Бернфельд Симон
Калам
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Бернфельд Симон
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1913
Обновлено: 04/08/2024. 13k.
Статистика.
Статья
:
Справочная
Словарные статьи
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Калам
(собственно Ilm al-Kalam, "учение о каламе") -- арабская религиозно-философская школа, оказавшая сильное влияние на евр. средневековую религиозную философию. Возникновение К. относится к 8--9 вв. Этимологическое значение термина К., как названия определенной научной школы, не вполне установлено. По одним, термин "Kalam", означающий по-арабски "слово" или "речь", --
логика
, одна из важнейших отраслей науки; по другим, К. определяет
"Слово Божие"
, т. е. является названием той науки, которая исследует Слово Божие. Еврейские писатели склонялись в пользу первого толкования, как видно из евр. названия: מדברים, שטת המדברים. Во всяком случае, метод К. был диалектически-критическим, и
мутекаллимами
называли лиц, поставивших себе задачей диалектически отстаивать религиозные догматы от нападок философии. -- В области арабской религиозн. философии вплоть до середины 8 в. обычн. эры неограниченно царило ортодоксальное направление. Около указанного времени возникло направление
мотазилитское
(отщепенцев), разошедшееся со старою школою, главным образом, в учении о
свободе воли
. Мотазилиты установили этический принцип, что человек свободно распоряжается своею волею, а потому ответствен за все свои деяния. С этим кардинальным вопросом был тесно связан и другой, не менее важный, а именно:
извечно
ли Слово Божие, т. е. проявление Господней воли, или же оно возникло во времени, т. е.
создано
? Более древнее направление К. позже стало именоваться, по имени представителя своего Ашари (жившего в период 873--937 г. и бывшего поэтому почти современником р. Саадии-гаона), --
ашарийя
. Первый по времени еврейский ученый (писавший в конце 9 и нач. 10 в.),
Давид аль-Мокаммец
, примкнул к школе мутекаллимов; впрочем, он мало повлиял на своих единоверцев.
Отцом евр. религиозной философии считается по праву
Саадия-гаон
, причем зависимость его от мотазилитов общепризнанна. Влияние мотазилитов на развитие иудаизма сказалось в более точном определении
монотеизма
. Благодаря этому и понимание сущности Божества стало возвышеннее, и установилось убеждение, господствовавшее как у древних раввинов, так и у Филона, в необходимости устранить из понимания Его все антропоморфные качества. Подобно тому, как поступали мотазилиты с Кораном, и евр. религиозная философия стала аллегорически истолковывать все звучавшие антропоморфически обороты библейской речи. Этим новая евр. религиозная философия устанавливала связь между собою и более древнею еврейско-палестинской традицией и с александрийскою философиею. Даже в самом распределении материала в труде Саадии ("Emunoth we-Deoth") сказывается связь с догматикою мотазилитов, этих свободомыслящих мутекаллимов. Саадия сперва разбирает понятие об единичности и единстве Бога, а затем переходит к представлению об Его справедливости. Равным образом он следует методу мутекаллимов в том отношении, что точно определяет во вступлении к своему труду теоретическое обоснование своей философии. Он полемизирует, между прочим, с различными направлениями К. о значении чувственных восприятий. "Со всеми этими выражениями мы встречаемся также в творениях калама" (Шрейнер). Между прочим, и специальное обоснование иудаизма, и способ его аргументации находятся в зависимости от К., особенно по вопросу о столь важном религиозном принципе, каким является учение о том, что
мир сотворен Богом
; этим учением иудаизм коренным образом отличается от языческого миропонимания. В полной зависимости от К. находится Саадия и по вопросам о
Божьей воле
и
свободе человеческой воли
. Лишь в учении о воздаянии гаон идет самостоятельным, особым путем, так как, найдя в данном случае богатый материал в Библии и Талмуде, он мог обойтись и без К.
Следовавшие за Саадиею позднейшие евр. религиозные философы также либо зависели от К., либо полемизировали с ним, чтобы проложить путь аристотелизму. Чрезвычайно важно отношение
Бахьи ибн-Пакуды
к К., так как этот религиозный философ, под влиянием Аль-Газали (Ягуда), внес в иудаизм совершенно чуждый ему раньше принцип
аскетизма
. Из К., притом из мотазилитского направления последнего, вытекает и излюбленное у Бахьи различие между "обязанностями членов тела" и "обязанностями сердца". -- Равным образом и тогдашние караимские писатели находились в своих религиозно-философских воззрениях в зависимости от мотазилитского направления К. Нечто подобное тому, что в К., встречаем также у
Иосифа ибн-Цаддика
, напр., в теоретическом определении греха, как неблагодарности относительно Господа Бога, причем исполнение Божественных заповедей, наоборот, выражает нашу Ему благодарность. Иосиф ибн-Цаддик старается разрешить мотазилитским же способом и проблему о примирении Божественного всеведения со свободою человеческой воли. Впрочем, у того же еврейского религиозного философа мы уже встречаем самостоятельную критику мотазилитского учения, напр., относительно важного вопроса: "На основании какого этического принципа человеку следует избегать зла?" Мотазилиты учили, что зло не оттого дурно, что оно вредит
другим
и причиняет им страдания, но потому, что оно само по себе дурно. Иосиф ибн-Цаддик оспаривает этот, правда, в высшей степени этический тезис, потому что, основываясь на нем, нельзя было бы умерщвлять животных. Согласно этому учению, всякое применение наказания, даже к убийце, было бы неуместно. Поэтому еврейский религиозный философ кладет в основу этики
альтруизм
. В этом, несомненно, можно усмотреть возвращение к евр. пониманию нравственности.
Постепенно освобождаясь от влияния К., евр. религиозная философия стала приближаться к
аристотелевскому
учению. Быть может, здесь допустимо, между прочим, воздействие и ряда местных причин, так как, согласно одному сообщению Аверроэса, сочинения мотазилитов не были известны в Испании. Между тем, именно в Испании и стала развиваться, начиная с 11 века, евр. религиозная философия. Впрочем, значение философской школы обыкновенно не зависит от подобных внешних факторов. В евр. религиозной философии переход от К. к неоплатонизму, а от последнего к аристотелизму, произошел по причинам внутреннего свойства. В пределах самой аристотелевой философии консервативное направление Авиценны (Ибн-Сины) сменилось более либеральным учением Аверроэса (Ибн-Рошда). В переходном положении мы находим
Авраама ибн-Эзру
, который в общем был одновременно и неоплатоником, и аристотеликом, исходя, однако, все же из оснований К. Учение мутекаллимов, которых он цитирует под именем "мужей исследования" (אנשי המחקר) или "мужей разумного соображения" (אנשי שקול הדעת), ему, несомненно, известно. В одном из своих ранних философских сочинений он примыкает к ним по вопросу о доказательстве наличности Творца, а также по вопросу о божественных признаках, или атрибутах. Также и в главном труде своем יסוד מורא Авраам ибн-Эзра обнаруживает близкое знакомство с К., который он знает во всяком случае из сочинений более древних евр. религиозных философов. -- Больше склонности к аристотелизму обнаруживает его современник
Авраам ибн-Дауд
.
Окончательно порывает с К.
Моисей Маймонид
в своем обширном религиозно-философском труде "Moreh Nebuchim". Из введения явствует, что во времена Маймонида как евреи, так и мусульмане, в большинстве случаев еще находились в полной зависимости от К. Ввиду сильной реакции в период алмогадского движения К. являлся, при ортодоксально-ашаритском направлении богословия, официальною школьною философиею и его изучали во всех медресе. Не подлежит сомнению, что Маймонид лучше всего был знаком именно с этим ашаритским направлением, тогда как учение мотазилитов ему было известно в гораздо меньшей степени. Так как историческая критика представляла наиболее слабое место Маймонида, то последний не вполне уяснил себе и историю возникновения К. Для него К. представлял нечто вроде официального богословия, и он всегда относился к нему именно с этой точки зрения. То обстоятельство, что некоторые раббаниты примкнули к мотазилитам, Маймонид считает случайностью. По его мнению, К. по самой сущности своей представляет
мусульманскую
религиозную философию. Здесь следует упомянуть, что Маймонид встретил в ашаритском К. и некоторые другие оспариваемые им мнения, принятые, однако, мутекаллимами; сюда относятся, напр., атомистическая теория Демокрита и учение о "пустом пространстве". По представлению Маймонида, К. был философским эклектизмом, отовсюду воспринимавшим различные идеи. Автор "Moreh Nebuchim" признает многосторонность и большую основательность К., но рядом с этим порицает его метод, приведший к ложным результатам. Тем не менее, по ожесточенным нападкам на К. видно, каким влиянием он пользовался еще в конце 12 века. Особенно много приверженцев К. имел, по-видимому, по вопросу о теории познания и по психологии. Именно эту сторону науки К. Маймонид считает его основанием и прилагает немало остроумия к тому, чтобы свести на нет аргументацию мутекаллимов. Главное различие между учением последних и его собственным он находит в теории об единстве и бестелесности Бога и в понимании миросотворения. Своею резкою полемикою против К. и его мотазилитского направления Маймонид достиг полного удаления К. из евр. (раббанитской) религиозной философии. Учению К. Маймонид противопоставил этический принцип иудаизма, причем особенно подчеркнул одно великое преимущество последнего, именно
убежденность в свободе человеческой воли
, так как мотазилиты формулировали это положение, без которого немыслима моральная ответственность человека, не так строго и точно, как это сделала Тора.
Несколько дольше удержался К. в караимской религиозной философии, и еще
Аарон б.-Илия
считал учение мотазилитов учением еврейского происхождения (Ez Chajim, 4); он утверждает, будто от евреев, знавших К. в древнее время, последний перешел к христианам, а от них к мусульманам. Караимы, а через них будто и раббаниты, приняли мотазилитское учение. Это не было случайностью, напротив, раббаниты будто убедились, что это религиозное направление совпадает с учением иудаизма. Отпадение более молодых евр. религиозных философов от мотазилитизма и их симпатии к платоновской и аристотелевой философии указанный караимский писатель считает ересью. При всей зависимости от Маймонида, зависимости неоспоримой, видно огромное влияние мотализитского К. на Аарона бен-Илия, который был знаком с К. по сочинениям более древних караимских религиозных философов, преимущественно Иосифа аль-Басира. -- После этого последнего представителя мотазилитского учения в иудаизме окончательно исчезают все следы К. из раббанитско-караимской религиозной философии. Евреи, жившие в христианских странах, не знали арабского языка и в области религиозной философии были принуждены удовлетворяться еврейскими переводами. Они знали К. либо по цитатам Маймонида, резко полемизировавшего с ним, либо в изложении более ранних евр. религиозных философов, особенно Саадии. Самуил ибн-Тиббон, переводчик "Moreh Nebuchim", обозначил мутекаллимов, которых он именует "медабрим" (מדברים), в своем объяснении философской терминологии -- софистами: "они только мудрствуют без настоящей мудрости и устанавливают положения о сущем, не соответствующие разуму и действительности, но по фантастическим умозаключениям. Кроме того, они стараются поразить людей многоречивостью, приводя утверждения и выставляя положения, в которых нет истины". Равным образом самостоятельный мыслитель и смелый приверженец Аверроэса в евр. религиозной философии, Леви Герсонид, отзывается пренебрежительно об обоих направлениях калама (ашаритском, ортодоксальном, и мотазилитском, свободомыслящем); он даже признает излишним подробно разбирать их (Milchamoth, ed. Leipzig, 152). Не благоприятнее для К. и суждение р. Симона Дурана, который знаком с К. лишь по труду Маймонида; Дуран обнаруживает самостоятельность в полемике с К., и его отрицательное суждение о нем обосновано иначе, чем у Маймонида (Magen Aboth, начало). Таким образом, это направление навсегда исчезло из евр. религиозной философии. -- Ср.: Munk, Mélanges de philosophie; его же, Guide des Egarés; Schreiner, Der Kalam in der jüdischen Literatur; S. Horowitz, Ueber den Einfluss der griech. Philosophie auf d. Entwickelung des Kalam. -- См. также статью L. Stein, "Арабско-евр. философия". [Jew. Enc. II, 47--49, и Евр. Энц., III, 17--25]. С. Бернфельд. 4.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 9: Иудан -- Ладенбург, стлб. 131--135
Оставить комментарий
Бернфельд Симон
(
bmn@lib.ru
)
Год: 1913
Обновлено: 04/08/2024. 13k.
Статистика.
Статья
:
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.