Богданов Александр Александрович
Время великих перемен

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Неизвестный Богданов. В 3-х книгах. Кн. 1.: А. А. Богданов (Малиновский). Статьи, доклады, письма и воспоминания. 1901--1928 гг.
   М.: ИЦ "АИРО--XX", 1995
   

"Время великих перемен"
(Очерк первый)

[Не ранее 1912 г.-- не позднее 1914 г.]

   Никогда еще на памяти истории жизнь человечества не достигала такой запутанной пестроты, такой неожиданности превращений, такого безумия контрастов, как в наше время; никогда еще она не становилась до такой степени похожа на фантастическое сновидение, полное кошмарного безобразия и неопределенно-радостных ожиданий. Гордые люди -- птицы среди воздушного океана -- и солдат, убивающий штыком холеру в образе невинного прохожего, конституция в Китае (6), и монахи, бросающие бомбы в Португальской республике, глухие раскаты надвигающейся великой грозы, преобразующей мир, и самые допотопно-наивные формы произвола -- калейдоскоп, странностью и богатством узоров и красок похожий всего скорее на видения сумашедшего, который в то же время был бы гением... Но -- "есть логика в этом безумии"; если вы не растеряетесь перед хаосом, и внимательно, спокойно всмотритесь в его причудливые волны, то увидите, что всюду происходит, в сущности, одно и то же: новая жизнь, могучая и светлая, пробивает себе дорогу через грязь и обломки распадающегося прошлого, разрывая цепкие объятия впивающихся в него вампиров, ценою невиданных жертв и усилий преодолевая гигантские сопротивления. Из борьбы новых сил и старых противодействий, протекающей на всем поле человеческого бытия во всех возможных формах, рождаются те поразительные и противоречивые сочетания, которые ошеломляют мысль и чувство, одевают покровом непонятного, стихийно-простую сущность происходящих событий.
   Мы живем в эпоху великих перемен, и перемены эти совершаются так быстро, что сознание человечества, даже самой передовой его части, не поспевает за ними, хотя оно -- дело его рук, результат его творчества. Не в первый раз оно оказывается в таком положении. В меньших размерах, но при еще более тяжелых условиях, то же самое переживалось несколько сот лет тому назад. Тогда история стояла у колыбели капитализма, как теперь она стоит перед его последними этапами. И любопытно сравнить, до какой степени сходны общие очертания тогда и теперь развертывающихся мировых картин.
   То был период "великих открытий и изобретений", как обычно его обозначают; и наше время ничуть не меньше, если не больше заслужило такую характеристику. В те времена усилия отважных искателей наживы впервые преодолели огромные пространства океанов, и мир стремительно расширялся для культурного человечества, включая одну за другой неизвестные до тех пор, прекрасные и богатые страны. В нашу эпоху происходит завоевание воздушного океана, доводится до конца завладение поверхностью нашей планеты, открываются, неизвестные раньше, неисчерпаемо-грандиозные источники энергии в окружающей нас и, казалось, столь знакомой нам природе. Тогда заколебались все устои бытия; даже то, что считалось наиболее прочным и надежным, что было неподвижной основой вселенной,-- сама земля силою дерзких умов была лишена этого звания, и с головокружительной быстротой завертелась в среде эфира. Теперь происходит переворот еще более радикальный: последнее, что представлялось неизменным и вечным в своем существовании, атомы самой материи разрешаются для человеческого познания в непостижимо-стремительные вихревые движения. Там разрушалась вера веков, здесь подрывается в корне возможность какой бы то ни было веры, хотя бы только философской.
   И посмотрите, какое сходство в общественно-политической атмосфере. Тогда создался великий хаос мировоззрений; рядом с гениальным полетом творчества таких людей, как Леонардо да Винчи (7), Джордано Бруно (8), самые странные и наивные формы фетишизма оплетали и давили жизнь, и пресмыкающееся мышление всюду протягивало свои щупальца, часто уничтожая, а иногда даже и подчиняя себе гордые умы. Разве не то же видим мы в современной жизни? Только еще резче контрасты различных идейных полюсов, да бессильнее фетиши прошлого, которые теперь уже зачастую принуждены сдерживать или прятать под культурными оболочками свои хищные поползновения.
   То были жестокие времена. Ломка старого, патриархально-феодального уклада силою денег, натиском пробивавшего себе дорогу торгового, а затем и мануфактурного капитала, совершалась грубо и беспощадно. Все средства были хороши в служении золотому богу. Пионерами и пророками нового строя явились "конкистадоры", завоеватели новых стран, а по нашим нынешним понятиям -- пираты и бандиты, к числу которых беспристрастное суждение должно отвести не только такие типы, как Кортес (9), Пизарро (10) или наш Ермак Тимофеевич (11), но и таких героев культуры, как Христофор Колумб (12) и Васко да Гама (13). Жажда денег в Европе превращала прежние мягкие формы зависимости крестьянства в невыразимый гнет крепостного права, а в новооткрытых странах вслед за системой голого грабежа создавала невиданно-зверские формы колониального рабства. Тогда на пороге нового времени и развилось то варварство, которое несправедливо считают обыкновенно чертой всего средневековья. Не будучи в состоянии приспособиться к чрезмерно быстрому разрушению старых устоев, душа человеческая стала неуравновешенной, болезненно воспринимала окружающее и металась в судорожных поисках "спасения", т. е. покоя и гармонии. На этой основе возникли массовые психозы, еще больше увеличившие общественную путаницу и беспорядок. Их лечили пытками и кострами; тысячи ведьм и колдунов сжигались за свою душевную ненормальность. Но еще больше погибало таким образом "еретиков", т. е. по преимуществу людей прогрессивной и свободной мысли. Смертная казнь признавалась лучшим орудием охранения устоев и поддержания порядка; к ней относились просто и легко, как к обычному и естественному делу. Таково было тогда огрубение нравов.
   В наши времена, частью происходит, частью подготовляется иная ломка человеческих отношений, еще более глубокая, но и носящая в себе неизмеримо больше элементов созидания. И вновь беспощадно-жестокий характер принимает общественная борьба в самых различных странах, и нет сомнения -- то, что мы видим теперь, есть только начало, только слабый предвестник того, что человечеству предстоит пережить. Новое варварство еще должно развернуться, -- еще не пришли те кризисы, которые доведут его до полной последней зрелости.
   Разница та, что теперь все оно останется на одной стороне, что его носителями являются всецело классы экономически -- реакционные, ибо теперь пробивает себе дорогу не безлично жестокая власть капитала, а светлая сила сознательного трудового единения людей.
   Но еще труднее и резче переход для человеческой души, еще острее должна выступить неуравновешенность и неустойчивость. Не в одной России, а повсюду статистика сумасшествий и самоубийств иллюстрирует неуклонным движением цифр подавляющую суровость переходной эпохи. Мечется, как и в ту, давнишнюю эпоху, полусознательная человеческая душа; и если не удастся ей найти исход в великой и радостной классовой "ереси" нашей эпохи, то легко попадает на путь безумия, бесплодных мечтаний и бесцельного протеста. А старый мир, все более чувствуя свое безумие, вновь апеллирует к радикальным средствам против ереси и безумия, против того, что выше, и того, что ниже его самого, ищет прибежище в истреблении, массовом и индивидуальном и вновь идеализирует казни и пытку. В передовой Франции "общественное мнение" принудило правительство восстановить фактически совсем было там отменную гильотину, и теперь добивается введения костра для "преступных типов". В Соединенных Штатах возникают такие проявления "культурных чувств", как негрские погромы. Бокс в Европе и Америке становится любимым зрелищем "образованных классов"; с ним соперничают другие развлечения, рассчитанные на грубые инстинкты, вроде "борьбы", даже боя быков, и прекрасное изобретение -- кинематограф -- служит средством распространять эти зрелища повсюду; а нелепо-жестокая уголовная литература, достигшая повсюду небывалого процветания, удовлетворяет те же потребности другими способами. Шатанье умов среди отживающих классов так сильно, что в великих центрах культуры, столицах мира находят успех маги и гадалки. Под костюмами XX века возраждается дикость и варварство давно пережитых эпох.
   Все это -- только симптомы великих перемен, идущих в глубине жизни, и перемен, захватывающих все ее главные области. Изменяется соотношение сил между человечеством и стихийной природой, против которой оно ведет свою вечную борьбу. Изменяются в корне отношения между самими людьми. Изменяется связь идей, освещающих для людей их существование и деятельность. Изменяется весь облик бытия, потому что близится к окончанию пролог истории человечества, пролог, долго и ошибочно считавшийся настоящей его историей. В судорогах бьется старый мир, лихорадочен его пульс и бредовые образы вплетаются в его сознание... Не надо бояться, это муки родов, это предвестники новой жизни.
   Итак, присмотримся несколько ближе к тем великим переменам, среди которых нам выпало на долю счастье жить. Все они неразрывно связаны между собой; но основными звеньями этой цепи являются те победы, которые человечество за последние десятилетия одержало над стихийностью природы. Им и будут посвящены наши ближайшие очерки.
   
   РЦХИДНИ. Ф. 259. Оп. 1. Д. 11. Автограф.
   

Примечания:

   6. Конституция в Китае принята 12 марта 1912 г. после свержения Маньчжурской династии в 1911 году.
   7 Леонардо да Винчи (da Vinci Leonardo) (1452--1519) -- итальянский живописец, скульптор, архитектор, инженер.
   8. Бруно (Bruno) Джордано (1548--1600) -- итальянский философ и поэт, был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме.
   9. Кортес (Cortes) Эрнан (1485--1547) -- испанский конкистадор.
   10. Пизарро (Pissarro) Франциско (ок. 1471--1541) -- испанский конкистадор.
   11. Ермак Тимофеевич (?--1585) -- казачий атаман, начавший освоение Сибири.
   12. Колумб (Columbus, Colombo, Colon) Христофор (1451--1506), мореплаватель, руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию. 12 октября 1492 г достиг берегов Америки, что является официальной датой открытия Америки.
   13. Васко да Гама (da Gama) (1469--1524) -- португальский мореплаватель, открывший путь в Индию.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru