Бернфельд Симон
Йеллинек, Адольф

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


0x01 graphic

   Йеллинек, Адольф -- знаменитый еврейский проповедник и видный исследователь каббалы и агады; род. 28 июня 1821 года в Дреславице (Dreslawitz) около Венг. Брод в Моравии, ум. 28 дек. 1893 г. в Вене. Сначала в Праге, а с 1842 г. в Лейпциге он посвятил себя занятиям по Талмуду и восточным наукам, а также философии. В Лейпциге он вскоре стал усердно сотрудничать в издававшемся здесь Фюрстом "Orient", особенно в научном приложении журнала -- "Litteraturblatt"; свои статьи Й. подписывал псевдонимами "Gelinek" или "Ink", так как австрийские подданные, даже находившиеся за границей, не имели права печатать свои произведения без предварительного разрешения австрийской цензуры. Под первым псевдонимом Й. опубликовал немецкий перевод сочинения "La Cabbale" A. Франка (Лейпциг, 1844). С этим трудом Й. вступил в область каббалы, в которой позже путем самостоятельных изысканий пришел к новым выводам. Й. исследовал возникновение и сущность "Зогара". Главными его работами являются: "Beiträge zur Geschichte der Kabbala" (Лейпциг, 1852), "Moses b. Schem Tob de Leon" (1851), "Auswahl kabbalischer Mystik" (1852), "Philosophie und Kabbala" (1854), "Thomas v. Aquino in d. jüd. Literatur" (1853), "Mikrokosmos: Olam Katan v. R. Josef ibn Zaddik" (1854), "Der Mensch von Sabbetai Donnolo" (1854). -- В Grätz-Jubelschrift Й. опубликовал интересный апокалипсис "Sefer ha-Ot" (книга о букве) Авраама Абулафии (см.). Й. первоначально считал Абулафию автором Зогара (исходя из исследований Ландауэра), впоследствии же доказал сходство между идеями Моисея де Леон и Зогаром и пришел к выводу, что Моисей де Леон и был автором Зогара, хотя основные части книги написаны Абулафией. Й. занимался также глубокими филологическими исследованиями, особенно по изучению идиома Талмуда; его "Sefath Chachamim" ("Язык мудрецов") дает объяснение встречающимся в Талмуде и др. источниках персидским и арабским словам (появилось в изданном И. Бенъякобом сборнике "Debarim Attikim", Лейпциг, 1846, дополнение 1847). К той же области относится издание "Maarich'а" (части сочинения "Schte Jadoth") Meнахема де Лонсано (Лейпциг, 1853). Одновременно он приступил к обнародованию сборников мелких агадических сочинений из старопечатных книг и рукописей под заглавием "Bet Midrasch" (тт. 1--4, Лейпциг, 1853--57; 5--6, Вена, 1873--77). Этими изданиями И. значительно содействовал дальнейшему исследованию агады. Следует еще указать на введение к религиозно-философскому труду "Choboth ha-Lebaboth" Бахьи ибн-Пакуды в издании Бенъякоба (1846) -- основательная работа о Бахьи и его эпохе, а также об истории его книги с критическими примечаниями к евр. переводу. Работая на разных поприщах евр. науки, в годы пребывания в Лейпциге, Й. и как публицист откликался на политические и религиозные вопросы еврейской жизни того времени. -- Особенно велико значение И., как проповедника. В Лейпциге, где Й. состоял проповедником общины, до 1848 г. число евреев было очень незначительно, так как они не имели здесь права постоянного жительства. Но во время знаменитых ярмарок (весной и осенью) туда наезжало много евр. купцов. Осенняя ярмарка обыкновенно совпадала с евр. праздниками. В эти дни Й. и выступал со своими проповедями. Он обладал красивым голосом и приятной, чуждой искусственности речью, и остроумно излагал современные идеи в свете старого евр. миросозерцания. Исследователь поэтической агады, Й. был сам блестящим агадистом, и его проповеди представляют агадические произведения в современной оболочке. В них Й. ярко освещал еврейство в его различных проявлениях, причем прошлое он ставил в связь с политическими и общественными событиями дня. Его проповеди отличались теплотой, проникавшей в сердца слушателей, и редкой правдивостью. Й. не скрашивал нравственных пороков своего времени, а напротив, сурово обрушивался на них. Он защищал точку зрения умеренного либерализма, исторического развития иудаизма. Й. одинаково отрицательно относился к крайней ортодоксии и религиозному радикализму. Особую прелесть придавало его проповедям остроумное применение древних изречений из Библии и Талмуда к современным событиям, причем он не подражал агаде, но поэтически творил в ее духе. Поэтому его проповеди приковывали к себе внимание и благодаря универсализму проповедника: еврейство не находилось в каком-либо заброшенном углу, а стояло в середине исторической мировой сцены, как крупный культурный фактор. Любимой идеей Й. было объединение старого и нового еврейства; к этому он применил агадическое изречение: "Монета патриарха Авраама имела на одной стороне изображение старой супружеской четы, на другой -- молодой". Й. принадлежал к немногим западно-европейским еврейским ученым, которые сознавали значение евреев Восточной Европы для сохранения и дальнейшего развития иудаизма. И в этом отношении Й. стремился к объединению еврейства. В Лейпциге он завязал сношения с выдающимся публицистом и политиком Игнацом Курандой (см.), который по возвращении на родину, в Австрию, играл видную роль в венском обществе, принадлежа к влиятельным членам венской евр. общины. Благодаря ему Й. был вызван в Вену (1856). Здесь слава его, как проповедника, еще более упрочилась. Он считался крупнейшим евр. проповедником своего времени. Кроме многочисленных проповедей, появившихся в виде сборников (некоторые проповеди сохранили свое значение и поныне), Йеллинек написал блестящие работы о значении евр. народа и иудаизма: "Der jüdische Stamm, Studien u. Skizzen" (Вена, 1869, евр. перевод П. Смоленскина) и "Der jüdische Stamm in nichtjüdischen Sprichwörtern" (Вена, 1884--85, 3 части). Й., кроме того, известен также, как библиограф и издатель старинных сочинений. Следует указать на его библиографические труды: древних комментариев к Талмуду ("Kontros ha-Mefaresch", Вена, 1877), сочинении о собственных именах ("Kontros ha-Mazkir", ib., 1877), агады ("Kontros ha-Maggid", ib., 1878), литературы о 613 заветах ("Kontros Tarjag", ib., 1878), полемических сочинений, касавшихся Маймонида ("Kontros ha-Rambam", 1878), библиографию к методике Талмуда ("Kontros ha-Kelalim", 1878), "Worms u. Wien" -- литургический ритуал при поминках (Вена, 1880), "Kontros ha-Mafteach" (1881), "Kontros ha-Mekonen" (книга о мучениках, 1881), "Kontros ha-Maspid" (1884). Из многочисленных изданий Йеллинека следует, кроме вышеупомянутых, назвать еще: ו״נתת תורזג סרטנוצ, "Bericht über d. Leiden d. Jahres 1096" (Лейпциг, 1854); "Iggeret Musar" Соломона Алами (2-е изд., Вена, 1872); Комментарий Симона Дурана в "Pirke Aboth" (1855); риторику Иуды Мессера Леона, "Nofeth Zufim" (1865) и т. д. И. сотрудничал еще во многих журналах и ежегодниках (ср. Schwab, Répertoire, s. v.)
   Ср.: M. Ehrentheil, Jüdische Charakterbilder, 1867; Jost, Adolf Jellinek, 1852; Wurzbach, Biographisches Lexikon, s. v.; Zeitlin, Bibliotheca Hebraica, 156--61. С. Бернфельд.5.

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 8: Ибн-Эзра -- Иудаизм, стлб. 587--589

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru