Бернфельд, Симон -- историк-публицист; род. в Станиславе (Галиция) в 1860 г. Отец Б., знаток Талмуда и раввинской письменности, дал ему обычное религиозное воспитание. С малых лет проявляя большую любознательность, Б. без посторонней помощи стал изучать языки и общеобразовательные предметы. Любимейшим занятием Б. была история, и в литературе он дебютировал на столбцах "Hamagid" (1879, No 22) исторической статьей об изгнании евреев из Нюрнберга, за которой последовал ряд других. В конце 1879 г. Б. стал главным сотрудником "Hakol'а" в Кенигсберге. Год спустя Б. переехал в Бреславль, где, живя в тяжелых материальных условиях, занимался самообразованием; в 1882 г. поступил в Кенигсбергский университет, а в 1885 г. сдал в Берлинском университете докторский экзамен. Б. и в студенческие годы проявил усиленную журнальную деятельность, принимая близкое участие в "Hamagid" (1881--4) и "Наmelitz" (1885). В 1886 г. Б. был приглашен в Белград за пост главного раввина сефардской общины. В 1887 г. Б. закончил свою первую обширную литературную работу, монографию об Аврааме ибн-Эзре (напеч. в "Haassif", IV), за которой последовали "Dor holech wedor ba" ("К истории еврейской культуры", 1887), "Kore ha-Doroth" (очерк по истории развития иудаизма, 1888) и монография ο Саадии Гаоне (1892). Не находя нравственного удовлетворения в раввинской деятельности, Б. в 1894 г. покинул свое почетное положение в Белграде и, посвятив себя всецело литературе, переселился в Берлин, где начался наиболее плодотворный период его литературной деятельности. В 1897--9 гг. фирма "Ахиасаф" издала его капитальный труд "Daat Elohim", в котором Б. дал историю еврейской религиозной философии от библейской эпохи до новейшего времени. В целом ряде монографий -- "Dor chacham" ("Мудрое поколение", 1896), "Dor tahapuchot" ("Эпоха переворотов", 1897), "Toldoth ha-reformation" ("История еврейской религиозной реформации", 1900) -- Б. дал историю идейных течений в еврействе с эпохи Мендельсона до второй половины 19 в. Некоторым выдающимся деятелям этого времени Б. посвятил специальные исследования: "Toldoth schir" ("С. И. Рапопорт, его жизнь и литературная деятельность", 1899); "Ach rachok" (ο Генрихе Гейне, Haschiloach, III), "Michael Sachs" (1900), "Gabriel Riesser" (1901), "Torat Chajim" (учение X. Штейнталя, Haschiloach, VI). В 1898--9 гг. в издании "Тушия" появились монографии Б. по средневековой истории: "Muchamad" и "Toldoth massaei ha-zelaw" (история крестовых походов). На немецком языке Б. издал: "Juden u. Judentum im neunzehnten Jahrhundert" (в серии Am Ende des Jahrhunderts, 1898). "Der Talmud, sein Wesen, seine Bedeutung und seine Geschichte" ("Талмуд, его сущность, значение и история", 1900; русский перевод Г. Генкеля); "Kämpfende Geister im Judentum" ("Борцы духа в еврействе"). Полный немецкий перевод Библии, изданный Б. в 1902 г., встретил в ученом мире весьма сочувственные отзывы. В 1907 г. Б. принял активное участие в создании культурно-национального учреждения "Sinai" и редактировал издаваемый на средства последнего научно-литературный сборник "Haatid", где появилась историко-критическая работа Б. "Hajahduth ha-leumith" ("Национальный иудаизм"). Перечисленные произведения дают далеко не полное представление об исключительной продуктивности Б. Сотни его историко-критических работ и публицистических статей рассеяны по разным еврейским и немецко-еврейским журналам. Обладая талантом популяризатора, обширной эрудицией и изящным, легким слогом, Б. много содействовал распространению исторических знаний в широких слоях читающей публики. -- Ср.: Sefer Sikkaron, 131--3 (автобиографическая заметка); Berditschewsky, в Haboker, 1909, NoNo 2--3 (литературная характеристика). С. Ц.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, т. 4: Бе-Абидан -- Брес, стлб. 308--309