Бодлер Шарль
Шарль Бодлер: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   БОДЛЕР (Baudelaire), Шарль (17.IV.1821, Париж, -- 31.VIII.1867, там же) -- франц. поэт. Рано потерял отца, участника франц. бурж. революции конца 18 в. Окончил коллеж, но от служебной карьеры отказался. Б. порвал с матерью, отчимом; занялся лит. деятельностью. Его стихи и статьи печатались с 1840; в 1845 вышла брошюра "Салон 1845 года" ("Le salon de 1845"), в 1846 -- "Салон 1846 года" ("Le salon de 1846"). Б. участвовал в революции 1848, издавал газ. "Le salut public" ("Общественное спасение") и сражался на баррикадах. Сочувствуя рабочему классу, Б. видел в нем непримиримого врага буржуазии, но почти не отличал рабочих от люмпен-пролетариев (стих. "Авель и Каин"). В нач. 50-х гг. Б. выступал против реакц. романтиков и теории "искусства для искусства" группы "Парнас" (ст. "Языческая школа" -- "L'école païenne", 1852). Он писал стихи, выражающие глубокое сочувствие людям труда и обездоленным ("Вечерние сумерки", "Утренние сумерки", "Пирушка тряпичников"). Поражение революции 1848 и переворот Луи Бонапарта лишили Б. всех иллюзий, а вместе с ними и веры в социальный прогресс. В атмосфере наступившей реакции Б. подвергся влиянию Т. Готье, Э. По, парнасцев (сонет "Красота", 1857). Раньше Б. хотел назвать задуманную им кн. стихов "Круги ада" по аналогии с поэмой Данте, теперь же он называет свой сб. "Цветы зла" ("Les fleurs du mal", 1857, доп. изд. 1861 и 1869, посмертно, рус. пер. 1895, 1907) -- двусмысленное назв., к-рое как бы подчеркивает отказ от нравств. оценки явлений жизни. Именно эта тенденция сделала Б. глашатаем декадентства с характерным для него моральным индифферентизмом. Между тем Б. включил в свой сб. и мятежные, гуманные стихи (раздел "Бунт" с его богоборч. стихами "Отречение св. Петра", "Молебствие сатане"; раздел "Сплин и идеал" со стихами о поисках идеала "Маяки", где Б. обращается к недовольным действительностью художникам, "Больная Муза", в котором выражена мучительная жажда душевного здоровья; стихи о трагич. положении поэта в бурж. обществе). Во 2-е изд. "Цветов зла" включены стихи (в виде цикла "Парижские картины"), посвященные страданиям простых людей. Кроме лирики, Б. принадлежат: сб. статей о французском иск-ве и лит-ре "Романтическое искусство" ("L'art romantique", 1846--68, изд. посмертно), трактат о наркотиках "Искусственный рай" ("Les paradis artificiels", 1860, в рус. пер. -- "Искания рая", 1908), "Маленькие поэмы в прозе" ("Petits poèmes en prose", 1869, посмертно, рус. пер. 1902).
   В поэзии Б. ненависть к бурж. миру, сострадание к обездоленным, анархич. бунтарство, тоска по гармонии соединяются с признанием неодолимости уродства и зла в жизни, с эстетизацией пороков и язв большого города. Стремление к гармонич. завершенности сказывается в самой форме его лирики, строгой, построенной на отчетливой ритмич. основе, контрастирующей с горечью и холодным отчаянием, характерными для содержания. Противоречивость свойственна всей эстетике Б., к-рый выступал против реализма. Побуждаемый презрением к лицемерной моралистике мещанской лит-ры Второй империи, Б. противопоставил ей только культ аморальности. Суд посмертно осудил целый сб. стихов Б., не вошедших в "Цветы зла", -- "Обломки" ("Les épaves", 1866), и это было еще одним проявлением бурж. лицемерия. Вот почему франц. коммунисты, отдающие себе отчет в противоречивости протеста Б., добились в 1946 кассации приговора и сняли с памяти поэта пятно судимости. Двойственность Б. определила судьбу его лит. наследства. Бурж. историки лит-ры усиленно подчеркивают лишь эстетские стороны творчества Б., игнорируя заключенное в нем бунтарское начало. Деятели пролет. культуры освещают творчество Б. как представителя франц. интеллигенции, к-рая "...не смогла примириться со скудостью буржуазных перспектив, ударилась в отчаяние" (Луначарский А. В., ст. "Бодлер", см. Лит. энциклопедия, т. 1, 1929, с. 550). М. Горький, отметив мрачный характер поэзии Б., сказал о нем: "...жил во зле, добро любя" (см. "Поль Верлен и декаденты", 1896, Собр. соч., т. 23, 1953, с. 128).
   Соч.: Oeuvres complètes, éd. par J. Crépet et Cl. Pichois, v. [1--18], P., [1923]--53; в рус. пер. -- Цветы зла, М., 1908; то же, пер. В. Брюсова, в сб.: Революционная поэзия Запада 19 в., М., 1930; Из "Цветов зла", "Ин. лит-ра", 1957,  3.
   Лит.: Якубович П. (Мельшин Л.), Б., его жизнь и поэзия, в его кн.: Стихотворения, т. 2, 3 изд., СПБ, 1906; История франц. лит-ры, т. 2, М., 1956; Crépet E., Charles B. Étude biographique, P., 1928; Prévost J., Traité du débutant en 1929, в кн. Б.: Conseils aux jeunes littérateurs, P., 1929; Porche F., B. Histoire d'une Бme, P., [1944]; Mouquet J. et Bandy W. T., B. en 1848, P., 1946; Spoelberch de Lovenjoul Ch., Étude bibliographique sur les oeuvres de Charles B., в его кн.: Les lundis d'un chercheur, P., 1894.

О. И. Ильинская.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 661--663.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6613.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru