Богданов Александр Александрович
А. Богданов. Всеобщая организационная наука (Тектология), Часть I. Спб. 1913 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   А. Богдановъ. Всеобщая организаціонная наука (Тектологія), Часть I. Спб. 1913 г. Стр. 255. Ц. 2 р.
   Новая работа г. Богданова заслуживаетъ самаго внимательнаго изученія, ибо она является попыткой освѣтить тѣ части философскаго поля, которыя до сихъ поръ оставались въ тѣни. Дѣло въ томъ, что философія, которая начала свое существованіе, какъ всеобщая наука, принуждена была со временемъ выдѣлить изъ себя различныя области вѣдѣнія, которыя и начали существовать, какъ самостоятельныя, науки. Этотъ процессъ выдѣленія до сихъ поръ еще не окончился, но уже теперь, это, такъ сказать, распаденіе философіи вызываетъ тревогу среди философовъ и порождаетъ различныя недоразумѣнія. Съ одной стороны, появилось убѣжденіе, будто философія вообще утратила право на существованіе, такъ какъ она будто-бы должна просто распасться на спеціальныя науки. Съ другой стороны, страхъ передъ возможностью такого исчезновенія "царицы наукъ" заставляетъ многихъ утверждать, будто ни психологія, ни этика, ни эстетика, ни логика никогда не получатъ самостоятельности: будто-бы всѣ эти пауки навсегда останутся просто частями философіи, философскими дисциплинами. Наконецъ, существуетъ еще и третье, столь-же ошибочное мнѣніе, которое готово просто отожествить философію съ теоріей познанія.
   Всѣмъ этимъ ошибочнымъ мнѣніямъ слѣдуетъ противопоставить утвержденіе, согласно которому философія есть чистое ученіе о взаимодѣйствіи міровыхъ факторовъ. Это утвержденіе сдѣлано еще въ 1898 г. въ No 7 "Русск. Бог." въ статьѣ о философіи Авенаріуса. "Чистымъ" мы называемъ это ученіе потому, что оно разсматриваетъ взаимодѣйствіе міровыхъ факторовъ безъ всякой связи съ частными явленіями: физическими, біологическими" психологическими и т. п.
   Выдающіяся заслуги г. Богданова и заключаются въ томъ, что онъ дѣлаетъ попытку стать именно на подобную точку зрѣнія.
   До сихъ поръ въ системахъ Гегеля и особенно Спенсера имѣлись болѣе или менѣе открытыя попытки разъединить форму отъ содержанія въ изученіи міровыхъ явленій. Аналогичная попытка Авенаріуса свелась, въ сущности, лишь къ своеобразной теоріи познанія. Теперь г. Богдановъ открыто заявляетъ о необходимости создать "всеобщую организаціонную науку".
   Изъ всего вышесказаннаго ясно, что эту основную мысль г-на Богданова мы можемъ только привѣтствовать, какъ вполнѣ вѣрную и плодотворную. И намъ остается лишь разсмотрѣть, какъ развита эта мысль, какъ она воплощена въ стройной связи отдѣльныхъ утвержденій.
   Взаимодѣйствіе факторовъ представляется г. Богданову въ формѣ "организаціоннаго процесса", орудіемъ организаціи является "подборъ". "Въ схемѣ подбора слѣдуетъ различать три элемента: объектъ подбора, факторъ или дѣятель, и основу подбора" (стр. 107), т. е. слѣдуетъ различать, что подбирается, чѣмъ подбирается и зачѣмъ подбирается. "Первичный для человѣка дѣятель подбора -- это трудъ; первичный объектъ -- активности-сопротивленія внѣшней природы; первичная основа -- полезныя или вредныя человѣку свойства объектовъ" (стр. 107). Подборъ бываетъ двухъ родовъ: "консервативный", который стремится къ равновѣсію, и "прогрессивный", который ведетъ къ возрастанію или уменьшенію суммы элементовъ. Подборъ, стремящійся къ возрастанію суммы элементовъ, т. е., "положительный подборъ измѣняетъ строеніе комплекса въ сторону большей неоднородности элементовъ и большей сложности внутреннихъ соотношеній (стр. 108). Противоположный же подборъ, "подборъ отрицательный" стремится "въ сторону большей однородности элементовъ, меньшей сложности ихъ связей" (стр. 108). Организація есть выраженіе связи между элементами. Эта связь образуется путемъ "копуляціи" или "конъюгаціи", т. е. путемъ полнаго сліянія двухъ комплексовъ (копуляція) или дутомъ сліянія частей этахъ комплексовъ (конъюгація).
   Приведенные такимъ образомъ въ связь элементы комплекса могутъ войти въ взаимодѣйствіе или, такъ сказать, на равныхъ правахъ (и этотъ случай авторъ называетъ "ингрессіей"), или же одинъ изъ элементовъ займетъ центральное, господствующее положеніе (этотъ случай авторъ называетъ "агрессіей"), или же, наконецъ, въ результатѣ взаимодѣйствія явятся элементъ болѣе бѣдный по содержанію, но болѣе устойчивый; это -- случай "дегрессіи".
   Мы не будемъ входить въ детальное изложеніе книги г. Богданова, въ которой встрѣчается немало важныхъ и тонкихъ замѣчаній. Мы не можемъ здѣсь даже подвергнуть тщательному обсужденію общую архитектонику его ученія. Мы ограничиваемся лишь самыми общими замѣчаніями.
   Основнымъ недостаткомъ ученія г. Богданова мы считаемъ то обстоятельство, что его схема не захватываетъ всѣхъ міровыхъ явленій. Мы не будемъ отмѣчать имѣющихся, по нашему мнѣнію, недостатковъ въ обработкѣ г. Богдановымъ нѣкоторыхъ явленій взаимодѣйствія міровыхъ факторовъ, но энергически подчеркнемъ то обстоятельство, что схемы г. Богданова захватываютъ лишь нѣкоторыя изъ этихъ явлениц философія же должна быть общей схемой всѣхъ явленій. Такъ, напримѣръ, положительный "прогрессивный подборъ" г. Богданова прогрессивенъ лишь въ смыслѣ увеличенія общей суммы энергіи какого-либо комплекса, но не въ смыслѣ его качественнаго видоизмѣненія. Міровая эволюція, напримѣръ, эволюція нашей солнечной системы отъ состоянія туманности до нынѣшняго состоянія, положимъ, земли, съ ея сложными культурными обществами, съ ея философіей, наукой и искусствомъ,-- вся эта эволюція полна постояннымъ возникновеніемъ чего-то новаго, небывалаго, и этого "новаго" не можетъ объяснить ни "ингрессія", ни "агрессія", ни, тѣмъ паче, "дегрессія" г. Богданова.
   Въ началѣ нашей замѣтки мы ограничились указаніемъ на наше полное единомысліе съ г. Богдановымъ касательно общей постановки вопроса; мы заканчиваемъ нашу замѣтку краткимъ указаніемъ на наше самое основное съ нимъ разногласіе.

"Русская Мысль", No 12, 1913

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

забыл пароль от ноутбука как разблокировать
Рейтинг@Mail.ru