Блок Александр Александрович
К постановке пьесы "Рваный плащ"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Александр Блок.
<К постановке пьесы "Рваный плащ">

   Дорогие товарищи!
   Позвольте приветствовать вас при начале нашей трудной работы. У меня такое чувство, что сейчас не надо говорить никаких общих слов, все они прозвучат фальшиво, а надо проникаться духом великих и благородных произведений, над которыми нам придется работать.
   Первая новая пьеса, к которой мы приступаем, -- "Рваный плащ" Сема Бенелли. Я хочу сказать два слова о ней и о ее авторе.
   Сему Бенелли -- сейчас сорок два года; у него большая слава, а сам он -- скромный человек, большеголовый, маленького роста, с печальными глазами. Он -- сын бедного ремесленника, был одно время простым рабочим, потом -- рецензентом, потом -- основал один из первых журналов миланских футуристов.
   Прославился он десять лет тому назад, когда написал свой "Ужин шуток", выдержавший до четырехсот представлений в Риме. В Париже пьесу переделали для Сары Бернар, в Испании имел в ней успех Новелли, в Аргентине -- Тина ди Лоренцо. Это -- пьеса из эпохи Лаврентия Великолепного, то есть quatrocento [пятнадцатый век -- итал.], когда рознь между народом и интеллигенцией только намечалась.
   Пьеса, над которой мы будем работать, "Рваный плащ", написана восемь лет тому назад, в 1911 году, и относится к эпохе более поздней, к началу XVI века, когда народ и интеллигенция вступили между собой в отношения, несколько напоминающие наши русские отношения. Литературная борьба -- лишь внешний сюжет, оболочка пьесы, идея и пафос которой гораздо глубже и значительнее; работая над темой, близкой для Италии XVI века и сегодняшнего дня, мы можем извлечь из этой работы очень хорошие уроки и для нашего сегодняшнего дня. С этой пьесой мы от нашей трагической действительности никуда не уйдем.
   От этой действительности мы, я надеюсь и верю, никуда не уйдем и не спрячемся и со всеми остальными работами, которые нам предстоит выполнить; гений Шекспира и гений Шиллера -- столь различные, столь несходные между собою, -- одинаково будут открывать перед нами разные пропасти духа, те самые, перед которыми мы стоим, перед которыми нас поставила сама жизнь, а совсем не случай, не преходящее нечто; вовсе не досадное стечение обстоятельств, а непреложная воля истории.
   Никуда не прятаться от жизни, не ждать никаких личных облегчений, а смотреть в глаза происходящему как можно пристальнее и напряженнее -- в этом залог успеха всякой работы, и нашей работы в частности. Нам в этом должны помогать те великие произведения, с которыми мы будем иметь дело и за которыми имеющие уши всегда смогут услышать музыку, способную вести нас и сквозь эти "грозные, знойные, летние дни".
   В заключение позвольте мне приветствовать от лица всех нас наших новых товарищей -- Рич. Вал. Болеславского и Бор. Мих. Сушкевича, -- которые несут в нашу среду живой дух Московского художественного театра -- первого театра в мире. Этот театр -- первый и останется таким до тех пор, пока не перестанет служить искусству, а не себе; он мучился муками своего времени и радовался его радостями, и его достижения и его ошибки -- одинаково велики, потому что эти достижения и ошибки -- кровные, трудные, живые.
   Пожелаем же и мы все друг другу той пристальной мужественности и той духовной собранности и выдержки, без которых сейчас немыслимо ни работать, ни жить.
   
   21 июля 1919

--------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: А. А. Блок. Собрание сочинений в 8 томах. Том 6. -- Москва--Ленинград: ГИХЛ, 1962. -- С. 356--359.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru