Кассель, Зелиг (после перехода в протестантство Paulus Stephanus) -- историк и теолог (1821--1892), брат Давида. К. изучал философию и историю в Берлине; у известного талмудиста Якова Иосифа Эттингера получил диплом на звание раввина. К. был в то время (40-е годы 19 в.) ревностным приверженцем ортодоксального лагеря и боролся против реформистских тенденций. Первой значительной его работой был обзор истории евреев, помещенный в "Allgemeine Encyclopädie" Эрша и Грубера (Sektion II, т. 27, 1--238, 1850), хороший для того времени очерк по политической, социальной и экономической истории евреев. Работа К. встретила сочувствие среди специалистов. Оставив научную деятельность, К. стал редактировать в Эрфурте "Erfurter Zeitung" (1850--56). В 1855 г. К. принял христианство. Вернувшись в Берлин, с 1868 г. стал проповедником в церкви, сооруженной для него английскими друзьями, долженствовавшей служить миссионерским целям. Когда в 1878 г. вспыхнуло антисемитское движение, К. выступил очень резко против придворного проповедника Адольфа Штеккера. К. писал много по истории религии и создал своеобразную символическую мистику, прикрашенную модернизмом. Из многочисленных работ К. следует назвать: "Mischle Sindbad"; "D. Bücher d. Richter und Ruth" (2-е изд., 1887); "D. Buch Esther" (1878); его брошюра против подлинности письма хазар. царя Иосифа была опровергнута в журнале "Russische Revue", 1877. В 1890 г. появилось собрание сочинений К. Против антисемитского движения К. написал "Wider Heinrich v. Treitschke" (1880); "Ahasverus, die Sage vom ewigen Juden" (2-е изд., 1888). Список сочинений К. имеется в "Jahrbücher d. Königl. Akademie" Эрфурта за 1893 г. -- Ср.: J. E., III, 604--605. С. Бернфельд. 5.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 9: Иудан -- Ладенбург, стлб. 357--358