣстны также его работы въ области математики, а также изслѣдованіе дѣятельности апостола Павла, Но дѣятельность графа Павла Петровича, характеризуется не этой казовой стороной. Во время голодовокъ годовъ 1892 и 1900 онъ развилъ въ своемъ Тальновскомъ имѣніи (Кіевской губ.) кипучую дѣятельность по снабженію населенія средствами, роздалъ крестьянамъ до 80.000 рублей, частью безвозвратно, частью -подъ будущіе заработки, устраивалъ столовыя, больницы, затѣмъ сталъ строить школы, субсидировалъ существующія, улучшалъ положеніе учителей, устроилъ сельско-хозяйственную школу, подъ которую отвелъ 45 десятинъ земли, и еврейское училище, построилъ въ Тальномъ обширный народный домъ, съ большой залой для народныхъ чтеній, спектаклей, концертовъ, съ помѣщеніемъ для народной читальни и библіотеки, а также дѣтскій пріютъ для крестьянскихъ сиротъ, богадѣльню для престарѣлыхъ крестьянъ и т. д. Въ Лысьевенскомъ округѣ имъ было продано населенію до 1 1/2 тыс. десятинъ земли,:по крайне низкимъ цѣнамъ и на самыхъ льготныхъ условіяхъ, съ образованіемъ изъ всей выкупной суммы особаго капитала, изъ процентовъ котораго должны были выдаваться пособія старикамъ, вдовамъ и сиротамъ мастеровыхъ; онъ же оказалъ существенную помощь при постройкѣ Лысьевенскаго храма и двухъ училищъ, въ которыхъ обучается до 700 дѣтей, церкви и школы "въ Б. Деревнѣ, церкви и школы въ Косьѣ, школы въ дер. Лезгиной и пр. Онъ задумывалъ еще много полезнаго, но неумолимая смерть прервала (въ 1902 году) эту плодотворную дѣятельность въ самомъ разгарѣ" {Памяти графа Павла Петровича Шувалова. Стр. 10--15.}.
Такова была культурная дѣятельность автора политической программы, о которой у насъ идетъ рѣчь. Къ программѣ этой, изданной вышеупомянутымъ редакторомъ "Вольнаго Слова" Мальвинскимъ, было предпослано послѣднимъ слѣдующее предисловіе:
"Ad. referendum.-- Составленная въ прилагаемой формѣ, политическая программа Общества Земскій Союзъ вызвала раздѣленіе мнѣній среди членовъ распорядительнаго органа Союза. Для вящшаго разъясненія возникшихъ недоразумѣній и въ виду того, что цѣли, преслѣдуемыя Земскимъ Союзомъ, никогда не были частичными цѣлями замкнутаго кружка, членъ-редакторъ, подъ личною своею передъ Обществомъ отвѣтственностью, подвергаетъ настоящую программу гласному обсужденію сочленовъ и всѣхъ, кому дорого дѣло освобожденія народовъ Россіи отъ гнета правительственнаго произвола и непомѣрнаго сосредоточенія государственной власти".
Затѣмъ идетъ самая программа, которая гласитъ, слѣдующее:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕСТВА "ЗЕМСКІЙ СОЮЗЪ".
Земскій Союзъ имѣетъ цѣлью достиженіе политической свободы народовъ Россіи.
Подъ политической свободой Союзъ разумѣетъ самоуправленіе.
1) Обусловленное признаніемъ и обезпеченіемъ за каждымъ членомъ государственнаго общежитія всей полноты правъ человѣческой и гражданской личности, и
2) Основанное на уравненіи тягостей общественной службы, на внутренней самостоятельности и взаимодѣятельности самоуправляющихся группъ.
Признаніе личныхъ правъ и ихъ обезпеченіе предполагаетъ:
б) уничтоженіе навсегда всякихъ мѣръ насильственнаго (не по суду) удаленія изъ общества его членовъ;
в) свободу передвиженія, избранія мѣста жительства и занятій;
г) неприкосновенность домашняго очага;
д) свободу слова, сходокъ и товарищества;
е) свободу совѣсти и публичнаго совершенія богослуженія и религіозныхъ обрядовъ, не противныхъ общественной нравственности, безъ различія вѣроисповѣданій, причемъ логическимъ требованіемъ является обращеніе церквей изъ государственнаго учрежденія, поддерживавшаго государственную власть и содержимаго принудительными поборами, въ частныя учрежденія обществъ вѣрующихъ;
ж) полный и повсемѣстный просторъ частной предпріимчивости на пользу общую {Испрашиваніе разрѣшенія быть полезнымъ обществу не только не согласно съ строемъ истиннаго самоуправленія, но и съ здравымъ смысломъ вообще. Можетъ послѣдовать запрещеніе, и то не иначе, какъ по суду, если частное лицо, для осуществленія своего благого намѣренія, нарушило чьи-либо права, или вмѣсто предполагаемой имъ пользы, причиняетъ своими дѣйствіями вредъ населенію.};
з) право сопротивленія незаконнымъ дѣйствіямъ агентовъ власти; и) право частнаго обвиненія должностныхъ лицъ и учрежденій;
і) охрану вышеисчисленныхъ правъ властью мѣстнаго выборнаго судьи, которому предоставляется на личное усмотрѣніе требовать, въ случаѣ надобности, содѣйствія вооруженной силы, обязанной немедленно оказывать требуемое содѣйствіе.
Для постановки самоуправленія на незыблемомъ основаніи и согласно требованіямъ соціальной справедливости, признается необходимымъ:
1) Соединить въ совмѣстной дѣятельности на пользу общую разрозненныя сословія, посредствомъ учрежденія всесословной волости.
2) Сгруппировать общественныя силы въ постоянные союзы волостей (уѣздовъ), въ видахъ практическаго разрѣшенія задачъ общежитія, матеріально и нравственно неосуществимыхъ усиліями населенія одной волости.
3) Доставить возможность общественнымъ силамъ группироваться по бытовому національному ихъ сродству и проистекающему изъ него единству интересовъ, народныхъ міровоззрѣній и стремленій къ совокупной политической жизни, посредствомъ образованія областей, какъ самостоятельныхъ органовъ государственнаго общежитія.
4) Уничтожить всякій произволъ и насильственность въ движеніи и развитіи государственной жизни посредствомъ передачи законодательной власти и контроля надъ дѣйствіями правительства въ руки народныхъ представителей.
Настоящая программа имѣетъ задачею намѣтить общія начала самоуправленія четырехъ нераздѣльно-существующихъ, другъ друга пополняющихъ и взаимодѣйствующихъ группъ общежитія; всесословной волости, уѣзда, области и государства.
Примѣчаніе. Программа вовсе не упоминаетъ о такихъ общежитіяхъ, какъ города, мѣстечки и села, въ виду того, что устройство- этихъ общежитій принципіально не можетъ разниться отъ основъ организаціи волостного или уѣзднаго самоуправленій.
Всесословная волость.
Для прочности этой низшей ступени въ лѣстницѣ государственнаго общежитія, служащей въ то же время и краеугольнымъ камнемъ народнаго самоуправленія, необходимы:
1) участіе въ волостномъ самоуправленіи каждаго взрослаго жителя (не лишеннаго здраваго разума и не ограниченнаго въ правахъ гражданства приговоромъ суда), если не непосредственно, то путемъ наиболѣе широкаго представительства;
2) матеріальныя жертвы со стороны членовъ волостного общежитія въ мѣрѣ платежной способности каждаго;
3) исключительное вѣдѣніе органами волостного самоуправленія раскладки, взиманія и расходованія всякаго рода прямыхъ налоговъ, отчисляемыхъ на нужды волости {Отбываніе такъ называемыхъ натуральныхъ повинностей (за исключеніемъ военной) предполагается упраздненнымъ, если сами плательщики, каждый для себя, не пожелаютъ замѣнить денежныхъ взносовъ личнымъ трудомъ, разумѣется, временно.};
4) общественное завѣдываніе и распоряженіе начальными и всякими другими школами (въ обезпеченіе свободѣ совѣсти непремѣнно безвѣроисповѣдными учрежденіями и сооруженіями), содержимыми на общественный счетъ;
5) отмѣна всякой такъ называемой "правительственной опеки" и предоставленіе контроля надъ дѣйствіями избираемыхъ исключительно избирателямъ;
6) имущественная и уголовная отвѣтственность каждаго должностного лица {Предполагается установить, чтобы за преступленія по должности распорядители работъ и вообще должностныя лица волости, въ порядкѣ частнаго обвиненія органами волостного самоуправленія по принадлежности или потерпѣвшими лицами, подлежали суду съѣзда мировыхъ судей или двухъ мировыхъ судей, въ обоихъ случаяхъ съ участіемъ присяжныхъ засѣдателей, которые постановляютъ по вопросамъ о фактѣ.};
7) судъ независимый и уполномоченный рѣшать на мѣстѣ жалобы на такія дѣйствія и распоряженія всякихъ лицъ и мѣстъ, коими нарушаются интересы волостного общежитія или права частныхъ лицъ по отношенію къ этому общежитію;
8) устраненіе полиціи безопасности отъ вмѣшательства въ дѣла внутренняго самоуправленія;
9) подчиненіе личнаго состава полицейской службы мѣстному (выборному) мировому судьѣ, отъ согласія котораго зависитъ допущеніе того или другого лица къ исполненію полицейскихъ обязанностей въ данной мѣстности, временно или постоянно;
10) доброхотное участіе каждаго въ постройкѣ храмовъ, молитвенныхъ домовъ, часовенъ и пр., и въ ихъ содержаніи, а также въ содержаніи священнослужителей и причта;
11) передача исполнительнымъ волостнымъ органамъ лежащей нынѣ на приходскомъ духовенствѣ обязанности вести метрическія книги;
12) свобода сношенія волостей между собою и совмѣстной, по взаимному соглашенію, ихъ дѣятельности на пользу общую;
13) право волостныхъ сходовъ, или громадъ, издавать, въ видахъ общественной безопасности и благоустройства, обязательныя постановленія.
1) Признается за правило, что уѣздъ не есть высшая по отношенію къ волостямъ административная инстанція, повѣряющая и руководящая дѣйствіями волостныхъ учрежденій, а лишь форма общежитія высшаго порядка, предназначенная удовлетворить такимъ требованіямъ общаго блага, которыя осуществимы не иначе, какъ совокупными усиліями населенія, живущаго вполнѣ самостоятельною жизнью по волостямъ. Ни о какомъ начальствованіи уѣзда надъ волостью не можетъ быть и рѣчи, но вмѣстѣ съ тѣмъ легко предвидѣть возможность столкновеній между волостями изъ за ихъ взаимныхъ обязанностей къ уѣзду и между собою и необходимость пересмотра такихъ единоличныхъ рѣшеній охранителей общественнаго мира и личныхъ правъ гражданъ, которые кажутся заинтересованнымъ сторонамъ пристрастными или произвольными. Поэтому является цѣлесообразнымъ учрежденіе апелляціоннаго суда (мирового съѣзда) изъ мировыхъ судей уѣзда. Такъ какъ мировой съѣздъ есть учрежденіе коллегіальное, а потому свободное отъ нареканій въ личномъ пристрастіи и произвольности {Излишне приводить доводъ юридической компетентности мировыхъ судей, потому что, при свободѣ выборовъ, некомпетентныхъ людей ни на какія должности не избираютъ или не должны избирать.}, единичной власти свойственной, то всѣ его рѣшенія признаются окончательными, т. е. не подлежащими ни апелляціи, ни кассаціи, и немедленно обращаются къ исполненію.
Примѣчаніе. При разсмотрѣніи возникшихъ между волостями споровъ о кругѣ ихъ вѣдѣнія и обязанностей, мировой съѣздъ приглашаетъ въ свои засѣданія членовъ исполнительнаго органа уѣзднаго самоуправленія (управы), которые имѣютъ лишь совѣщательный голосъ.
2) Уѣздъ самоуправляется выборными, всеобщею, по волостямъ, подачею голосовъ, представителями волостей, образующими изъ себя собраніе уѣздныхъ гласныхъ.
3) Собраніе имѣетъ свой исполнительный органъ (уѣздную управу), но въ видахъ возможно широкаго примѣненія началъ самоуправленія желательно, чтобы наибольшее число работъ по исполненію общественной службы поручалось не управѣ, а особымъ комиссіямъ.
4) На свои нужды уѣздъ расходуетъ напередъ для сего отчисленныя суммы изъ сбора прямыхъ налоговъ.
5) Уѣздный сборъ, такъ же, какъ волостной и областной, устанавливается по соображенію съ платежною способностью облагаемыхъ на равномъ для всѣхъ основаній и безъ круговой другъ за друга отвѣтственности.
6) Разверстка уѣзднаго сбора по волостямъ производится уѣзднымъ собраніемъ гласныхъ, на основаніи данныхъ статистики, ежегодно провѣряемыхъ на мѣстѣ.
7) Жалобы на неправильность разверстки приносятся мировому съѣзду (п. 1), а на неправильность взиманія, производимаго на мѣстахъ волостными сборщиками, которые могутъ завѣдывать и расходною кассою,-- мировому судьѣ по принадлежности.
8) Относительно всякихъ должностныхъ лицъ и агентовъ полиціи безопасности, уполномоченныхъ дѣйствовать на цѣлый уѣздъ или на двѣ и болѣе волости, съѣзду мировыхъ судей {Въ промежутки между сессіями съѣзда, его именемъ распоряжается непремѣнный членъ, безъ права, однако, постановлять судебныя рѣшенія.} принадлежатъ права, предоставляемыя по волости мировому судьѣ (см. всесосл. вол. п. п. 7 и 9); преступленія по должности преслѣдуются въ общемъ уголовномъ порядкѣ (съ правомъ частнаго обвиненія) за точно указанными изъятіями (см. обл. 6, 8).
9) Кромѣ работъ и занятій, вполнѣ самостоятельныхъ, по общественному благоустройству и въ интересахъ благосостоянія всего населенія уѣзда, собранію гласныхъ принадлежитъ право:
а) принимать мѣры для описанія, охраны и отдачи государственныхъ имуществъ въ пользованіе нуждающимся, руководствуясь закономъ и указаніями Союзной Думы (см. госуд. самоупр. Ж.);
б) назначать инспекторовъ народныхъ училищъ {Инспектора народныхъ училищъ должны быть разсматриваемы не какъ начальствующіе ревизоры, а какъ статистики народнаго образованія и опытные наставники.};
в) вести, при содѣйствіи волостей, списки присяжнымъ засѣдателямъ и лицамъ, подлежащимъ отбыванію воинской повинности.
10) Всякія учрежденія и сооруженія на средства уѣзда состоятъ въ исключительномъ вѣдѣніи и управленіи собранія и его органовъ.
11) Право издавать обязательныя постановленія, безъ особаго на то въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ уполномочія или предварительнаго согласія заинтересованныхъ волостей, можетъ принадлежать уѣзднымъ собраніямъ лишь въ случаяхъ необходимости принять такія мѣры противъ появленія или распространенія народнаго бѣдствія, которыя требуютъ или постоянства и однообразія исполненія повсемѣстно въ уѣздѣ, или совокупныхъ усилій двухъ и болѣе волостей, или пространства, выходящаго за предѣлы одной волости.
12) Уѣзды свободны во взаимныхъ сношеніяхъ и въ устройствѣ совмѣстныхъ работъ на пользу общую.
Область.
Въ основаніе внутренней областной связи полагается не только однородность экономическаго быта опредѣленной группы уѣздовъ, а потому и общность матеріальныхъ интересовъ, связующихъ населеніе этихъ уѣздовъ какъ-бы въ одно хозяйственное цѣлое, но также и условія нравственнаго быта, исторически сложившіяся національныя особенности и проистекающая отсюда духовная потребность людей, поселенныхъ на пространствѣ нѣсколькихъ уѣздовъ, къ совмѣстной культурной дѣятельности,-- къ общности политической жизни.
Было бы трудно намѣтить теперь же границы предполагаемыхъ областей. Но оставляя разрѣшеніе этой задачи до болѣе полнаго выясненія мѣстныхъ особенностей и воли населенія, можно сказать съ увѣренностью, на основаніи экономическихъ и этнографическихъ данныхъ, а также на основаніи административнаго опыта, въ нѣкоторыхъ областяхъ лишь недавно прекращеннаго, а въ другихъ продолжающагося уже многіе десятки лѣтъ {Практика генералъ-губернаторствъ, учебныхъ округовъ и проч.}, что самоуправляющаяся область должна значительно превосходить размѣры губерніи, за единтвеннымъ, быть можетъ, исключеніемъ земель казачьихъ войскъ, покуда общій ходъ прогресса не изгладитъ окончательно эту отживающую форму самоуправленія.
Различіе же принципіальное между нынѣшней губерніей и предполагаемою настоящей программою областью доходитъ до полнаго почти ихъ противоположенія: губернія есть подраздѣленіе чисто произвольное, измышленное, по образцу централистическихъ государствъ Европы, бюрократіей для цѣлей центральнаго правительства, не перестающаго угнетать провинціальную жизнь цѣлою арміей всюду налагаемаго, народу чуждаго и, вопреки народной волѣ, насчетъ народа же содержимаго чиновничества; тогда какъ учрежденіе самоуправляющейся области имѣетъ прежде всего цѣлью расширить и упрочить кругъ общественной самодѣятельности, предоставивъ голосу народныхъ представителей рѣшающее значеніе въ вопросахъ административныхъ и политическихъ, но сколько эти вопросы касаются интересовъ области.
Соотвѣтственно цѣли своего учрежденія, областное самоуправленіе должно быть основано на слѣдующихъ началахъ:
1) Область управляется областнымъ собраніемъ (сеймомъ, радою), которое періодически засѣдаетъ въ главномъ городѣ области не по созыву, а въ точно опредѣленные закономъ сроки, и само себя организуетъ для занятій.
3) Чтобы каждый областной гласный могъ отдавать отчетъ въ своихъ дѣйствіяхъ передъ своими избирателями и быть съ ними въ постоянномъ общеніи (дабы не заблуждаться и не вводить въ заблужденіе всего собранія относительно дѣйствительныхъ нуждъ данной мѣстности, ея наличныхъ средствъ и пожеланій ея населенія), необходимо прямое избраніе областныхъ гласныхъ по округамъ всѣмъ правоспособнымъ населеніемъ округа.
4) Уѣзды дѣлятся на избирательные округа по опредѣленному числу жителей, по возможности равному для каждаго округа.
5) Кругъ вѣдѣнія областного собранія составляютъ:
а) разверстка прямыхъ налоговъ по уѣздамъ, на нужды каждаго уѣзда, и областныя, на общемъ для всѣхъ уѣздовъ основаніи;
6) учрежденіе, содержаніе и управленіе такими установленіями и сооруженіями общественной пользы, которыя не вызываются потребностями одного уѣзда или превышаютъ его средства;
в) организація областной статистики;
г) завѣдываніе финансами области;
д) инспекторскій надзоръ, посредствомъ особыхъ комиссій или чрезъ приглашенныхъ спеціалистовъ, за фабриками или заводами, эксплуатаціей минъ, лѣсовъ, за производствомъ разныхъ промысловъ и содержаніемъ путей сообщенія; а также составленіе инструкцій по сему надзору;
е) изданіе имѣющихъ силу закона обязательныхъ постановленій относительно употребленія того или другого или нѣсколькихъ языковъ въ оффиціальныхъ сношеніяхъ и школахъ внутри области, содержимыхъ на общественный счетъ, а также по охраненію народнаго здравія, предупрежденію и пресѣченію эпидемій, эпизоотій и прочихъ бѣдствій, угрожающихъ двумъ и болѣе уѣздамъ;
ж) мѣры попеченія о народномъ благогосостояніи, въ особенности же о благосостояніи трудящихся классовъ, изысканіемъ и приведеніемъ въ исполненіе способовъ наиболѣе производительнаго приложенія труда;
з) мѣры, способствующія развитію промышленности, и устройство рынковъ для обмѣна продуктовъ повсемѣстно въ области;
и) содѣйствіе образованію и дѣятельности частныхъ обществъ по всѣмъ отраслямъ знанія и полезной дѣятельности;
і) составленіе областного бюджета;
к) разсмотрѣніе и утвержденіе произведенныхъ расходовъ и отчетовъ разныхъ должностныхъ лицъ;
л) составленіе и представленіе бюджетной комиссіи Государственной Думы (см. госуд. самоупр., В. 7., примѣч. б.), съ извѣщеніемъ о томъ министра финансовъ, требованій добавочнаго кредита за счетъ взимаемыхъ въ области на общегосударственныя нужды косвенныхъ налоговъ;
м) заключенія по проектамъ финансовыхъ законовъ, поступающихъ изъ Государственной Думы (см. госуд. самоуправленіе. В. 7, примѣч. а.) на предварительное разсмотрѣніе областныхъ собраній;
и) выборъ уполномоченныхъ отъ областного собранія Членовъ Союзной Думы (см. госуд. самоуправленіе, Б и Собора (тамъ-же, И);
о) утвержденіе въ должностяхъ избранныхъ учеными комиссіями профессоровъ университетовъ и высшихъ школъ, ректоровъ и директоровъ тѣхъ-же и среднихъ учебныхъ заведеній, а также учителей въ послѣднихъ, изъ лицъ, признанныхъ достойными по конкурсу;
и) назначеніе директоровъ народныхъ училищъ;
р) назначеніе инспекторовъ государственныхъ и до завѣдыванія этими имуществами относящейся особой комиссіи для исполненія дѣйствій и работъ по указаніямъ и для соображенія Союзной Думы (см. госуд. самоупр., Ж);
с) сношенія съ другими областями и со всѣми мѣстами и лицами по всѣмъ вопросамъ общественной и государственной жизни;
т) предложеніе черезъ министра юстиціи Главѣ Государства кандидатовъ на вакантныя должности членовъ общихъ -судебныхъ установленій внутри области, изъ числа ея жителей или уроженцевъ, удовлетворяющихъ требованіямъ судебной службы.
Примѣчаніе. Въ виду важнаго конституціоннаго значенія суда въ практикѣ самоуправленія, установленный Судебными Уставами принципъ несмѣняемости предполагается не только удержать, но и распространить на выборныхъ мировыхъ судей.
6) Областные гласные и должностныя лица области, мировые судьи и уѣздныя власти, за преступленія по должности, подлежатъ суду присяжныхъ въ уголовномъ департаментѣ апелляціонной судебной инстанціи (судебной палаты).
7) Столкновенія между уѣздами и жалобы уѣздныхъ собраній на неправильность разверстки прямыхъ налоговъ (см. п. 5а), разсматриваются въ общемъ -собраніи департаментовъ палаты, которые принимаютъ въ свои засѣданія членовъ областной управы на правѣ совѣщательнаго голоса. Общее собраніе судебной палаты постановляетъ окончательно.
8) Постановленія о преданіи суду за преступленія по должности областного или уѣзднаго гласнаго и должностныхъ лицъ, назначаемыхъ областнымъ собраніемъ, дѣлаются собраніями гласныхъ по принадлежности; мировой судья отдается подъ судъ постановленіемъ съѣзда мировыхъ судей.
9) Судебному мѣсту, постановляющему приговоръ, принадлежитъ и право судить, есть ли въ каждомъ отдѣльномъ случаѣ достаточно основаній къ возбужденію судебнаго преслѣдованія противъ обвиняемаго (п. 8).
10) Гласный или мировой судья, о которыхъ состоялось постановленіе собранія гласныхъ мирового съѣзда о преданіи суду, но которые освобождены отъ судебнаго преслѣдованія, по ненахожденію достаточныхъ къ тому основаній судомъ, постановляющимъ приговоръ (д. 9), теряютъ свои полномочія впредь до переизбранія.
Общегосударственное самоуправленіе.
Въ виду двойственнаго значенія Россійскаго государства, какъ вполнѣ самостоятельнаго политическаго организма, и въ то же время, какъ союза народовъ и племенъ, историческими событіями въ прошедшемъ и общностью жизненныхъ интересовъ въ настоящемъ приведенныхъ къ общежитію и въ немъ удерживаемыхъ, но никакимъ человѣческимъ законамъ не обязанныхъ, приноситъ въ жертву этому общежитію свою нравственную, національную личность и матеріальное благосостояніе родной земли, необходимымъ представляется помимо другихъ соображеній о пользѣ и справедливости, вручитъ верховную законодательную власть не одному, а двумъ общегосударственнымъ собраніямъ всенародныхъ и областныхъ представителей: ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМѢ и СОЮЗНОЙ ДУМѢ.
А. Государственная Дума составляется изъ представителей всего населенія Россіи, избираемыхъ всеобщею подачею голосовъ по округамъ, которыхъ должно быть въ каждомъ уѣздѣ не менѣе одного. Она имѣетъ назначеніе: своею законодательною дѣятельностью объединить стремленія населеній различныхъ мѣстностей къ усовершенствованію государственнаго общежитія на благо общее, примѣненіемъ къ внутреннему государственному строительству и внѣшнимъ сношеніямъ государства началъ братской взаимопомощи, соціальной справедливости и свободы.
Б. Союзная Дума составляется изъ представителей областныхъ собраній, которые избираются гласными этихъ собраній изъ своей среды по соображенію съ численностью населенія въ каждой области и въ одинаковомъ для всѣхъ областей пропорціональномъ отношеніи. Союзная Дума, кромѣ общей съ Государственною Думою законодательной дѣятельности, имѣетъ задачею полагать преграды такимъ стремленіямъ стоящихъ у власти группъ, которыя, подъ прикрытіемъ громкаго имени всенароднаго блага, угнетаютъ жизнь отдѣльныхъ областей и націй, входящихъ органическими членами въ составъ общаго государственнаго дѣла, ведутъ къ внутреннимъ раздорамъ и ослабляютъ общественную самодѣятельность, порождая правительственный деспотизмъ, въ прямой ущербъ жизненнымъ интересамъ государственнаго общежитія. Обѣ Думы, Союзная же въ особенности, имѣютъ назначеніе наблюдать за дѣйствіями правительства, вводить ихъ въ границы законности и удерживать въ этихъ границахъ.
B. Кругъ занятій обѣихъ Думъ, соотвѣтственно ихъ назначенію, можетъ быть опредѣленъ слѣдующими общими положеніями:
1) Обѣ Думы засѣдаютъ одновременно.
2) Обѣ Думы собираются въ столичномъ городѣ не по созыву, а въ точно опредѣленные закономъ сроки; онѣ сами организуютъ свои бюро, комиссіи и порядокъ занятій.
3) Члены обѣихъ Думъ пользуются законодательною иниціативою наравнѣ съ правительствомъ.
4) Для приданія закону обязательной силы требуется принятіе его каждою Думою.
5) Каждому члену той или другой Думы принадлежитъ право дѣлать правительству запросы; каждая Дума можетъ постановлять выраженіе довѣрія или недовѣрія правительству или его отдѣльнымъ членамъ.
6) Для дѣйствительности всякаго рода обязательствъ подъ матеріальною или нравственною отвѣтственностью страны, а также договоровъ, заключенныхъ правительствомъ съ иностранными государствами, необходимо согласіе обѣихъ Думъ.
7) Думы разсматриваютъ и утверждаютъ, съ измѣненіями или безъ оныхъ, государственный бюджетъ и смѣты чрезвычайныхъ кредитовъ (на случай войны,напр.).
Примѣчаніе. Должно строго соблюдаться:
а) чтобы никакой финансовый законъ не былъ вносимъ на обсужденіе Думъ безъ предварительнаго заключенія областныхъ собраній;
б) чтобы въ бюджетныя предположенія непремѣнно включались требуемые областными собраніями дополнительные кредиты;
в) чтобы въ случаѣ отказа Государственной Думы въ ходатайствѣ областного собранія о дополнительномъ кредитѣ, тогда какъ Союзная Дума не встрѣчаетъ препятствій къ удовлетворенію этого ходатайства, дѣло поступало на окончательное рѣшеніе общаго собранія департаментовъ Кассаціоннаго Суда (Сената) {Съ введеніемъ государственныхъ преобразованій, предлагаемыхъ настоящею программою, Сенатъ ничѣмъ инымъ, кромѣ высшей инстанціи государства, быть не можетъ.};
г) чтобы въ смѣты бюджетныя и чрезвычайныхъ расходовъ включались предположенія сборовъ по однимъ только косвеннымъ налогамъ, такъ какъ налоги прямые подлежатъ расходованію на нужды волостей, уѣздовъ и областей, а потому государство никакого права на нихъ имѣть не можетъ.
Г. Обязанности члена Союзной Думы и министра не совмѣстимы.
Д. Члены Государственной Думы могутъ принимать мѣста въ совѣтъ министровъ, не слагая съ себя депутатскаго званія.
Е. Не только членъ Союзной, но и Государственной Думы признается отказавшимся отъ своихъ полномочій, если приметъ отъ правительства назначеніе на какую-либо должность (кромѣ министерской для члена Государственной Думы), титулъ, орденъ или цѣнный подарокъ.
Ж. Въ виду важнаго для народнаго хозяйства значенія въ Россіи государственныхъ имуществъ, необходимо, чтобы завѣдываніе и распоряженіе этими имуществами поступило подъ высшій надзоръ Союзной Думы, которая назначаетъ главноуправляющаго государственными имуществами и утверждаетъ представляемые имъ предположенія и отчеты по эксплоатаціи; для составленія же и провѣрки описей имуществамъ, а также для охраны послѣднихъ отъ расхищенія или обезцѣненія и для отдачи ихъ въ пользованіе нуждающимся, привлекаетъ къ содѣйствію органы уѣзднаго -и областного самоуправленій; отъ которыхъ получаетъ для соображеній необходимыя свѣдѣнія; общія основанія для эксплоатаціи государственныхъ имуществъ и назначеніе чистаго дохода отъ этой эксплоатаціи устанавливается закономъ, слѣдовательно, совмѣстно съ Государственною Думою.
3. Государственная Дума выслушиваетъ отчеты государственнаго контролера по исполненію бюджетныхъ назначеній и чрезвычайныхъ расходовъ и утверждаетъ сдѣланные имъ начеты на лица и учрежденія; подвергшіеся начетамъ контролера не только имѣютъ право представлять Думѣ свои объясненія, но и переносить разсмотрѣніе правильности сдѣланныхъ на нихъ и утвержденныхъ Думою начетовъ на окончательное рѣшеніе Кассаціоннаго Суда.
И. Распустить Государственную Думу Глава Государства можетъ не иначе, какъ съ открытаго на то согласія Союзной Думы и непремѣнно подъ условіемъ назначенія новыхъ выборовъ въ точно опредѣленный закономъ промежутокъ времени.
I. Думы не могутъ собираться одна безъ другой, а потому распущеніе Государственной Думы влечетъ за собою возобновленіе полномочій членовъ (Союзной Думы, для чего областныя собранія созываются нарочито и одновременно съ манифестомъ о распущеніи; исполненіе же сего условія дѣлаетъ недѣйствительнымъ манифестъ Главы Государства о распущеніи Государственной Думы.
К. На время отдыха отъ занятій обѣ Думы оставляютъ изъ своей среды, для наблюденія за дѣйствіями правительства и сношенія съ нимъ и областями, наблюдательныя комиссіи.
Л. При основательности опасенія государственнаго переворота, наблюдательныя комиссіи, обѣ вмѣстѣ или каждая отдѣльно и даже одна безъ другой, уполномочены обращаться съ объяснительнымъ манифестомъ къ областнымъ самоуправленіямъ и созываютъ Думы.
М. Въ случаѣ внѣшней опасности, грозящей Государству, или возмущенія одной изъ его областей, Думы собираются сами, если не послѣдуетъ созыва отъ Главы Государства, и не расходятся, и не могутъ быть распущены впредь до минованія опасности или до возстановленія спокойствія, о чемъ постановляютъ сами.
Н. Пересмотръ основныхъ (конституціонныхъ) государственныхъ законовъ можетъ послѣдовать только по взаимному соглашенію Думъ, выраженному соотвѣтственными постановленіями большинства двухъ третей голосовъ каждой. Тогда Глава Государства созываетъ Соборъ, составляемый изъ членовъ обѣихъ Думъ въ полномъ составѣ, усиленномъ собою для сего избранными представителями областныхъ собраній въ такомъ числѣ, чтобы номинальный составъ Союзной Думы равнялся численностью такому же составу Государственной Думы. Соборъ постановляетъ.
О. Личность каждаго изъ членовъ Думъ неприкосновенна на все время ихъ засѣданій; въ случаѣ же совершенія въ теченіе этого времени кѣмъ-либо изъ членовъ Думъ уголовнаго преступленія противъ общаго права, постановленіе о преданіи обвиняемаго суду въ общемъ порядкѣ уголовнаго преслѣдованія (то-есть намѣренно суду присяжныхъ) {Терминъ присяжные, присяжные засѣдатели употребляется лишь для большей ясности понятія, связаннаго съ народнымъ представленіемъ о гласномъ судѣ общественно совѣсти. Присяга не обязательна.}, принадлежитъ той Думѣ, въ которой онъ состоитъ членомъ.
П. Государственная измѣна члена Государственной или Союзной Думы, по постановленію о преданіи обвиняемаго суду, обѣими Думами, судится Союзною Думою совмѣстно съ сенаторами уголовнаго департамента. Такой смѣшанный, судъ носитъ названіе Верховнаго Суда.
Р. Тому же суду и въ томъ же порядкѣ подлежатъ и министры, не только по обвиненію въ государственной измѣнѣ, но и за превышеніе власти или за злоупотребленія оною.
С. Въ виду важнаго политическаго значенія Кассаціоннаго Суда, кандидаты на должности сенаторовъ (его членовъ) предлагаются Главѣ Государства Союзною Думою непремѣнно изъ лицъ, удовлетворяющихъ требованіямъ судебной службы и бывшихъ уже членами какой-либо изъ Думъ, судебныхъ палатъ или областными гласными.
Т. Вопросъ о согласіи съ основными государственными законами (вопросъ о конституціонности) всякаго принятаго Думами закона, рѣшается Кассаціоннымъ Судомъ (Сенатомъ) въ общемъ собраніи его департаментовъ.
У. Обнародованіе законовъ и лишающихъ оные силы дѣйствія, рѣшеній Сената принадлежитъ Главѣ Государства и для него обязательно подъ отвѣтственностью министровъ.
-----
Я не буду (входить здѣсь въ критическое разсмотрѣніе этого проекта по существу, но нельзя не отмѣтить одной его чрезвычайно симпатичной черты: стремленія къ созданію условій для развитія самой широкой самодѣятельности гражданъ, проникающую проектъ насквозь идею децентрализаціи и его заботу о нуждахъ мѣстныхъ, областныхъ, а также интересахъ, входящихъ въ составъ Россіи, отдѣльныхъ національностей.
Откуда же вышелъ этотъ проектъ?
Мальшинскій издалъ его, лакъ программу "Земскаго Союза", а въ вышеприведенномъ предисловіи къ ней сознательно перемѣшалъ "Wahrheit" съ ,Dichtung". На самомъ дѣлѣ къ группѣ земскихъ конституціоналистовъ, извѣстной подъ именемъ "Земскаго Союза", Мальшинскій никакого отношенія не имѣлъ {Но онъ, какъ извѣстно, пишущему эти строки, находился въ общеніи съ игравшими важныя роли въ Св. Дружинѣ, кн. Щербатовымъ, кн. Санъ-Донато, Шмидтомъ и другими. Вообще роль Мальшинскаго въ этомъ дѣлѣ была чрезвычайно сложная, но останавливаться на ней я здѣсь не буду, имѣя въ виду обрисовать ее въ особой работѣ, посвященной конституціонному движенію въ 70-хъ и 80-хъ годахъ XIX вѣка.}, да и самая группа эта, какъ организація, существовала, если можно такъ выразиться, больше психологически, чѣмъ фактически. На съѣздѣ конституціоналистовъ въ Москвѣ въ концѣ марта 1879 года (И. И. Петрункевичъ, М. И. Петрункевичъ, Ф. И. Родичевъ, братья П. А. и А. А. Бакунины, В. А. Гольцевъ, кн. С. М. Крапоткинъ, А. И. Чупровъ, А. Ф. Линдфорсъ, В. А. Савичъ, Павловскій, Длускій и др.) былъ поставленъ вопросъ объ организаціи тайнаго общества для достиженія конституціоннаго режима въ Россіи, но предложеніе это съѣздомъ было рѣшительно отклонено, и взамѣнъ того, по предложенію Ф. И. Родичева, было постановлено продолжать устраивать такіе же съѣзды, на которыхъ и обсуждать политическіе вопросы, выдвигаемые самою жизнью. Но и этого, вслѣдствіе, послѣдовавшихъ за покушеніемъ Соловьева 2 апрѣля 1879 г., усиленныхъ репрессій, осуществить не удалось, такъ что венскіе адресы 1881 г. явились уже не продуктомъ сговора земцевъ, какъ это было съ адресами 1879 года, а дѣломъ частной иниціативы земскихъ конституціоналистовъ въ отдѣльныхъ губерніяхъ, частью принадлежавшихъ къ земской группѣ, о которой у насъ идетъ рѣчь, а частью и совсѣмъ не находившихся съ нею въ сношеніяхъ {Къ послѣднимъ принадлежали иниціаторъ возбужденія конституціонныхъ преній въ таврическомъ земствѣ -- В. К. Винбергъ, иниціаторъ самарскаго адреса -- Э. П. Нудатовъ и другіе.}. Однако, адресы эти все же явились результатомъ именно того толчка, который былъ данъ земско-конституціонному движенію московскимъ съѣздомъ въ мартѣ 1879 года. Такимъ образомъ, тайнаго общества земцевъ тогда не образовалось. Никакого "распорядительнаго органа" въ группѣ земскихъ конституціоналистовъ не было и никакой заграничной газеты органомъ своей группы она не считала. Тѣмъ не менѣе, брошенная на съѣздѣ, мысль о тайномъ обществѣ, или тайномъ союзѣ, какъ бы носилась въ воздухѣ, и членовъ труппы стали называть Земскимъ Союзомъ. Это названіе упрочилось за ней и въ средѣ правительства, и въ средѣ общества, и въ средѣ революціонеровъ, и въ средѣ самихъ земцевъ. Въ этомъ смыслѣ только и можно говорить о дѣйствительномъ Земскомъ Союзѣ {Наиболѣе выдающимся земскимъ конституціоналистомъ среди "южанъ" былъ покойный А. Ф. Линдфорсъ, ведшій въ 1878 году въ Кіевѣ вмѣстѣ съ И. И. Петрункевичемъ извѣстные переговоры съ революціонерами и работавшій съ нимъ всегда рука объ руку. Послѣ высылки И. И. Петрункевича изъ Черниговской губерніи А. Ф. Линдфорсъ неоднократно къ нему пріѣзжалъ, но ни о Земскомъ Союзѣ, ни объ его "политической программѣ" никогда и ничего И. И. Петрункевичу онъ не говорилъ. По свидѣтельству И. И. Петрункевича, если бы А. Ф. Линдфорсъ имѣлъ хоть какое-нибудь къ этому отношеніе, то онъ, въ силу существовавшихъ между ними самыхъ близкихъ отношеній и полнаго единства политическихъ взглядовъ, конечно, поставилъ бы его въ курсъ этихъ дѣлъ. Но ничего подобнаго никогда не было, изъ чего И. И. Петрункевичъ заключаетъ, что и А. Ф. Линдфорсъ никакого участія въ этихъ дѣлахъ не принималъ. Самъ И. И. Петрункевичъ, а также Ф. И. Род.ичевъ ни къ Мальшинскому, ни къ составленію политической программы "Общества Земскій Союзъ" абсолютно никакого отношенія не имѣли, а что касается "Вольнаго Слова", то ни одного номера его они никогда и не видѣли. (Говорю все это съ разрѣшенія И. И. Петрункевича и Ф. И. Родичева). Столь же далеки отъ участія въ составленіи "политической программы" были и другіе изъ нынѣ здравствующихъ земскихъ конституціоналистовъ того времени, съ которыми я по этому поводу имѣлъ бесѣды. Не слышали они объ этомъ ничего и отъ близкихъ имъ и лично, и по общности стремленій, земскихъ конституціоналистовъ, нынѣ покойныхъ,-- въ частности и В. А. Гольцева, охотно (разсказывавшаго о другихъ дѣлахъ въ сферѣ освободительнаго движенія, въ которыхъ онъ принималъ участіе. Ни одного слова о томъ, чтобы какой-либо разработанный конституціонный проектъ вышелъ изъ земскихъ круговъ, нѣтъ и у Кенана, находившагося съ нѣкоторыми изъ наиболѣе активныхъ земскихъ конституціоналистовъ,-- членовъ такъ называемаго "Земскаго Союза",-- въ личномъ общеніи, собиравшаго У нихъ свѣдѣнія объ общественномъ движеніи въ Россіи и затѣмъ (не всегда точно публиковавшаго эти свѣдѣнія въ Америкѣ. Между тѣмъ, отъ того же Кенана не были скрыты даже и такіе факты, каікъ переговоры земцевъ съ террористами, составленіе московскими конституціоналистами для подачи гр. Лорисъ-Меликову той "записки", которая опубликована только теперь (послѣ смерти С. А. Муромцева) и т. д. Словомъ, среди земцевъ ни малѣйшаго слѣда участія ихъ въ такомъ выдающемся актѣ, какъ будто бы составленіе ими конституціоннаго проекта, не существуетъ. И это, не смотря на то, что, по словамъ Мальшинскаго, проектъ разрабатывался земскими конституціоналистами коллективно (проектъ "вызвалъ раздѣленіе мнѣній среди членовъ распорядительнаго органа Земскаго Союза", а затѣмъ черезъ русскую заграничную печать былъ подвергнутъ "гласному обсужденію сочленовъ"). Чѣмъ же объяснить, что о такихъ важнѣйшихъ фактахъ, въ исторіи земско-конституціоннаго движенія въ Россіи такъ-таки абсолютно никакихъ слѣдовъ среди нынѣ здравствующихъ членовъ, именно той земской группы, которая и была извѣстна подъ именемъ "Земскаго Союза", не существуетъ? Да только тѣмъ, что "политическая программа" вышла совсѣмъ не изъ этой группы, что вполнѣ совпадаетъ и съ результатами анализа существующихъ данныхъ о возникновеніи заграничной газеты "Вольное Слово", роли въ этой газетѣ ея редактора Мальшинскаго и т. д.}.
Прошли послѣ того годы, и всякія легенды о "Земскомъ Союзѣ", съ легкой руки автора брошюръ "Либералы и террористы" и "Конституціоналисты 1881 года", г. Тихомирова, впервые процитировавшаго въ "легальной литературѣ" фантастическія данныя объ этомъ Союзѣ изъ помѣщенной въ No 54 заграничнаго журнала "Общее Дѣло" за 1883 годъ секретной "Записки о противоправительственныхъ сообществахъ не столь вредныхъ", стали иногда, воспроизводиться въ печати безъ надлежащей критики и въ такомъ видѣ входили въ общественное обращеніе.
Такимъ образомъ всѣ имѣющіяся данныя свидѣтельствуютъ объ одномъ и томъ же: воспроизведенная выше "программа" вышла не изъ той группы земцевъ, которая извѣстна подъ именемъ "Земскаго Союза". Ея авторомъ былъ гр. П. П. Шуваловъ, по категорическому удостовѣренію И. И. Петрункевича. и другихъ извѣстныхъ земскихъ дѣятелей того времени, къ это группѣ никогда не принадлежавшій {Весьма, однако, вѣроятно, что въ окончательномъ редактированіи проекта принималъ участіе и М. П. Драгомановъ, такъ какъ знакомство его съ гр. Шуваловымъ фактъ несомнѣнный, а по своему духу проектъ столь же несомнѣнно отвѣчаетъ кореннымъ идеямъ знаменитаго украинскаго публициста.}. Такъ какъ эта "программа" воспроизводится теперь лишь въ первый разъ, то можно надѣяться, что воспроизведеніе это послужитъ поводомъ для обсужденія ея въ литературѣ и пролитіи тѣмъ дальнѣйшаго свѣта, какъ на обстоятельства ея составленія, такъ и на личность ея автора -- гр. П. П. Шувалова. Позволяю себѣ обратиться къ лицамъ, близкимъ къ покойному гр. Шувалову и лицамъ, имѣвшимъ съ нимъ дѣловыя связи на почвѣ конституціонныхъ стремленій, съ убѣдительной просьбой опубликовать свои о гр. Шуваловѣ воспоминанія. Этимъ они окажутъ существенную услугу дѣлу познанія одного изъ такъ еще недостаточно изученныхъ моментовъ общественнаго движенія въ Россіи и воздадутъ должное покойному автору чрезвычайно интереснаго конституціоннаго проекта.