Бестужев-Рюмин Константин Николаевич
О высших женских курсах

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

О высшихъ женскихъ курсахъ.

   Вотъ что говоритъ о петербургскихъ высш. курсахъ проф. К. Н. Бестужевъ-Рюминъ.
   "Курсы существуютъ восемь лѣтъ и было уже пять выпусковъ.
   Времени этого, конечно, недостаточно для того, чтобы кто нибудь изъ бывшихъ слушательницъ создалъ себѣ имя въ наукѣ, ибо имя въ наукѣ создается не такъ легко и скоро; но и теперь уже мы встрѣчаемъ труды, заслуживающіе одобренія: въ спискѣ трудовъ слушательницъ, перечисленныхъ въ послѣднемъ отчетѣ общества пособія курсамъ, встрѣчаются названія статей, печатаемыхъ въ изданіяхъ академіи. Къ этому списку могу еще прибавить статью Е. И. Щепкиной "Популярная литература въ срединѣ XVIII вѣка", напечатанную въ "Журналѣ министерства народнаго просвѣщенія" (1886, No 4). Статья, написанная съ положительнымъ талантомъ и умомъ, представляетъ только часть сочиненія, которое задумано авторомъ и на которое положено и теперь уже много труда и усилій, что люди понимающіе легко усмотрятъ и въ напечатанной статьѣ; другая бывшая слушательница, г-жа Пѣнкина, составила любопытное обозрѣніе литературы о Полѣсьѣ. Впрочемъ, правда-ли, что цѣль высшаго заведенія, какого-бы то ни было, создавать ученыхъ? По моему, неправда, ибо ученые создаются сами и ученыхъ вездѣ немного, а людей образованныхъ должно быть много; для того, чтобы были люди образованные, и существуютъ высшія заведенія (за исключеніемъ, конечно, спеціальныхъ заведеній (Ecoles des hautes études, Ecole des Chartes и т. п.). Для того, чтобы быть ученымъ, надо родиться съ особымъ призваніемъ; бываютъ ученые безъ призванія, но такихъ мы называемъ ремесленниками. Конечно, мысль воспитывать ученыхъ ремесленниковъ была-бы смѣшна и для мужскаго заведенія, еще смѣшнѣе она для женскаго. Ея и въ головѣ ни у кого не было. Въ умахъ дѣятелей была другая мысль, выраженная лѣтъ почти за. пять до открытія курсовъ такъ краснорѣчиво, что я не могу отказать себѣ въ удовольствіи выписать слѣдующія строки: "Если когда мужчина въ Россіи будетъ достоинъ своего назначенія, это будетъ даръ женщины, плодъ ея заботливости о немъ" -- такъ говорилъ въ 1835 году С. П. Шевыревъ. Слова эти могутъ принять за лозунгъ всѣ тѣ, кто искренно желаетъ женскаго образованія. Вопросъ о правахъ женщинъ есть только недоразумѣніе; они нисколько не входили въ разсчетъ главныхъ дѣятелей на курсахъ. По крайней мѣрѣ, въ лекціяхъ, разговорѣ со слушательницами, въ сочиненіяхъ, которыя они писали, не было мѣста этому вопросу. Повторяю опять, что ждать ученыхъ заслугъ бывшихъ слушательницъ рано, да и вообще, хотя такія заслуги могутъ быть, что свидѣтельствуетъ и "Гражданинъ" въ томъ же No (гдѣ нападаетъ на высшіе курсы), упоминающій о выборѣ Парижскою академіею наукъ г-жи Ковалевской (которую, впрочемъ, газета называетъ Крашевской), въ почетные члены, такихъ заслугъ нельзя ожидать отъ многихъ и вообще не по нимъ можно судить заведеніе, особенно женское. Готовятся въ ученые повсюду немногіе, и цѣлью приготовленія всѣхъ должно быть желаніе доставить достойныхъ членовъ общества, людей, понимающихъ свой долгъ. Лучшій подвигъ женщины быть воспитательницею своихъ, а за неимѣніемъ ихъ -- чужихъ дѣтей. Иногда, конечно, соединяются оба эти подвига. Небольшимъ образчикомъ того, какъ понимаютъ дѣло воспитанія бывшія слушательницы, можетъ послужить слѣдующій отрывокъ письма одной изъ нихъ, письма изъ отдаленной окраины, писаннаго къ дамѣ, принимающей горячее участіе въ судьбѣ слушательницъ. "Школа моя,-- говоритъ авторъ письма,-- растетъ, слава Богу. Курсъ наукъ уже установился и дѣло идетъ очень недурно. Въ будущемъ году открывается профессіональное отдѣленіе, а въ этомъ году три класса, параллельные тремъ классамъ гимназіи: приготовительный съ тремя отдѣленіями, первый и второй. Учительницъ, кромѣ меня, три и священникъ; такъ что дѣло сразу поставлено на твердую почву. Къ сожалѣнію, нѣтъ еще своего дома, который далъ бы возможность открыть побольше профессій, какъ, напримѣръ, поварское искусство, садоводство и огородничество. Теперь у насъ идетъ вопросъ о постройкѣ собственнаго дома для училища, съ отведеніемъ ему участка земли для открытія при училищѣ вышеназванныхъ профессій, но не знаю, чѣмъ это дѣло кончится. Я отъ всей души довольна своимъ мѣстомъ. Дѣвочки, не смотря на свое происхожденіе изъ низшаго класса, всѣ такія чистенькія, опрятныя и послушныя. Пока еще старшій возрастъ 14-ти лѣтъ. У насъ составился очень милый хоръ для церковнаго пѣнія, учатся очень усердно и къ Рождеству надѣемся быть готовыми, чтобы пойти пѣть въ церковь. Въ городѣ еще нѣтъ другаго хора, да и церковь только одна, такъ что мы надѣемся привлечь молящихся и заставить ихъ посѣщать церковь почаще".
   Въ Петербургѣ многія изъ бывшихъ слушательницъ преподаютъ въ думскихъ городскихъ училищахъ; свѣдѣнія о нихъ можно получать отъ думскихъ инспекторовъ; другія содержатъ свои школы; о нихъ можно узнать отъ инспекторовъ окружныхъ; есть и такія, которыя преподавали въ заведеніяхъ учрежденій императрицы Маріи, посѣщали курсы, держали на нихъ экзамены; свѣдѣнія о нихъ можно получить отъ начальства бывшаго IV отдѣленія. Есть и въ провинціи бывшія слушательницы; преподаютъ онѣ и въ гимназіяхъ, и въ епархіальныхъ училищахъ, и въ семинаріяхъ учительскихъ. До сихъ поръ я еще не слыхалъ жалобъ на нихъ, да и "Гражданинъ" жалобы не приводитъ. Многія вышли замужъ; нѣкоторыхъ изъ нихъ я знаю лично; о другихъ знаю по слухамъ. Много очень счастливыхъ семействъ извѣстно мнѣ, счастливыхъ, на сколько можно судить о счастіи за такой короткій срокъ. Могутъ быть и несчастливыя, да развѣ образованіе спасаетъ отъ несчастій семейной жизни; тутъ нуженъ характеръ и того, и другаго лица, а, главное, случай.
   Есть и такія, которыя, не выйдя замужъ, посвящаютъ себя семейству, въ которомъ они родились: воспитываютъ своихъ меньшихъ братьевъ, помогаютъ отцу и матери въ хозяйствѣ. Такъ, я знаю одну дѣвицу, которая въ Петербургѣ жила съ матерью, лѣтомъ уѣзжала помогать ей и отцу въ деревню; а теперь и совсѣмъ тамъ поселилась и довольна своей участью. Кстати о семьѣ. Много говорятъ о томъ, что курсы внесли раздоръ въ семью, будто на нихъ поступаютъ противъ воли родителей. Да возможно ли это? начнемъ съ того, что съ 1879 г. требуется отъ поступающихъ несовершенно-лѣтнихъ письменное дозволеніе, да и безъ этой формальности въ заботливой о дѣтяхъ семьѣ невозможно было-бы уѣхать безъ позволенія, ибо въ такой семьѣ документы хранятся у родителей, да и нравственное вліяніе родителей много значитъ; а въ семьѣ, о дѣтяхъ не заботящейся, никакимъ предписаніемъ нельзя создать этого вліянія и никакими предписаніями въ такой семьѣ не устранить вліяній вредныхъ, которымъ противовѣсъ можно найти въ правильномъ образованіи. Я знаю много случаевъ, что родители сами приводили дочерей; тогда я просилъ ихъ подавать просьбы отъ своего имени, что избавляло отъ формальности особаго свидѣтельства о дозволеніи. Случалось, что родители сами освѣдомлялись письмами и лично объ условіяхъ пріема.
   Могло ли быть на курсахъ хорошее вліяніе?
   Говорятъ, будто профессора только читали лекціи, а не знали, кто передъ ними сидитъ. Люди незнающіе могутъ это говорить, а мы знаемъ, что нерѣдко профессора бесѣдовали со слушательницами; иные изъ нихъ (семейные) приглашали ихъ къ себѣ въ домъ и старались имѣть хорошее вліяніе; иногда, какъ бы сговорясь, нѣсколько профессоровъ читали лекціи къ случаю. Такъ было по смерти Достоевскаго и въ другихъ важныхъ случаяхъ. Слѣдственно, сказать, чтобы профессора совсѣмъ не думали о слушательницахъ и ихъ нравстиннныхъ нуждахъ, нельзя. Конечно, слушавшія В. С. Соловьева не забудутъ многихъ его лекцій и до сихъ поръ сохранятъ посѣянныя имъ сѣмена. Вообще обращеніе съ людьми науки, серьезно смотрящими на свое дѣло, даже помимо лекцій, направленныхъ преимущественно къ тому, чтобы внушить серьезный взглядъ на міръ, должно было непремѣнно имѣть благотворное вліяніе; въ среднемъ же учебномъ. заведеніи учитель не можетъ имѣть вліянія внѣ уроковъ; домашнее же вліяніе часто оказывается недостаточнымъ и мыслями молодежи руководитъ или журналистика, или какой нибудь развиватель.
   Говорятъ, многія не кончаютъ курсовъ; да развѣ есть заведенія, въ которыхъ число кончающихъ было-бы хотя приблизительно равно числу начинающихъ. Наприм., когда я былъ на первомъ курсѣ юридическаго факультета московскаго университета, насъ поступило 200 человѣкъ, а кончило курсъ 90. Слѣдуетъ-помнить при этомъ, что для насъ окончаніе курса соединялось съ правами, а для слушательницъ правъ никакихъ нѣтъ. Мало ли причинъ, по которымъ можно не кончить курса: иныя выходятъ по болѣзни другія, выйдя замужъ, уѣзжаютъ съ мужьями въ провинцію; были, конечно, и такія, которыя находили курсъ для себя слишкомъ тяжелымъ. Прибавлю еще, что по отчетамъ нельзя съ точностію судить о числѣ кончившихъ курсъ, ибо на словесномъ отдѣленіи признается кончившею курсъ та, которая представитъ сочиненіе, а сочиненія немногія представляютъ къ экзамену; а большая часть послѣ, ибо сочиненіе требуетъ сосредоточенія; такъ бываетъ и въ университетѣ.
   Какъ же занимаются слушательницы? Отвѣтъ на это могутъ дать лица, преподававшія на курсахъ; ихъ мнѣнія уже переданы въ вашемъ письмѣ. Прибавлю только, что порядокъ въ аудиторіи всегда былъ примѣрный, что на большую часть лекцій слушательницы собирались въ полномъ числѣ; а у профессоровъ, наиболѣе интересовавшихъ (такъ было у В. С. Соловьева, Е. Л. Радлова, а въ настоящее время, говорятъ, у М. П. Каринскаго, прот. Тихомирова и др.), случалось видѣть многихъ изъ такихъ, которыхъ по росписанію и не полагалось слушать. Отвѣты на экзаменахъ были по большей части удовлетворительны. Съ 1881--82 г., при открытіи четвертаго курса, введены были рефераты, которые слушательницы, въ присутствіи профессоровъ, читали по разнымъ предметамъ (по Русской исторіи, Русской словесности, Всеобщей исторіи); другія же возражали; рефераты составлялись тщательно; пренія бывали очень оживленныя. Эти рефераты привились весьма хорошо. Возвратясь изъ-за границы, я посѣщалъ изрѣдка такіе рефераты по русской исторіи, читаемые подъ руководствомъ С. Ѳ. Платонова, который, по образцу германскихъ университетовъ, избиралъ какой-нибудь вопросъ, дробилъ его на отдѣльныя части и каждая часть составляла предметъ отдѣльнаго реферата. Съ истиннымъ удовольствіемъ слѣдилъ я за преніями слушательницъ: видно было, что и та, которая читала, и та, которая возражала, прочли все, что нужно прочесть и много поработали мыслью. Такіе же содержательные рефераты бывали и у проф. Василевскаго. Лекціи составлялись слушательницами такъ хорошо, что литографированные ими курсы служили иногда и университетскимъ студентамъ. Щадя скромность еще живаго лица, составлявшаго имъ лекціи, упомяну только о курсѣ Средней исторіи, составленномъ покойною уже теперь кн. М. М. Дабидна. Студентки многихъ выпусковъ съ благодарностью поминаютъ этотъ превосходный трудъ. Начальство Публичной библіотеки можетъ засвидѣтельствовать, какъ много слушательницъ посѣщаютъ это учрежденіе и какъ усердно онѣ работаютъ. Итакъ, сомнѣнія нѣтъ, что слушательницы занимаются, и притомъ занимаются усердно. Каковы бываютъ результаты ихъ ученія, можно видѣть хоть-бы изъ того письма, изъ котораго я привелъ отрывокъ и узнать отъ учебныхъ начальствъ, которыя,-- смѣю думать,-- будутъ безпристрастны.
   Мнѣ осталось только сказать нѣсколько словъ о жертвователяхъ. "Гражданинъ" стремится проникнуть въ тайныя намѣренія жертвователей; но тайны человѣческой души открыты только Сердцевѣдцу -- Богу, а человѣку онѣ недоступны. Судя же по-человѣчески, мы не можемъ не замѣтить, что жертвователямъ нельзя было считать враждебнымъ правительству учрежденіе, которое правительствомъ дозволено, которому дозволено даже выстроить домъ, которое состоитъ подъ надзоромъ попечителя округа и посѣщается окружнымъ инспекторомъ, которому, наконецъ, правительство давало субсидію, что извѣстно "Гражданину" и что упоминается въ отчетахъ.
   Послѣ всего сказаннаго о нравственности курсистокъ говорить не будемъ, ибо единичные случаи, которые вездѣ бываютъ и могутъ быть, никогда и нигдѣ не могутъ приниматься за общее правило. Важнѣе гораздо указанные мною факты.
   Въ заключеніе могу пожелать, чтобы комиссія пришла къ инымъ заключеніямъ, чѣмъ "Гражданинъ", и возможность получить образованіе не была прекращена для женщины. Какія "новыя начала" имѣетъ въ виду эта газета? я не знаю, ибо какъ видно изо всей статьи, она не желаетъ никакого высшаго образованія. Не знаемъ этихъ началъ, а о томъ, чего не знаемъ, и разсуждать не можемъ. Надѣюсь, что голосъ мой не останется одинокимъ, что отзовутся и другіе профессора, разскажутъ и слушательницы, чему и какъ онѣ учились.

(Нов. Время No 3747.)

"Женское Образованіе", No 06--07,1886


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru