Бернфельд Симон
Йост, Исаак Маркус (Мордехай)

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


0x01 graphic

   Йост, Исаак Маркус (Мордехай) -- основатель современной еврейской историографии; род. в 1793 г. в Бернбурге (Ангальт), умер в 1860 г. во Франкфурте-на-М. Первое образование он получил в так назыв. Samsonschule в Вольфенбюттеле (см. Брауншвейг) с ровесником-товарищем Леопольдом Цунцом (см.), готовился к университету при тяжелых материальных условиях и посещал в Геттингене и Берлине философский факультет. В Берлине Й. много вращался среди приверженцев реформы, а также в салоне Генриетты Герц (см.). Стремлению к религиозным реформам Й. остался верен на всю жизнь. В 1825--34 гг. он заведовал частным средним учебным заведением, а позже состоял преподавателем во вновь учрежденном евр. среднеучебном заведении во Франкфурте-на-М. (Philantropin), каковой пост занимал до смерти. -- Й. в довольно молодые годы выступил со своим известным широко задуманным 9-томным трудом "Geschichte der Israeliten" (Берлин, 1820--29), который вызвал общее удивление и одобрение. Й. начал с эпохи Маккавеев, так как на этом периоде обрывается историческое повествование Библии и Апокрифов (Маккавеи I). Источники, которыми воспользовался Й., были, как он после сам признал (Kerem Chemed, IX, 133), недостаточны -- евр. наука тогда едва только зародилась; не было никаких подготовительных работ; евр. библиография не была разработана, почти ничего не было известно о печатных и рукописных источниках евр. истории, метод исторической критики стал известен лишь впоследствии. Несмотря на это, Й. оказал своим трудом большую услугу; он впервые приступил к собиранию разбросанного материала и, как он сам выразился, создал жилище в пустыне. Он, вместе с тем, первый начал извлекать исторический материал в Талмуде. Й. имел в виду написать историю евреев объективно, без апологетической тенденции. Но, как правильно указал С. И. Раппопорт, эта объективность перешла в субъективность (Biographie d. R. Nathan, V; Kerem Chemed", VII, 150--51). В труде Й. преобладает рационалистическая точка зрения, которая отличала большинство его современников. Труд Й. много читался христианскими политиками и государственными деятелями; он был единственным литературным источником, из которого они черпали правильные сведения о прошлом евреев и о сущности еврейства. Своим трудом Й. немало повлиял на изменение условий гражданской жизни евреев. Как продолжение к своему труду, Й. написал "Neueste Geschichte d. Israeliten von 1815 bis 1845" (3 тома, Берлин, 1846--47) и, кроме того, "Geschichte d. Judentums u. seiner Sekten" (Лейпциг, 1857--59, 3 т.). Для более широкой публики Й. написал "Allgemeine Geschichte d. israelitischen Volkes" (2 тома, Берлин, 1831--32). Он издал также Мишну (пунктированный текст) с немецким переводом и комментарием (6 том., Берлин, 1832--34) и сотрудничал во многих немецких и еврейских журналах. -- В качестве публициста Й. принял видное участие во всех событиях общественной жизни. В 1839 г. он основал политический и литературный журнал "Israelitische Annalen" (1839--41), а позже с Крейценахом евр. орган "Zion" (1841--1842). Йост был приверженцем либерального течения в вопросах религиозной реформы; один из инициаторов съезда раввинов во Франкфурте-на-М. (1845), Й. исполнял на нем обязанности секретаря. Но он не примыкал к флангу крайних реформистов, сосредоточенных тогда в Берлине и Франкфурте. Совместно с Людвигом Филипсоном и другими (Йеллинек, Фюрст и т. д.) Й. основал "Institut zur Förderung d. israelitischen Literatur", где он состоял членом правления; он основал также "Jahrbuch für d. Gesch. d. Jud. u. d. Judentums", в котором появились его работы. Перевод Й. нескольких сочинений Филона в "Bibliothek der griechischen u. römischen Schriftsteller über Judentum u. Juden" следует признать неудовлетворительным (ср. предисловие к "D. Werke Philos v. Alexandrien" в нем. пер., Бреславль, 1909). -- Й. хорошо писал по-еврейски. После его смерти в печати появилось кое-что из его литературной переписки (письма Раппопорта, С. Д. Луццато, Иоллеса и т. д.)
   Ср.: Goldschmidt, Jahrb. für d. Gesch. d. Jud., III (Nachruf); Zirndorf, J. M. Jost u. seine Freunde, Цинциннати, 1886; Hebräische Briefe у. S. D. Luzzato, 1900; A. Berliner, Aus d. schriftl. Nachlass d. Gebrüder Jolies, Берлин, 1909; Bernfeld, Toldot ha-Reformation, 1900; Allg. Deutsche Biographie, XIV, 577. С. Бернфельд. 5.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Иома -- Иудаизм. Источник: т. 8: Ибн-Эзра -- Иудаизм, стлб. 881--882

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru