Богданов Александр Алексеевич
Н. Накоряков. Писатель-коммунист

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

Н. Накоряков

Писатель-коммунист

  
   А. А. Богданов. Избранная проза / Вступ. ст. М. Накорякова.-- М., 1960
  

Сила в борьбе укрепляется!

Счастье в борьбе состоит!

(Из юношеских стихов А. А. Богданова)

  
   Александр Алексеевич Богданов (1874--1939) -- один из первых пролетарских поэтов, печатавших свои произведения в большевистских изданиях "Звезда" и "Правда", автор многочисленных рассказов и повестей о жизни дореволюционной России, профессионал-революционер, прошедший трудную школу революционного подполья,-- по праву занимает пусть скромное, но почетное место в истории советской литературы, в истории русского революционного движения.
   Мне, пишущему эти строки, посчастливилось быть в числе близких друзей А. А. Богданова, встречаться с ним и работать на протяжении его долгого и трудного жизненного пути. Вот почему я считаю своим товарищеским долгом, в меру своих скромных сил, воссоздать благородный облик этого замечательного человека и рассказать о его жизни, столь поучительной для нашей советской молодежи.
   Девятнадцатилетним юношей, только что окончив семинарию с "волчьим билетом" (за распространение антирелигиозной литературы), что не давало ему права поступить на казенную службу, увлеченный идеей "хождения в народ", Богданов начинает учительствовать в селе Спасско-Александровском Саратовской губернии. Об этом периоде его деятельности и о своих встречах с ним с большой теплотой вспоминает Ф. В. Гладков в повести "Лихая година".
   Чувство любви к угнетенному народу, раздумья о его судьбе находят выражение в первых юношеских стихах Богданова, в них ощущается большое влияние идей великих революционных демократов Некрасова, Чернышевского.
   Молодой народный учитель стремится сеять "разумное, доброе, вечное", пытается "разбудить и просветить" деревню.
   На это уходит почти пять лет, принесших только терзания и разочарования.
   И опять начинаются искания "новой правды", "социалистического мышления", как пишет Богданов в своем юношеском дневнике. Путь в революционную партию рабочего класса был нелегким. Решающим для становления мировоззрения писателя явилось в эти годы знакомство с убежденным марксистом Николаем Эрнестовичем Бауманом. Революционная работа среди крестьянства, прерванная арестом 1897 года, окончательно определила его дальнейший жизненный путь. Богданов становится профессионалом-революционером, и его "Песни пролетариев" (1900) звучат как призыв к организованной революционной борьбе.
   В 1900 году Богданов вступает в РСДРП, и с этого времени идейная направленность творчества писателя прочно связана с его деятельностью большевика. О том, как высоко он ценил всю жизнь это звание, свидетельствует запись в мемуарах, последнем литературном труде Богданова: "Нет ничего выше, как звание члена Партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин". Как о счастливейших моментах своей жизни вспоминает А. А. Богданов о встречах с В. И. Лениным и А. М. Горьким.
   Еще в период работы в селе Спасско-Александровском он прочитал рассказ Горького "Челкаш", который, по его словам, произвел на него своей необычностью впечатление разорвавшейся бомбы. А первая встреча Богданова с Горьким произошла в 1899 году в редакции журнала "Жизнь", куда Богданов принес тетрадку своих стихов. Сам автор так вспоминает об этом: "Он встретил меня очень приветливо. Тихим баском, с выговором на "о", он коротко и деловито, почти скупо, побеседовал о моих стихах, товарищески подбодрил н лаконически заключил: "Стихи ваши я и Поссе решили печатать. Ничего, ничего,-- валяйте, продолжайте работать"... Так А. М. помог мне войти в большую литературу". Горьким были отредактированы рассказы Богданова "Страничка счастья" и "Наваждение", он ободрял его в письмах: "Что бы Вас нн опрокидывало, не поддавайтесь..." Богданов нуждался в этой товарищеской поддержке: жизненный путь писателя-большевика был труден. Революционная работа захватывала его целиком, мало оставляя времени для творчества. Частые аресты, ссылки, жизнь на нелегальном положении также не создавали условий для постоянного литературного труда. И все же на пересыльных "этапах", в "чайнушках" при ожидании встреч с товарищами, на "явках" и "ночевках" в чужих квартирах Богданов пишет свои произведения.
   Многие из них погибли бесследно, уничтоженные во время обысков, конфискованные как "вещественное доказательство" в полицейских участках или погребенные царской цензурой.
   Но Богданов упорно продолжал писать, хотя до революции ему удалось напечатать в газетах и журналах только небольшую часть написанного. Публиковался он и в легальной и нелегальной большевистской прессе ("Правда", "Звезда", "Пролетарий").
   Агитационное звучание его художественного слова помогало партии в революционной работе.
   Стихи Богданова читались на митингах, демонстрациях, заучивались наизусть, распевались как песни. Большой популярностью пользовалась его "Студенческая марсельеза", авторство этой песни приписывалось А. М. Горькому. Стихотворение Богданова "На смерть Баумана" было выпущено московским квмитетом РСДРП отдельной листовкой. Недаром В. И. Ленин советовал однажды мне, тогда уральскому партийному работнику, издать стихи А. А. Богданова нелегальной книжечкой. "Хорошие, революционные стихи наш рабочий любит и будет с пользой читать, лучше, чем плохонькие прокламации",-- говорил Ильич, мило и с хитринкой улыбаясь.
   Стихи Богданова Владимир Ильич слушал и в товарищеских беседах в минуты отдыха (при встречах на Таммерфорсской и Гельсингфорсской партийных конференциях в 1906--1907 гг.), одобрял их, а некоторые критиковал за отголоски народничества, несвойственный большевикам аскетизм, призыв к отказу от личного счастья. Александр Алексеевич вспоминал эти незабываемые минуты бесед с вождем революции в своей статье "Первая встреча".
   Такое же значение имела и проза Богданова. Его рассказы о дореволюционной деревне и жизни рабочих являются гневным обвинительным актом против притеснений самодержавия, но автор не только обличает, он показывает и зарождение в этой среде революционного протеста. Герои таких рассказов, как "Никита Простота", "Крыга", "Смерти нет", "Перед рассветом", пытаются дать отпор и постоять за себя и своих односельчан, а в рассказе "Варвара" писатель изображает организованную стачку рабочих на заводе и их товарищескую солидарность. Настоящим героем показан Федор Шуруп -- рабочий, отдающий свою жизнь революционной борьбе.
   В этих произведениях читатель ясно ощущал дыхание близкой революции, уверенность в грядущих победах трудового народа.
   Богданов всегда стремился к тому, чтобы труд писателя, его художественное слово использовались как можно действеннее и полнее. В мае 1917 года он по инициативе "Правды" обращается с воззванием к "поэтам, беллетристам и художникам", с призывом создать объединение пролетарских писателей. Одним из первых, кто вступил в объединение, был В. В. Маяковский.
   Эту страстную борьбу за консолидацию писательских сил Богданов продолжал и после Октябрьской революции.
   Вспоминается 1925 год, когда в коллективе московских литераторов появился Александр Алексеевич, только что вернувшийся с Дальнего Востока после участия в ликвидации белогвардейщины и японской интервенции. Он с первого дня включился в дело воссоединения писателей в единую организацию, работая в этом направлении вместе с Д. А. Фурмановым, Ф. В. Гладковым. Помню, это были люди "одной судьбы и одной веры". Один из них называл Александра Алексеевича "Диогеном без фонаря" за настойчивые и постоянные хождения по всем совещаниям, дискуссиям, собраниям писателей в поисках путей единения против групповщины и кружковщины. Это активное, принципиальное, партийное отношение писателя ко всем явлениям жизни нашло выражение и в боевой целенаправленности его творчества.
   Произведения А. А. Богданова переиздавались в нашей стране неоднократно. Настоящее издание его прозы, отмечающее двадцатилетие со дня смерти Богданова, является лучшим доказательством жизненности творчества народного писателя-коммуниста.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru