Анри Бергсонъ. Воспоминанія настоящаго. Переводъ съ франц. В. А. Флеровой. Спб., 1913. Стр. 50. Ц. 50 к.
За послѣднія 20--30 лѣтъ врачи и психологи немало занимались изученіемъ одного страннаго явленія, которое описывалось то подъ названіемъ "парамнезія", то подъ названіями: "ложное узнаваніе", "иллюзія уже видѣннаго" (du "déjà vu") и др.
Эта "иллюзія" заключается въ слѣдующемъ: "принимая-ли участіе въ разговорѣ, или присутствуя при какомъ-либо зрѣлищѣ, внезапно проникаешься убѣжденіемъ, что то, что ты видишь, было уже тобою видѣно, то, что слышишь, было уже слышано, что произносимыя тобою фраза уже произносилась, что ты былъ уже тутъ, на томъ же самомъ мѣстѣ, въ тѣхъ же самыхъ положеніяхъ, чувствуя, воспринимая, думая и желая тѣ-же самыя вещи,-- однимъ словомъ, что тобою переживается, до мельчайшихъ подробностей, нѣсколько мгновеній прошлой жизни" (стр. 3).
Гр. Алексѣй Толстой давно уже далъ поэтическое изображенье этого чувства въ стихотвореніи "По греблѣ неровной и тряской", заканчивающемся словами:
Все это ужь было когда-то,
Но только не помню когда...
Изученіемъ этой "иллюзіи" и занята разсматриваемая нами брошюра Бергсона.
Нѣкоторые авторы пытались дать этому явленію чисто анатомическое объясненіе. Напр., Уиганъ выступилъ съ ученіемъ о "двойственности мозга": два мозговыя полушарія вполнѣ независиы другъ отъ друга. Уиганъ доходилъ даже до утвержденія, что одно мозговое полушаріе можетъ "лгать" другому... Но подобныя, чисто анатомическія, объясненія не получили признанія.
Другіе авторы искали объясненія этому явленію въ двойственности необработанныхъ впечатлѣній (Empfindung) и впечатлѣній интеллекта (Anschauung). Пьеръ Жане придаетъ въ данномъ случаѣ большое значеніе пониженію синтетической дѣятельности нашего духа, благодаря чему воспріятія получаютъ смутный характеръ воспоминаній.
Бергсонъ даетъ этому явленію объясненіе аналогичное тому, которое онъ далъ явленію сновидѣнія (см. "Русск. Бог." 1913 г., No 4). Онъ начинаетъ съ заявленія, что "образованіе воспоминанія никогда не бываетъ позднѣе образованія воспріятія; по необходимости они одновременны" (стр. 25). Далѣе онъ говоритъ: "чѣмъ болѣе размышляешь, тѣмъ менѣе становится понятнымъ, какъ можетъ воспоминаніе когда-нибудь возникнуть, если оно не создается по мѣрѣ того, какъ творится самое воспріятіе. Или настоящее не оставляетъ въ памяти никакого слѣда, или оно раздваивается въ каждый моментъ, въ самомъ своемъ выявленіи, на двѣ совершенно симметричныя струи, изъ которыхъ одна снова падаетъ въ прошлое, другая же устремляется къ будущему. Насъ интересуетъ только эта послѣдняя, которую мы называемъ воспріятіемъ. Намъ нечего дѣлать съ воспоминаніями о вещахъ, когда мы владѣемъ самими вещами. Такъ какъ практическое сознаніе отстраняетъ это воспоминаніе, какъ безполезное, то теоретическое размышленіе считаетъ его несуществующимъ. Такъ, безъ сомнѣнія, рождается иллюзія, что воспоминаніе слѣдуетъ за воспріятіемъ" (стр. 27). Отношеніе "воспоминанія" къ "воспріятію", по мнѣнію Бергсона, "аналогично отношенію изображенія въ зеркалѣ къ предмету, находящемуся передъ зеркаломъ. Предметъ можно не только видѣть, но и трогать; онъ реагируетъ на насъ, какъ и мы на него; онъ богатъ возможными дѣйствіями; онъ является дѣйственнымъ (actuel); изображеніе же не дѣйственно, виртуально (virtuelle), и хотя оно и подобно предмету, но не способно дѣлать ничего, что дѣлаетъ послѣдній" (стр. 37).
Такимъ образомъ воздѣйствіе міра на насъ, "наше настоящее" ежемгновенно раздвояется на "дѣйственное" воспріятіе и "бездѣйственное" воспоминаніе. Такъ какъ наша духовная жизнь всегда руководится практическими, "дѣйственными"соображеніями, то совершенно безполезное "воспоминаніе настоящаго" нами и не сознается. Ибо "что можетъ быть безполезнѣе для дѣйствія, чѣмъ воспоминаніе настоящаго? У всѣхъ другихъ воспоминаній существуетъ больше основаній ссылаться на свои права, такъ какъ они, по меньшей мѣрѣ, освѣдомляютъ о чемъ-нибудь, пусть это освѣдомленіе и безполезно для дѣйствія. Одному только воспоминанію настоящаго, этому двойнику воспріятія, нечему насъ научитъ. Мы обладаемъ реальнымъ предметомъ: что же намъ дѣлать съ бездѣйственнымъ образомъ? Зачѣмъ мѣнять добычу на ея тѣнь?" (стр. 43).
Однако при пониженіи энергіи духовной жизни возможны возникновенія различныхъ аномалій. "Ложное узнаваніе есть одна изъ акихъ аномалій. Оно происходитъ, отъ временнаго ослабленія бщаго вниманія къ жизни, вслѣдствіе чего взоръ сознанія не держится болѣе своего естественнаго направленія, и, впадая въ разсѣянность, устремляется на то, что замѣчать не представляетъ никакого интереса" (стр. 44).
Подобное толкованіе Бергсономъ явленія парамнезіи прежде всего можетъ вызывать то же возраженіе, которое мы сдѣлали касательно его ученія о сновидѣніяхъ. Можно искусственно раздѣлять "умъ", "волю" и "чувство" другъ отъ друга, но реально нѣтъ такого интеллектуальнаго фактора, который не былъ-бынераз рывно связанѣсъ чувствомъ (а слѣдовательно и волей). И это "бездѣйственное "воспоминаніе Бергсона, аналогичное изображенію въ зеркалѣ, не является ли оно также аналогичнымъ и тѣмъ созданіямъ фантазіи, которыя придумывались только для прикрытія нашего познанія, какъ, напр., тоже "бездѣйственная" субстанція? Вспомнимъ также, что "воспоминаніе прошлаго" можетъ быть весьма "дѣйственнымъ"; но откуда оно получило свою "дѣйственность", если не имѣло ея. ранѣе?
Сверхъ того, нельзя не отмѣтить еще одного любопытнаго обстоятельства. Бергсонъ презрительно отвергаетъ ученіе англійскихъ психологовъ о различіи между "сильными" и "слабыми" состояніями сознанія. Но развѣ онъ не возстановляетъ это самое ученіе своимъ ученіемъ о раздѣленіи настоящаго на "дѣйственное" воспріятіе и "бездѣйственное" воспоминаніе?!
Послѣ нѣсколькихъ десятилѣтій сравнительной неизвѣстности Бергсонъ, какъ извѣстно, достигъ теперь міровой славы. Поэтому понятно, что всѣ его работы появляются въ русскихъ переводахъ. Это, конечно, очень хорошо; жаль только, что издатель переводовъ мелкихъ работъ Бергсона, очевидно, учитывая заранѣе спросъ на его сочиненія, назначаетъ слишкомъ высокую плату за свои брошюры (50 стр. малаго формата за 50 коп.) Мы уже однажды обратили вниманіе публики на это обстоятельство, не желая повторять разъ сказаннаго, мы при разборѣ другихъ брошюръ Бергсона не подчеркивали снова факта ихъ дороговизны, но теперь считаемъ не лишнимъ еще разъ отмѣтить это обстоятельство.