Бибиков Матвей Павлович [30.6 (12.7).1812, с. Баловнево Данковс. у. Рязан. губ.-- 6(18). 11.1856, Москва), прозаик. Из дворян. Учился на словесном отд. Моск. ун-та (1830--35); не окончил курса. Был знаком с С. Стромиловым, посвятившим Б. стих. ("М. П. Бибикову", "Совр.", 1839, No 2). Служил чиновником особых поручений у своего дяди, Саратов. губернатора. Впервые выступил в печати в 1841: ст. "Театр в Саратове" ("Пантеон", No 1). Тогда же отправился в короткое путешествие по Италии и, "имев на прожитие в столице папы денег всего на два, на три месяца, прожил в ней 5 лет" (Рамазанов, Мои восп. о Б., с. 279). Открытый и общительный, он сделался душой компании молодых рус. художников. Сам хороший рисовальщик, тонкий ценитель иск-ва, Б. не только знал "наизусть" худож. памятники Рима, но изучил "всю его подноготную... и сделался импровизатором, которому рукоплескали и русские и итальянцы" (там же). В 1846 получил извещение о болезни отца (расставаясь с Римом, Б. "плакал как ребенок"), однако по дороге в Россию остановился во Флоренции, прожил в ней еще 3 года, перезнакомившись со всеми рус. и итал. художниками. Вернулся в Россию в 1849 и поселился в родовом имении Баловневе. Скончался от чахотки во время новых сборов в Италию.
Рассказы Б. из итал. жизни публиковались в газ. "Моск. вед.", ж. "Москвитянин" (1853--54), "Отеч. зап." (1855--56), "Пантеон" (1855) и др. Среди них наиболее примечательны те, к-рые лишены лит. претензии и сближаются с художественно-очерковым жанром: пейзажные этюды, колоритные портреты, жанровые сценки, проникнутые живой впечатлительностью и заразительной энергией худож. восторга автора. Особенно дорога ему яркая зрелищность итал. уличной жизни -- нар. праздники, арлекинады, кукольные театры и др. балаганные увеселения: "Последний Патито" ("Москв.", 1854, No 1); "Уличные зрелища в Италии" (там же, 1854, No 6; одобрит. рец.: 03, 1854, No 7), "Выдержки из зап. книжки туриста по Италии" (там же, 1853, No 7). Б. рисует портреты типичных обитателей итал. улицы: в живописной личности "настоящего барбичоне", нищенствующего в Риме, он видит своеобразного "художника", склонного к фантас тич. вымыслам, плутовству и беззастенчивому вымогательству ("Синьор Петруччио", "Атеней", 1858, No 22, 23). Преданностью дружбе и добрым юмором наполнены его рассказы о жизни художников в Риме, об их братстве, веселых кутежах, забавных праздниках и обрядах: "Понте-Моло", "Праздник в Чербаро ("Москв.", 1853, No 4, 5), "Художники в Италии" (ОЗ, 1856, No 11). В иной тональности написаны произв. Б. на рус. темы: рассказ "Близнецы" ("Пантеон", 1855, No 4) -- трогательная история двух братьев-помещиков "старосветского" закала, и отрывок из семейных восп. "Бабушка ("Москв.", 1855, No 4; одобри: рец.: (И. И. Панаев) -- "Совр.", 1855, No 8; ОЗ, 1855, No 6) -- поэтизиров. описание патриарх. уклада помещичьей семьи. В рассказах "Старый дворецкий", "Няня" (РусБ, 1856, No 2, отд. изд. М., 1871; до 1908 вышло 7 изданий в дешевой серии для народа), использующих автобиогр. мотивы выведены идиллич. типы старых преданных слуг.
Другиепроизведения:
"История одной фрески" (ОЗ, 1855, No 8);
"Tpи рассказа туриста" ("Пантеон" 1855, No 4);
"Ужин художнике в 162""" году" (РВ, 1856, No 3)
Литература:
Рамазанов Н" Мои восп. Б.-- "Зритель", 1862, Nо 9; е г о же, Материалы для истории художеств в России, кн. I. М., 1863, с. 271; Наброски из восп. кн. Д. Л Оболенского.-- РА, 1895, кн. 1, с. 507 -- 01 Записки гр. М. Д. Бутурлина.-- РА, 1897, кн. 2, с. 546; Серый Г., Неизв. картин Г. Г. Чернецова.-- "Звенья", т. 9. М.. 1951, с. 511; Лит. взгляды и творчество славянофилов, М., 1978, с. 473--74; ЛН, т. 51 с. 596; т. 63, с. 280, 283; т. 88, кн. 1, с. 596--98, 600.
+ Некрологи, 1856: ОЗ, No 12; РусБ, кн. 4; РВ. Nо 1. Геннади; РБС; Венгеров (Сл., ст. С. А. Венгерова; Источ.); Meзьер.
Архивы: ГИМ, ф. 457 (письма Н. Ра мазанову).
Н. И. Осьмакова
Источник текста: Русские писатели. 1800-1917. Т. 1. А-Г. -- 1989. С. 265.