БОГДАНОВ, Василий Иванович, псевдонимы -- Озлобленный поэт, Влас Точечкин, Богдан -ов, Бгд и др. [12(24).1.1837, г. Лихвин Калужской губ.-- 5(17).VIII. 1886]-- поэт. Родился в семье священника. Образование получил светское, окончив в 1855 г. Калужскую губернскую гимназию с аттестатом, дающим право поступать в университет без экзаменов. В 1861 г. окончил медицинский факультет Московского университета, получив "степень лекаря с отличием". В эти годы формируется мировоззрение Б. как убежденного материалиста и демократа. О прогрессивности научных и общественных взглядов Б. свидетельствуют воспоминания С. А. Берс (будущей жены Л. Н. Толстого), домашним учителем которой он был в студенческие годы.
В 1862 г. Б. переезжает в Петербург, где два года работает врачом-практикантом в больнице для чернорабочих и в родильне воспитательного дома. Живое и нередко драматичное соприкосновение с миром столичных "низов" обогащает его жизненный опыт. Служит по Морскому ведомству: сначала врачом Балтийского флота, а с 1885 г.-- Черноморского. С 1 мая 1865 г. по 1 июня 1867 г. в качестве младшего врача на клипере "Изумруд" совершает кругосветное путешествие, которое существенно расширило его кругозор и дало обильную пищу для публицистического и поэтического творчества.
Начиная с 1863 г. активно сотрудничает в еженедельном сатирическом журнале "Искра" и становится одним из тех, кто определяет идейную направленность журнала. Ведет в "Искре" раздел "Политическое обозрение (заметки со всех концов света)".
Публицистика Б. отличается резкостью, хлесткостью политических характеристик. Он не раз высмеивал монархов, в его злободневных "Заметках..." видны революционный радикализм, широта интересов (критика колониальной политики Англии и Франции; негативная оценка деятельности О. Бисмарка; едкое обличение правления Наполеона III, горячая поддержка Парижской Коммуны).
Расцвет поэтического творчества Б. падает на десятилетие его сотрудничества в "Искре" (1863--1873). Он один из наиболее радикальных поэтов-сатириков своего времени, обнажающий непримиримый конфликт между власть имущими и "низами". Симпатии автора на стороне обездоленных. Поэзию Б. отличает публицистическая острота, конкретность и узнаваемость объектов обличения.
Поэтическая эволюция Б. выразилась прежде всего в постепенном расширении тематики произведений и в нарастании их революционного звучания. В ранних произведениях поэт акцентирует внимание на отражении различных сторон жизни городских "низов", изображая широкую галерею петербургской бедноты: бывший студент, рабочий, портной, прачка и т. д. ("Наш пролетарий", "Проезжим", "В портерной", "Портной" -- все написаны в 1864 г.). Следуя некрасовской традиции, поэт с особой болью и проникновенностью изображает горестную судьбу бедной женщины ("Доходный дом", 1863; "Старухе", 1864; "Это ведь очень смешно!", 1866). В произведениях второй половины 60 гг. в центре внимания поэзии Б. оказывается и судьба крестьян ("Дубинушка", 1865; "Сонная сила", 1866; "Песня доброго молодца", 1866; "Знакомая картина", 1871). Стихотворение Б. "Дубинушка", будучи переработано поэтом А. Ольхиным, стало знаменитой народной песней.
Социально-критический пафос особенно проявился в стихотворениях "Доходный дом"; "На Невском", 1865; "Курочка по зернышку клюет", 1868; "Мы -- особь статья!", 1870; "Из автобиографии щенка", 1871; "Кулак", 1863; "Закулисная сцена", 1865; "Хан и дыня", 1885, рассказывающих о буржуазных дельцах, дворянской спеси, самодурстве и тирании. Одним из главных объектов сатиры Б. становится либеральное прекраснодушие, подлое и лицемерное по отношению к тяготам народной жизни ("Хамелеониада", 1865; "Утопия", 1864; "В четверг после дождичка", 1868; "Свой идеал", 1869). Едкому осмеянию предает Б. все виды лакейства ("Ливрея", 1863; "Упражнения в русской грамматике...", 1864; "Все будешь знать -- скоро состаришься", 1868). Наряду с другими поэтами "Искры" Б. сатирически изобличает шпионов и доносчиков ("Знакомый незнакомец", 1868; "Едва затронем мы вопрос...", 1869).
Если в стихотворениях первой половины 60 гг. нередки у Б. безысходные ноты при изображении горькой участи бедняка, то в конце 60 -- нач. 70 гг. сатира Б. приобретает оптимистически наступательный характер. Поэт верит в силы и дух народа, в его социальное пробуждение ("Песня доброго молодца", "Знакомая картина"). Это связано и с огромным интересом поэта к подъему освободительного движения в Европе. Его многочисленные поэтические отклики на политические события 1860--1870 гг. метки, актуальны и революционны по духу ("Дела пошли прекрасно тут...", 1868; "Для грозной силы непонятно...", 1868; "У министров буржуазных...", 1870). Характерны заинтересованно сочувственные стихотворные отклики Б. на события Парижской Коммуны ("Диалог Версальского и Парижского хора", 1871; "Площадная панорама", 1871). Французский революционный гимн "Марсельеза" впервые был опубликован на русском языке в переводе Б. (у него: "Ребята, в смертный бой!", 1868--1870, опубл. в 1885 г.). Эти и другие политические стихи Б. свидетельствуют о том, что он одним из первых русских поэтов увидел и воспел великую историческую роль пролетариата.
Б.-- поэт некрасовской школы, его творчеству свойственны демократизм, социальная заостренность, реалистичность его поэзии. Стихи Б. сюжетны. В них нередки песенные интонации, строфа строится как куплет с рефреном, что характерно для поэтов "Искры". Распространенным приемом в поэзии Б. является использование "масок" "благонамеренного" человека, резонерствующего либерала, ретрограда-крепостника и т. д. Часто прибегает Б. к пародии и перепеву ("Шепот, робкие попытки...", 1869; "Подражание Тютчеву", 1871), к аллегории ("Из автобиографии щенка").
После запрещения в 1873 г. издания "Искры" Б. стал постепенно терять широкий контакт с читателем и с литературными кругами. Находясь на службе в Кронштадте, он принимал активное участие в деятельности местного общества морских врачей, секретарем которого состоял в 1874-- 1875 гг. В конце 70 гг. Б. задумывает серию популярных брошюр "Житье-бытье на море: Беседы из морского и приморского быта". Но написана и опубликована была лишь первая и единственная книжка из этой серии, в которой говорится "о том, как люди начали плавать по морю" (1878).
В конце 70 -- нач. 80 гг. стихи Б. появляются в незначительных юмористических журналах "Будильник" и "Осколки". Большинство его произведений этой поры отличается непритязательным и поверхностным юмором. Лишь в немногих стихотворениях дает себя знать политическая острота сатиры ("Безмолвие финских болот", 1883; "Обыватель и мечтатель", 1884; "Хан и дыня").
После смерти поэт надолго остается практически забытым. Лишь с 50 гг. пробуждается интерес к его самобытному поэтическому наследию. В 70--80 гг. проявляется ряд публикаций и исследований творчества Б.
Соч.: Стихи / Вступ. заметка А. Амфитеатрова // Амфитеатров А. Забытый смех. "Поморная муза", сатирический сборник No 1.-- М., 1914.-- С. 357--375; Стихотворения / Вступ. заметка, примеч. И. Г. Ямпольского // Поэты "Искры": В 2 т.-- Л., 1955.-- Т. 2; Собрание стихотворений / Собрал и подг. к печати А. В. Кокорев.-- М., 1959; Стихотворения.-- М., 1987; Стихотворения / Вступ. заметка, примеч. И. Г. Ямпольского // Поэты "Искры": В 2 т.-- Л., 1987,-- Т. 2.
Лит.: Зубковский И. В. И. Богданов (к 50-летию со дня смерти автора "Дубинушки") // Книжные новости.-- 1936.-- No 24.-- С. 22; Дымшиц А. Л. О "рабочих марсельезах" (из истории пролетарской гимнической поэзии в России) // Дымшиц А. Л. Литература и фольклор.-- М., 1938.-- С. 162--163; Ямпольский И. Г. Сатирическая журналистика 1860 гг. Журнал революционной сатиры "Искра".-- М., 1964; Сыркина А. В. Общественно-политическая жизнь Европы в фельетонах В. И. Богданова в 1868--1870 гг. (по страницам журнала "Искра") // Из истории русской и зарубежной литературы.-- Саранск, 1976.-- С. 161--173.