Бернфельд Симон
Периодическая печать. Австрия

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Периодическая печать. Австрия. -- Правительство Габсбургской империи видело в евреях элемент германизации в ненемецких провинциях ее и потому поддерживало стремление евреев к печатанию немецких журналов, хотя вообще относилось враждебно ко всякого рода проявлению духовной жизни среди евреев. Первый периодический орган появился в 1802 г. и выходил в Праге и Брюнне на немецком языке, еврейскими литерами, под названием "Jüdisch-deutsche Monatsschrift"; он имел непродолжительное существование. В 1811 г. в Праге стал выходить, под редакцией Маркуса Фишера, немецкий ежегодник, печатавшийся еврейскими литерами и называвшийся "Jahrbuch für Israeliten und Israelitinnen"; тот же M. Фишер издавал в Праге в 1814 г. "Historisches Taschenbuch für Israeliten und Israelitinnen" на немецком языке еврейскими литерами. Большое значение имел выходивший в Вене ежегодник "Kalender und Jahrbuch für Israeliten" (1842--1847); во главе этого органа стоял Буш, а между его сотрудниками были Раппопорт, Цунц, Луццатто и др. В дни революции орган погиб, так как Буш, принимавший участие в революционном движении 1848 г., должен был эмигрировать в Америку, а среди евреев не было прочного сознания необходимости иметь собственный орган. Однако в 1854 г. "Kalender und Jahrbuch für Israeliten" был возобновлен под редакцией Вертгейма, который руководил им до 1864 г., а с 1864 г. по 1865 г. во главе его находился Комперт. Под названием "Wiener Jahrbuch" он продолжал выходить в 1866--1868 гг. под руководством Симона Санто. Культурное значение его очень велико, и евреи Австрии многим обязаны этому журналу. Хотя увлечение революцией делало невозможным постоянное и прочное существование еврейского органа на немецком языке, однако в первые дни мартовской революции, во время общего подъема, появилось сразу несколько еврейско-немецких журналов и газет. Буш и Леттерис издавали в Вене еженедельник "Oesterreichisches Zentral-Organ für Glaubensfreiheit, Kultur, Geschichte und Literatur der Juden"; вскоре он был заменен органом "Zeitung für Judenthum"; эфемерное существование этих органов временно приостановило развитие еврейской литературы, и лишь с наступлением реакции Леттерис стал издавать в 1851--52 гг. "Wiener Monatsblätter für Kunst und Literatur", замененные в 1853 г. органом "Wiener Vierteljahrsschrift". Неуспех обоих этих предприятий не остановил Леттериса, который в 1854 г. приступил к изданию "Wiener Mitteilungen", в котором принимал участие между прочими и Гордон. "Wiener Mitteilungen" просуществовал до 1866 г. Одновременно с этим журналом, но гораздо более продолжительно выходил под руководством Пашелеса в Праге "Illustrierter Israelitischer Volkskalender" (1852--1894), в котором печатались интересные очерки из истории австрийских евреев. Большое значение, с точки зрения публицистики, а также защиты эмансипационных требований евреев, имел еженедельник "Die Neuzeit" (1861--1904), который был органом либерального австрийского еврейства. Издателями его были: Симон Санто (1861--1882), А. Йеллинек (1882--1893) и Давид Леви (1893--1904). Для борьбы с антисемитизмом был основан бывшим депутатом рейхсрата Иосифом Блохом (см.) еженедельник, имеющий умеренно-либеральное направление и называвшийся "Die Oesterreichische Wochenschrift" (выходит поныне, 1912). В 1865 г. имел успех еженедельник "Lemberger jüdische Zeitung". Германизаторскую роль в Галиции играли двухнедельник "Der Israelit" (Львов, с 1869 г.) и выходивший три раза в неделю в Вене с 1873 г. по 1880 г. на немецком языке еврейскими литерами "Wiener Israelit". Артур Вейсман, в целях свободно-критического отношения к еврейству, издавал в Вене в 1889--90 гг. "Monatsschrift für Literatur und Wissenschaft des Judenthums"; отметим двухнедельник, выходивший также в Вене в 1884--85 гг., под названием "Kritik und Reform". Натан Бирнбаум издавал в Вене с 1885 г. по 1890 г. "Selbstemanzipation", имевший еврейское национальное направление. К новейшему времени должны быть причислены следующие издания: "Die Wahrheit" с 1881 г. (Вена), "Oesterreichisch-ungarische Kantorenzeitung", с 1881 г. (Вена); в Вене же с 1897 г. до 1908 г. выходила "Die Welt" в качестве центрального органа сионистской партии; с 1906 г. в Вене выходит "Jüdische Zeitung", являющаяся выразительницей западного австрийского сионизма; другой сионистский орган в Вене выходит с 1904 г. под названием "Unsere Hoffnung"; он служит выразителем мнений национально-настроенного еврейско-австрийского юношества. Когда большинство провинций, входящих в состав Австрийской империи, получило большую самостоятельность, и евреи перестали быть носителями германской культуры, они стали издавать газеты и журналы и на местных языках. В Галиции появились еврейско-польские органы: "Ojczyzna" во Львове, с 1881 г. по 1886 г. (орган, агитировавший за сближение евреев с поляками), "Moriah" с 1903 г., во Львове (орган еврейско-польского юношества), "Wschód" (сионистское направление), выходящий с 1900 г. под редакцией Шрейбера; ему предшествовал издаваемый пионерами сионистского движения в Галиции "Przysłość" (в конце 90-х гг.) и "Rocznik żydowski", во главе которого стоит Ад. Штанд. -- На спаньольском языке выходили и выходят следующие органы печати: "Correo de Vienna" (Вена, с 1870 г.), с 1878 г. эта газета имеет приложение под названием "La Politica"; "Guerta de historia" (Вена, 1864, беллетристический орган), "Illustra guerta de historia" (Вена, 1877, с иллюстрациями). В Сараеве (Босния) выходила на спаньольском языке с 1898 г. по 1909 г. еженедельная газета "La Alborada". На итальянском языке: "Corriere Israelitico" (еженедельник, Триест, с 1862, под редакцией Куриель). На спаньольском языке в Вене с 1867 г. выходил сатирический листок "Risi-Bisi".

С. Бернфельд.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 12: Обычай -- Проказа, стлб. 402--440

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru