Бергсон,Анри -- французский философ; род. в 1859 г. читает в College de France, член Institut de France. Лучшим трудом его считается "Творческая эволюция" (перев. с 8-го франц. изд., 1909, Москва); в ней автор, прошедший серьезную научную школу, отрицает верховные права разума и становится в оппозицию к тому научному мировоззрению, механические принципы которого наложили столь глубокий отпечаток на современную философскую мысль. В основу эволюции жизни Б. кладет принцип психического порядка, называя его "первоначальным жизненным порывом" (élan vital); единый в начале, он рассыпается в процессе эволюции на бесконечное множество видовых индивидуальных форм. Разум, возникший в процессе эволюции, как способность фабрикации материальных орудий, понимает лишь имеющее протяжимость неподвижное и не в состоянии уяснить движущее, непрерывное, тайны жизни, духа и свободы; творческие процессы жизни он превращает в механические скрепления мертвых элементов и неподвижных состояний. Инстинкт, наоборот, постигает вещи в чувстве таинственной симпатии, и если бы эта симпатия могла обратиться к себе самой и познать свою природу, она дала бы ключ ко всем загадкам жизни. Такую именно форму сознательной рефлексии инстинкт принимает в интуиции. Последняя открывает человеку возможность проникнуть в таинственный мир его внутренних переживаний и в связи с ними понять смысл общей жизни вселенной. -- Ценность и интерес сочинений Б. заключаются не только в оригинальных мыслях автора, но и в том необыкновенно остроумном и художественном способе, каким они развиваются. Из других сочинений Б. отметим: Le rire, 1904, 3 изд.; Matière et mémoire; Essai sur les relations du corps à l'esprit, 1900, 2 изд.; Essai sur les donnés immédiates de la conscience, 1904. 6.
Источник текста: Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, том 4 (1909): Бе-Абидан -- Брес, стлб. 199-200.
II.
Бергсон (Bergson), Анри, соврем. франц. философ, род. в 1859 г. В 1881 г. окончил курс École Normale по отделу lettres, с 1881 по 1888 г. состоял преподават. философии в провинциальных лицеях, в 1889 г. перевелся в Париж также преподавателем философии в лицей, в 1900 г. -- проф. в Collège de France, с 1901 г. -- член академии. В качестве преподавателя Б. славится как блестящий оратор, a в качестве писателя как не менее блестящий стилист. По своим философским воззрениям Б. принадлежит к французским неоспиритуалистам вместе с Ренувье и Бутру. В докторской диссертации "Essai sur les donnés immédiates de la conscience" (1889) формулировано первое положение его философии -- реальность времени, защищаемое им в противоположность неокантианскому воззрению. Непосредственная психическая жизнь представляет поток лишь качественных переживаний, цельный, непрерывный и свободный. Количественное и дискретное относится лишь к пространственным видам и имеет лишь техническое значение, как и все естествознание. В сочинении "Matière et mémoire (1896, есть рус. перев.) Б. выступает противником физиологической психологии, признавая явления чистой памяти, не обусловленные физиологически. Глав. филос. труд Б., "L'Evolution créatrice" (1907, есть рус. пер.) посвящен обоснованию теории творческой эволюции, направленной против интеллектуалистического миропонимания и механистического объяснения организмов; первичный и сначала недифференцированный жизненный импульс формирует материю, создавая в ней организмы разных типов, осуществляющие основные стремления этого первичного жизненного импульса; объяснить механич. происхожд. этих форм невозможно (витализм); важнейшими направлениями этого творчества являются растение, животное (инстинкт) и человек (ум); ум, однако, имеет лишь служебное и техническое значение для построения, главн. образом, машин. Над этой механической точкой зрения естествознания возвышается философия, исходным пунктом которой является волевая интуиция, восстановляющая значение живого творчества в природе. Б. не сказал еще своего последнего слова, однако и теперь многие считают его самым выдающ. и оригинальным мыслителем соврем. Франции. Его философское учение, приводимое в связь с прагматизмом (см.) Джемса, имеет большое влияние и насчитывает много последователей. См. R.Gillouin, "H. Bergson. Choix de textes avec étude du système philosophique" (1909); W.James, "А pluralistic universe" (1909).
Д.В.
Источник текста: Энциклопедический словарь Гранат, том 5 (1911): Барнав -- Биология, стлб. 373-375.
III.
БЕРГСОН, Анри (p. 1859), франц. философ. Часть своих юношеских лет он провел в Лондоне. По возвращении в Париж, он поступает в École Normale Supérieure, по окончании к-рой отправляется учителем в г. Анжер; в 1883 преподает в лицее и ун-те Клермон-Феррана (пров. Овернь). Диссертация Б. "Essai sur les données immédiates de la conscience", опубликованная в 1889, уже намечает основные положения его философской системы. Поселившись в Париже (1889), он в 1898 становится профессором в École Normale, в 1900 в Collège de France. Здесь он сперва читает историю греческой философии, затем современную философию, как преемник Тарда. Появившаяся в 1896 книга Б. "Материя и память" ("Matière et mémoire") остается незамеченной. В 1907 он опубликовывает "Творческую эволюцию" ("L'Évolution créatrice"): эта книга кладет основание его известности и громадному влиянию не только во Франции, но и во всех важнейших буржуазных странах. Из других его книг заслуживают быть упомянутыми следующие: "Смех..." ("Le rire essai sur la signification du comique", 1900), "Введение в метафизику" ("Introduction à la métaphysique", 1903), "Интеллектуальное усилие" ("L'Energie spirituelle", 1919).
Учение Б. Обширное и глубокое влияние философии Б. среди буржуазии приходится приписать тому обстоятельству, что он сумел дать новое и оригинальное истолкование идеалистическому мировоззрению. Казалось, что ему удалось найти новое, опирающееся на научные данные, оружие для борьбы с материализмом--как историческим, так и естественным. Основным понятием метафизики Б. является "длительность" (la durée): это--субъективное восприятие времени в противоположность объективному, физическому или математическому времени; его сущность познается не путем анализа, а интуитивно. Физическое время, основа неорганических естественных наук, -прерывно и однородно и является, в сущности, сменой ничего не сменяющей, а только повторяющей однородности. Это, собственно, не самое время, а лишь проекция его в пространство. Истинное время, "длительность", является непрерывностью, все время видоизменяющейся, качественной, "творческой". Длительность/-- это, по определению Б., "changement, sans rien qui change", изменение без изменяемого: возможно, что она и составляет "основу нашего существа", а поскольку, по Б., "мироздание движется по образу сознания", -является также "истинной субстанцией вещей" вообще.
Чистая длительность -- это форма, к-рую принимает последовательное чередование моментов нашего сознания в периоды, когда наше "я" находится в процессе жизни и когда оно отказывается различать настоящее от прошедшего. Б. утверждает, что в противовес восприятию мира, как связи между отдельными моментами сознания, происходящему путем интуиции, позволяющей нам проникать в глубь вещей,/-- существует истолкование мира с помощью элементов рассудка и методов математических, естественных наук, служащих исключительно для практического применения и не передающих сущности вещей. Они превращают неизменный поток становления в ряд состояний неподвижности. Движение совершенно отлично от того, что себе представляет физика: "движение, как переход от одной точки к другой, есть духовный синтез, духовное и поэтому непротяженное явление". Истинная наука, по Б., это наука о живом существе. Всеми жизненными процессами управляет жизненный поток, т./н. élan vital. Б. высказался против дарвинизма, как и против ламаркизма и неоламаркизма, -ближе всего он примыкает к телеологии. Он сходится с ней в ее воззрении на эволюцию, как на явление психического порядка. Движение материи противодействует или заставляет кружиться на месте поднимающийся жизненный поток; материя/-- это ослабленное или ущемленное сознание. Судьба сознания не связана, поэтому, с судьбой мозговой материи. Связь состояний сознания не детерминирована в смысле возможности определения последующих моментов из предыдущих. "Вся наша прошедшая психическая жизнь обусловливает наше настоящее состояние, не определяя его, однако, необходимым образом". Сущность сознания--свобода; поэтому между вещами существует вообще свободная, индетерминированная связь. Из этих элементов Б. пытается создать новую идею божества. "Взгляды, изложенные мной в моем исследовании о "Непосредственных данных сознания", --пишет Б., -- освещают вопрос о фактическом наличии свободы; в "Материи и памяти" выявлена, я надеюсь, возможность осязания рукой реальности духа; в "Творческой эволюции" доказано фактическое наличие творчества; из всего этого ясно вытекает идея творческого и свободного божества, создателя одновременно материи и жизни, чья созидательная работа в сфере бытия выражается в развитии искусств и сотворении человеческих индивидуумов. Из всего этого последовательно вытекает опровержение систем монизма и пантеизма"... и "возможность" бессмертия души.
Критика. Философия Б. принадлежит к разряду идеалистических систем и разделяет их основные ошибки. Первоосновой и "сущностью" материальности делается сознание. Особенность Б.--это его идеалистическая обманчивая диалектика, к-рая, в противовес диалектике Гегеля, неспособна примирить все противоречия. Исходная точка Б., понятие длительности, (la durée), содержит в зародыше элементы всех его заблуждений. В ее основе лежит недиалектическое и идеалистическое разделение моментов становления и бытия, прерывности и непрерывности, изменчивости и неподвижности, субстанции и ее функций. К своему понятию длительности Б. пришел через известные элеатские софизмы о движении. Последние основаны на свойственном движению диалектическом взаимоотношении между прерывностью и непрерывностью. Уже Аристотель немногочисленными краткими определениями расшифровал сущность этих элеатских софизмов. Он установил в понятии движения наличие диалектической связанности между моментами прерывности и непрерывности. Этим достигается возможность воспринять пробегаемое движущейся точкой пространство, с одной стороны, как единство, -с другой стороны, как нечто могущее быть бесконечно делимым (но в действительности не разделенное на бесконечное количество частей). По существу этого вопроса исчерпывающее объяснение было дано Гегелем. Б. не понял диалектического разрешения этих парадоксов о движении. Он не сумел сопоставить в движении единство и множественность, прерывность и непрерывность. Он делит моменты метафизически, считая сущностью момент единства и непрерывности и объявляя делимость или, лучше сказать, разделение, прерывность и однородность мнимыми. В связи с этим он метафизическим путем разъединяет момент познания тождества и различия--и, в их совершенно произвольной изоляции, он превращает их в два различных умозрительных свойства: интуицию и деятельность разума. Истинное познание составляет соединение этих двух моментов. На основе этой ошибочной изолированности Б-м строится в дальнейшем произвольное расчленение органического и неорганического, наук о жизни и математических и естественных наук, духа и материи, свободы и необходимости и т./д. Все построение философии Б. покоится на элементарной ошибке, заключающейся в понятии длительности. Система его, опирающаяся якобы на "интуицию", построена все тем же "искусственно-расчленяющим" рассудком, к-рый -- как орган познания--Б-м отвергается. Вся оригинальность Б. заключается в абсолютизации изменчивости. В то время как гегелевская философия, хотя и в извращенной форме, положила основание материалистической диалектике, метод Б. не имеет никакого значения в истории диалектики, а только в истории буржуазной софистики. Философия Б. оказала большое влияние на буржуазное мышление своего времени. Кроме того, ее влияние сказалось в значительной мере на развитии синдикализма во Франции и Италии (напр., Сорель).
Обширная литература о Б. не содержит ничего, что выходило бы из рамок немногочисленных трудов Б. Критика бергсоновской философии с точки зрения диалектического материализма дана Плехановым ("Современный Мир", No 5, 1909, полн. собр. сочинений, т. XVII). На русский яз. переведены: Бергсон, Анри, Собрание сочинений, тт. I--V, изд. Семенова, СПБ (год не указан); Творческая эволюция, пер. с 3-го франц. изд., М., 1909; Время и свобода воли, М., 1911 ; Психо-физический паралогизм. Сновидение, СПБ, 1913; Восприятие изменчивости, СПБ, 1913; Длительность и одновременность (но поводу теории Эйнштейна), П., 1923; Смех в жизни и на сцене.
Литература:
Лосский, H., Интуитивная философия Бергсона, М., 1914;
Штенберген, А., Интуитивная философия Анри Бергсона, 1922;
Кронер, Р., Философия "творческой эволюции" (А. Бергсон), "Логос", кн. I, 1910.
Вся указанная литература немарксистская.
А.Тальгеймер.
Источник текста: Большая советская энциклопедия (1-е издание), том V (1927): Барыкова -- Бессалько, стлб. 577-580.