Кассель, Давид -- писатель, род. в Глогау (Прусская Силезия) в 1818 г., ум. в Берлине в 1893 г. К. получил образование в Бреславльском и Берлинском унив. С 1846 до 1879 г. К. состоял директором сиротского дома в Берлине и преподавал в тамошней евр. учительской семинарии. В 1872 г. К. был назначен доцентом Lehranstalt für die Wissenschaft des Judentums. Свою учено-литературную деятельность К. начал в 1841 г., опубликовав в "Literaturablatt d. Orients" работу: "Die Psalmen-überschriften in kritischer, historischer u. archäologischer Hinsicht". В 1846 г. появились работы К. "Zur Geschichte jüd. Zustände auf d. pyrenäischen Halbinsel" (в Zeitschrift für d. relig. Interessen d. Judenth. Франкеля, III), исправленное издание сочинения "Köre ha-Dorot" Давида Конфорте (Берлин). Вслед за тем К. издал по рукописи респонсы гаонов, помещенные в сборнике Иосифа Тоб Элем (תשונות הגאונים, Берлин, 1847). Ценной работой является издание "Kusari" Иегуды Галеви с немецким переводом, с хорошим комментарием и введением (Лейпциг, 1853; 2-е изд., 1869). Не менее полезным является издание К. соч. "Meor enajim" (מאור עינים) Азарии де Росси с введением, критическими и библиографическими примечаниями (Вильна, 1864--66). Из других работ К. следует упомянуть нов. нем. перевод апокрифов (Берлин, 1864--71). К. составил также ряд учебников евр. языка, истории и литературы. Следует указать на "Lehrbuch d. jüd. Gesch. u. Literatur" (Лейпциг, 1879; 2-е изд., Франкфурт-на-М., 1896; евр. перевод первого издания Д. Раднера появился в Вильне в 1886 г., под заглавием "קרות עם ישרון ותולדות ספרותו"). В своих исторических трудах К. отличается объективностью. Он избегает исторических гипотез и не высказывает суждений о лицах и событиях, ограничиваясь изложением фактов. В своем исследовании "Josef Karo und das Maggid mescharim" (Берлин, 1888) он старался доказать, что это каббалистич. сочинение -- фальсификация [см. ст. Каро, Иосиф]. К. выступал также на публицистическом поприще, главным образом, против радикальных религиозных реформ (в брошюре "Wohin und woher", Берлин, 1845). Он стоял за умеренный либерализм, который считается с историческим развитием иудаизма и отклоняет разрыв с веками сложившимся еврейством. В брошюре "Die Kultusfrage in d. jüdischen Gemeinde von Berlin" (Берлин, 1856) К. высказался против реформы публичного богослужения. Когда знаменитый Рудольф Вирхов в начале своей парламентской деятельности обнаружил незнакомство с состоянием санитарного дела у древних евр., К. выступил против него в брошюре "Offener Brief eines Juden an Herrn Professor D-r Virchow" (Берлин, 1869). Впоследствии Вирхов, всегда благосклонно относившийся к евреям, сам признал, что прежде мало был знаком с бытом древних евреев. -- Ср.: J. E., III, 602--603. С. Бернфельд.5.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 9: Иудан -- Ладенбург, стлб. 356--357