Аннотация: (Замѣтка объ экскурсіи въ Финляндію).
Текст издания: журнал "Міръ Божій", No 1, 1896.
ФИНЛЯНДСКАЯ ВЫСШАЯ НАРОДНАЯ ШКОЛА.
(Замѣтка объ экскурсіи въ Финляндію).
-- Хотите видѣть интересное образовательное учрежденіе финновъ, именно -- высшую народную школу въ Финляндіи?
Предложеніе было слишкомъ соблазнительно, чтобы пренебречь имъ, и въ назначенный день, компаніей въ нѣсколько человѣку мы выѣхали изъ Петербурга съ девятичасовымъ поѣздомъ по Финляндской желѣзной дорогѣ, а въ началѣ двѣнадцатаго были на одной изъ ближнихъ станцій, не доѣзжая Выборга. Нѣсколько финновъ-извозчиковъ окружили насъ, предлагая на какомъ-то смѣшанномъ нарѣчіи свои услуги. При помощи бывшаго съ нами финляндца, владѣющаго русскимъ языкомъ, мы скоро объяснились съ ними и быстро покатили на низенькихъ саночкахъ въ деревню, гдѣ находится высшая народная школа -- цѣль нашей поѣздки. Не прошло и получаса, какъ мы уже подъѣзжали къ одноэтажному, сѣрому деревянному дому, съ очень большими окнами, въ которомъ помѣщается школа.
Насъ встрѣтилъ директоръ школы, человѣкъ лѣтъ 65-ти, невысокаго роста, бѣлокурый, съ серьезнымъ, оживленнымъ лицомъ. Мы объяснили ему цѣль нашего пріѣзда, мотивируя ее тѣмъ, что типъ такихъ народныхъ образовательныхъ учрежденій совершенно неизвѣстенъ у насъ. Любезно, хотя и нѣсколько сдержанно, директоръ разрѣшилъ намъ осмотрѣть все, что мы найдемъ интереснымъ, и пригласилъ прежде всего зайти въ классъ, гдѣ въ ту минуту происходила спѣвка хора. Классъ, большой и высокій, съ 5-ю громадными окнами, былъ увѣшанъ кругомъ географическими картами, портретами и бюстами финскихъ ученыхъ и писателей.
Какъ оказалось, мы пріѣхали въ день окончанія занятій передъ рождественскими каникулами, и ученики разучивали пѣсни къ школьному празднику, который долженъ былъ состояться вечеромъ. Учащіеся всѣ были въ сборѣ -- 38 человѣкъ, изъ нихъ 20 мужчинъ и 18 дѣвушекъ, большею частью юная молодежь, лѣтъ 18--20. Самому старшему, какъ мы узнали послѣ, было 27 лѣтъ. Вообще, въ такія школы принимаются всѣ, прошедшіе курсъ начально" народной школы, въ возрастѣ отъ 18 до 40 лѣтъ, мужчины и женщины, безразлично.
Пѣніе продолжалось и послѣ нашего прихода, стройное, хотя исключительно въ унисонъ. Кромѣ нѣсколькихъ довольно однообразныхъ, большею частью заунывныхъ народныхъ пѣсенъ, спѣли еще прекрасный финскій народный гимнъ и закончили "Боже, царя -храни". Кончивъ пѣніе, ученики быстро сдвинули къ стѣнамъ учебные столы и принялись очищать мѣсто для предстоящаго праздника, а мы тѣмъ временемъ стали разспрашивать директора о программѣ, ходѣ учебныхъ занятій, количествѣ учениковъ и т. п.
Чтобы познакомить насъ съ объемомъ проходимаго курса наукъ, директоръ показалъ недѣльное росписаніе уроковъ. Занятія продолжаются ежедневно, кромѣ воскресенья, съ 8 ч. утра до 6 ч. вечера; отъ 6 до 7 часовъ полагается на занятія науками, а въ промежуткѣ 3--4 часа посвящаются физическимъ работамъ. Предметовъ, входящихъ въ программу, довольно много: ежедневно читается исторія, всеобщая или родной страны, и математика; далѣе -- Законъ Божій, географія всеобщая и отечественная, литература, общія свѣдѣнія по физикѣ, химіи, ботаникѣ, зоологіи, анатоміи, и по государственному праву. Всѣми предметами ученики занимаются въ классѣ, подъ руководствомъ самого директора, двухъ учителей и одной учительницы; внѣ-классныхъ работъ совсѣмъ не существуетъ.
Довольно важнымъ неудобствомъ для веденія занятій является почти полное отсутствіе подходящихъ учебниковъ. Ученики, поступающіе въ школу, ранѣе прошли только начальное народное училище, такъ что по всѣмъ предметамъ курса высшей школы совершенно не подготовлены. Между тѣмъ, это люди уже болѣе или менѣе взрослые, могущіе посвятить занятіямъ не больше одного года. Поэтому имъ нужны книги, съ одной стороны, менѣе подробныя, съ другой -- болѣе серьезныя, чѣмъ обычные элементарные учебники. Недостатокъ подходящихъ книгъ пополняется, насколько возможно богатой коллекціей прекраснѣйшихъ учебныхъ пособій. Громадныя географическія карты, подробные ботаническіе и зоологическіе атласы тонкой заграничной работы, разнообразныя историческія картины, различные приборы для простѣйшихъ химическихъ и физическихъ опытовъ, гипсовые анатомическіе препараты,-- все это даетъ возможность вести преподаваніе безъ помощи книгъ, наглядно и живо.
Кромѣ систематическихъ занятій предметами курса, одинъ вечеръ въ недѣлю посвящается общимъ бесѣдамъ учениковъ съ учителями. Бесѣды организуются самими учениками. Для этого всѣ они дѣлятся на 5 группъ, и каждую недѣлю очередная группа выбираетъ нѣсколько вопросовъ для обсужденія и готовится говорить по поводу ихъ. Вопросы поднимаются самые разнообразные; иногда обсуждаютъ практическія стороны и нужды сельской жизни, а попутно затрогиваются также болѣе или менѣе отвлеченныя, нравственныя и общественныя, темы. Цѣль такихь бесѣдъ -- выработать въ учащихся умѣнье свободно и правильно выражать мысли и подыскивать аргументы въ защиту своего мнѣнія.
Въ то время, какъ одна изъ 5-ти группъ учениковъ занята подготовленіемъ бесѣды, другая составляетъ текущій нумеръ еженедѣльной школьной газеты, которая и редактируется, и составляется, и переписывается самими учениками. По виду, это -- 3-4 листа писчей бумаги большого формата, четко исписанныхъ однимъ почеркомъ. Нумеръ, вышедшій при васъ, былъ цѣликомъ посвященъ предстоящимъ рождественскимъ праздникамъ. Въ немъ было около десятка мелкихъ разсказовъ и статеекъ: размышленія по поводу возвращенія домой на праздникъ, о елкѣ, о подаркахъ, о гаданьи, объ отношеніяхъ учениковъ къ школѣ и чувствахъ, какія она въ нихъ возбуждаетъ, и т. п. Съ содержаніемъ этихъ разсказовъ мы, къ сожалѣнію, не могли познакомиться, такъ какъ весь журналъ, конечно, ведется по фински. Разъ въ недѣлю журналъ читается вслухъ передъ всѣми учениками и учителями, причемъ каждая статья читается ея авторомъ.
Такимъ образомъ, умственныя занятія учениковъ состоятъ не только въ пассивномъ усвоеніи предметовъ школьнаго курса, но и въ самостоятельной, активной работѣ мысли, которую вызываютъ бесѣды и веденіе собственнаго журнала.
На ряду съ теоретическими занятіями идетъ преподаваніе ремеслъ. Мужчины учатся столярному, женщины -- ткацкому ремеслу и рукодѣльямъ. Въ отдѣльной, свѣтлой и чистой, комнатѣ школьнаго дома,-- чистотой, впрочемъ, одинаково блистало все школьное помѣщеніе,-- устроена ткацкая мастерская, гдѣ жена директора учитъ дѣвушекъ ткать полотна, канву для скатертей, вязать и вышивать. Она же учитъ ихъ готовить кушанья, и подъ ея руководствомъ ученицы сами приготовляютъ обѣдъ для всѣхъ учащихся и учащихъ; все школьное населеніе обѣдаетъ вмѣстѣ въ просторной столовой, за длинными деревянными столами, изъ блестящей, бѣлой глиняной посуды. Тѣ два предобѣденныхъ часа, пока дѣвушки учатся рукодѣльямъ и готовятъ обѣдъ, мужчины работаютъ въ двухъ столярныхъ мастерскихъ. Обѣ мастерскія помѣщаются въ отдѣльныхъ небольшихъ домикахъ на школьномъ дворѣ -- одна для болѣе грубыхъ и громоздкихъ работъ, другая для мелкихъ и болѣе тонкихъ.
Такъ проводятъ ученики цѣлый день въ школѣ, занимаясь, подъ руководствомъ учителей, то умственной, то физической работой.
Помѣщенія для ночлега при школѣ нѣтъ, а между тѣмъ, только одинъ ученикъ осмотрѣнной нами школы былъ изъ мѣстныхъ крестьянъ; большая же часть съѣхалась спеціально для занятій изъ окрестныхъ деревень, часто довольно отдаленныхъ,-- нѣкоторыя за 200 -- 300 верстъ. Поэтому, ученики нанимаютъ помѣщеніе у сосѣднихъ крестьянъ. Квартира и обѣдъ обходятся имъ, приблизительно, отъ 7-ти до 10-ти р. въ мѣсяцъ, за ученье же они платятъ 5 р. въ годъ; не имѣющіе средствъ освобождаются и отъ этой невысокой платы.
Ученье въ школѣ продолжается съ ноября по май и курсъ счи* тается одпогодичнымъ. Конечно, въ продолженіе шестимѣсячныхъ занятій школа не можетъ дать ученикамъ солидныхъ спеціальныхъ знаній, да она и не задается такими цѣлями. Цѣль ея -- пробудить интересъ къ умственнымъ занятіямъ, развить привычку думать и выражать свои мысли словами и перомъ, отвѣтить на самые общіе, близкіе вопросы и, наконецъ, привить вкусъ къ чтенію. Этой послѣдней цѣли служитъ небольшая, хорошо подобранная, школьная библіотека, состоящая изъ разнообразныхъ книгъ, какъ популярно научныхъ,-- историческихъ, географическихъ и пр.-- такъ, главнымъ образомъ, беллетристическихъ. По окончаніи 6-тимѣсячнаго курса ученики не получаютъ никакихъ дипломовъ или свидѣтельствъ, такъ какъ они не считаются спеціально подготовленными къ чему-нибудь; они возвращаются домой къ своимъ, на время прерваннымъ земледѣльческимъ работамъ, съ запасомъ новыхъ мыслей, съ широко раздвинутымъ умственнымъ горизонтомъ. унося съ собой свѣтлое воспоминаніе о плодотворно и интересно прожитомъ времени.
Такого рода школы стали устраиваться въ Финляндія очень недавно -- съ 1888 года. Въ настоящее время ихъ насчитывается во всей странѣ 20; въ 15-ти преподаваніе ведется на финскомъ языкѣ, въ 5 -- на шведскомъ. Учениковъ въ нихъ обыкновенно бываетъ отъ 30-ти до 60-ти, исключительно изъ крестьянъ, съѣзжающихся въ ту деревню, гдѣ находится школа, изъ всѣхъ сосѣднихъ приходовъ. Кромѣ директора, въ каждой школѣ занимаются еще 2--3 учителя или учительницы. Всѣ они, по большей части, люди съ высшимъ образованіемъ,-- мужчины, окончившіе университетъ, женщины -- какую-нибудь высшую женскую школу. Всѣ эти школы устраиваются частнымъ обществомъ, собирающимъ для этой цѣли средства съ помощью членскихъ взносовъ, концертовъ, лекцій, баловъ я т. п. Для каждой школы строится домъ со всѣми необходимыми надворными строеніями и квартирой для директора, покупаются всѣ нужныя пособія и книги, и выдается ежемѣсячно жалованье директору и учителямъ. Содержаніе каждой школы обходится обществу около 8.000 марокъ, т. е. менѣе 4.000 р. на наши деньги.
Когда мы осмотрѣли школьное помѣщеніе и разспросили директора обо всемъ, что васъ интересовало, онъ сказалъ намъ, что занятія у нихъ теперь кончились до 7-го января, на другой день всѣ ученики разъѣдутся по своимъ деревнямъ, а сегодня, вечеромъ, будетъ по этому случаю "блка". Онъ любезно предложилъ вамъ остаться посмотрѣть на елку. Мы съ удовольствіемъ согласились и такъ какъ до начала праздника оставалась еще часа 2--3, то и пошли пока посмотрѣть деревню.
Первое, что остановило наше вниманіе среди маленькой, разбросанной деревушки,-- былъ громадный новый домъ начальной школы. Къ сожалѣнію, занятія и въ ней уже кончились, во мы все-таки зашли въ домъ, чтобы осмотрѣть его внутри. Тутъ, какъ и въ высшей школѣ, больше всего поразила насъ идеальная чистота, масса свѣта и воздуха. Помѣщеніе состоитъ изъ двухъ большихъ. высокихъ классныхъ комнатъ, съ громадными окнами, большими географическими картами и картинами по стѣнамъ. Столы и скамьи устроены по послѣдней системѣ, позволяющей дѣтямъ сидѣть свободно и пряно, не упираясь грудью въ столъ. Рядомъ съ каѳедрой стоитъ небольшая фисгармонія, подъ аккомпаниментъ которой дѣти поютъ молитвы. Всѣхъ учениковъ въ школѣ оказалось 58, во помѣщеніе настолько велико, что смѣло могло бы вмѣстить и больше сотни. Занимается съ ними одна учительница, которая живетъ въ томъ же домѣ и имѣетъ 2 комнаты и кухню. Полюбовавшись такъ прекрасно обставленной школой, мы отправились гулять по деревнѣ, которая мало чѣмъ отличается отъ нашихъ селъ,-- такіе же маленькіе, сѣрые домишки, да изрѣдка домикъ получше, принадлежащій какому-нибудь мѣстному богачу.
Пошатавшись по деревнѣ, мы зашли на постоялый дворъ, напиться чаю. Хозяина не было, и мы съ нѣкоторымъ трудомъ объяснились съ хозяйкой, пожилой женщиной, въ обыкновенномъ городскомъ платьѣ, но съ оригинальнымъ финскимъ уборомъ на головѣ. Понявъ, что намъ нужно, она очень любезна пригласила насъ пройти въ чистую половину избы, гдѣ, вѣроятно, принимаются гости, и которая въ то же время служитъ и спальной, и столовой для всего семейства. Въ первой же очень просторной кухнѣ обѣдаютъ и пьютъ чай обычные посѣтители постоялаго двора -- заѣзжіе изъ сосѣднихъ деревень крестьяне и извозчики.
Пока мы пили чай, подошелъ и хозяинъ. Толстый, съ самодовольнымъ, краевымъ лицомъ и массивной серебряной цѣпочкой во весь жилетъ, онъ произвелъ на насъ впечатлѣніе типичнаго зажиточнаго крестьянина. Онъ немедленно разсказалъ намъ (онъ почти свободно говоритъ по-русски), что у него здѣсь и постоялый дворъ, и мелочная лавка, и молочное хозяйство, и дровяной складъ. Сообщивъ всѣ свѣдѣнія о себѣ, онъ сталъ разспрашивать и насъ, откуда и зачѣмъ забрались мы сюда. Узнавъ, что мы пріѣхали съ спеціальной цѣлью -- осмотрѣть ихъ высшую школу, онъ былъ очень польщенъ и заявилъ, что имъ это очень пріятно, что школа -- предметъ гордости всего села, и имъ въ высшей степени лестно, что о ней слышатъ и ею интересуются даже въ Петербургѣ. Уходя, мы хотѣли расплатиться за чай, но онъ и слушать не сталъ.
-- Это намъ обидно,-- говорилъ онъ.-- Школа не этого стоитъ... Вы пріѣхали за нашу школу посмотрѣть, а мы съ васъ за чай будемъ брать!.. Нѣтъ! мы готовы васъ и не такъ принять, если вы такъ интересуетесь нами...
Вмѣстѣ съ нимъ и его семьей мы отправились на ёлку. Жена его надѣла болѣе нарядное платье, хотя осталась въ томъ же оригинальномъ головномъ уборѣ -- родъ маленькой круглой фески, отъ которой, на затылокъ, на лобъ и виски спускается длинная и густая черная бахрома. Дочь ея, молоденькая дѣвушка, окончившая въ прошломъ году курсъ той же школы, выглядѣла настоящей городской барышней, скромно, но нарядно одѣтой.
Когда мы пришли, все уже было готово. Въ передаемъ углу класса стояла большая ёлка, убранная дешевыми бумажными украшеніями и простыми лакомствами, а въ противоположномъ концѣ рядами стояли стулья. Гости начали уже собираться. Ученики и ученицы имѣли теперь болѣе праздничный видъ, чѣмъ утромъ,-- молодые люди -- въ пиджакахъ, большинство въ крахмальныхъ рубашкахъ и галстукахъ; дѣвушки въ темныхъ шерстяныхъ платьяхъ, съ модными буфами на рукавахъ, хотя многія были въ передникахъ. Вслѣдъ за вами стали сходиться и другіе гости -- пожилыя женщины въ шерстяныхъ платьяхъ и описанныхъ выше головныхъ уборахъ, мужчины -- нѣкоторые въ пиджакахъ, а нѣкоторые въ полушубкахъ и валенкахъ. Среди женщинъ были и побѣднѣе одѣтыя, въ ситцевыхъ платьяхъ и домотканыхъ передникахъ, но такихъ было меньшинство. Наконецъ, забралось и съ десятокъ ребятъ. Среди учениковъ, совершенно не выдѣляясь изъ ихъ среды ни по костюму, ни по манерѣ обращенія, находились два учителя и двѣ учительницы.
Въ половинѣ шестого всѣ усѣлись, гдѣ кто нашелъ себѣ мѣсто, ёлку зажгли и праздникъ начался. Прежде всего ученики, управленіемъ одного изъ учителей, пропѣли хоромъ нѣсколько народныхъ пѣсенъ, въ промежуткахъ авторы читали свои разсказы изъ школьной газеты, и мы могли убѣдиться, что цѣль, которую должны имѣть въ виду такія чтенія, уже въ значительной степени достигнута. И молодые люди, и дѣвушки выходили совершенно спокойно на средину класса и читали свои разсказы, безъ признаковъ смущенья или неловкости, хотя аудиторія, къ которой они обращались, была все-таки довольно разнообразна и велика -- всѣхъ собравшихся, вѣроятно, было не менѣе ста.
Между тѣмъ, директоръ принесъ только-что полученные имъ физическіе приборы, которыхъ ученики еще то видѣли. Составивъ цѣпь изъ всѣхъ дѣвушекъ, онъ далъ имъ въ руки концы приводовъ электрической баттареи и замкнулъ токъ. Дѣвицы, конечно, подняли крикъ, хохотъ, отдернули руки и, наконецъ, разбѣжались; тоже повторилось и съ молодыми людьми. Посторонняя публика, въ свою очередь, заинтересовалась, въ цѣпь стали протискиваться и гости, почтенные сѣдовласые старцы, и также весело хохотали, потирали руки и съ недоумѣніемъ поглядывали другъ на друга. Потомъ директоръ зажегъ на ёлкѣ электрическую лампочку, показалъ вогнутое и выпуклое зеркала и страбоскопъ съ разными потѣшными картинками, которыя возбуждали общую неудержимую веселость. Директоръ разъяснилъ намъ, что послѣ Рождества онъ будетъ объяснять въ классѣ причины всѣхъ этихъ физическихъ явленій, теперь же пользуется случаемъ одновременно и позабавить публику, и возбудить ея любознательность.
Общее оживленіе все росло и достигло апогея, когда изъ комнатъ директора появилась дѣвушка, наряженная рождественскимъ дѣдомъ. Она несла въ мѣшкѣ кипу нумеровъ одного иллюстрированнаго журнала, который даромъ разсылаетъ въ большомъ количествѣ свои рождественскіе нумера по школамъ. Каждому ученику дѣдушка давалъ по книжкѣ, сопровождая подарокъ, очевидно, какими-то непонятными для насъ остротами, такъ какъ каждое его слово покрывалось общинъ дружнымъ хохотомъ.
Снова началось пѣніе, во время отхода послѣдняго поѣзда было уже близко, и намъ пришлось съ сожалѣніемъ оставить оживленный и веселый праздникъ, не дождавшись конца. Простившись съ директоромъ и горячо поблагодаривъ его за любезность, мы уѣхали подъ прекраснымъ впечатлѣніемъ живого и полезнаго дѣла, созданнаго общественной иниціативой и руководимаго съ энергіей и любовью, какія можетъ вдохнуть только сознаніе живой общественной дѣятельности.