Бердяев Николай Александрович
Положение России в мире

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Бердяев, Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914--1922
   М., "Астрель", 2007.
   

ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ В МИРЕ

   Тех, которые обращают взор свой на Россию, как некую реальность, на национальное ее единство, тех волнует и беспокоит вопрос о ее положении в мире, среди других народов. Для людей твердого национального сознания и патриотической настроенности всегда имеют большое значение вопросы международной политики, они не могут быть в этом отношений беззаботны. Честь и достоинство России, ее положение в мировой жизни, ее историческое призвание и сила для его выполнения -- все это вопросы очень реальные, очень сложные и ответственные. И к вопросам этим всегда были равнодушны люди интернациональной социалистической настроенности. Им все это казалось очень просто. Всегда ведь кажется просто то, реальность чего не ощущаешь. Для решения проблем международной политики наша социалистически настроенная интеллигенция совершенно не подготовлена и еще менее подготовлены для этого рабочие массы. В этом направлении никогда не работала мысль и сердце не билось сильнее от того, могущественна или слаба Россия как целое, обладающее единым ликом перед всем миром, соблюдено ли ее достоинство или она опозорена. Слишком мало думали у нас, в широких кругах, о всемирно-историческом призвании России и русского народа, о существовании его в мировой шири, о слове, которое она скажет миру, и духе, который запечатлеет на мировой жизни. Всемирность, мировая ширь всегда представлялась нашему социалистическому и революционному сознанию исключительно как торжество интернационализма, как космополитическое упразднение всякой национальной идеи и даже самого национального существования. Весь сложный цикл проблем, связанных с устроением поверхности земного шара, с борьбой национальностей и империализмов, с малыми и большими историческими телами не только упрощается, но и совершенно отбрасывается. Проблемы эти имеют самобытную природу, они не сводимы на проблемы социальные и не разрешимы никакими чисто социальными движениями, никакими изменениями в соотношении классов. Существует всемирно-исторический восточный вопрос, завещанный нашему поколению рядом столетий предшествующей истории. Никакое торжество демократии, никакой социальный переворот не может решить восточного вопроса, в котором сосредоточен целый ряд конкретных исторических вопросов -- об отношении Европы к Азии и Африке, о судьбе Турции и балканских народов, о всемирно-исторических воротах, которые ведут с Востока на Запад и с Запада на Восток. Мировая война есть лишь трагически-острый момент в мировой проблеме Востока и Запада.
   В нынешний исторический час Россия может пасть жертвой глубокого неведения в отношении к этим мировым вопросам и от неведения рожденных упрощающих иллюзий. Русский народ слишком долго содержался в рабстве и терпел это рабье существование, сузившее его горизонты, замыкавшее его в темном незнании. Старая власть, разлагавшаяся и летевшая по наклонной плоскости, бессильна была разрешить мировые проблемы, которые стояли перед Россией; она все время балансировала на краю измены и предания отечества. И она не давала русскому народу возможности просветиться, подготовиться к решению судеб России и взять на себя ответственность. Рабство это коренилось в душевной пассивности русского народа. И сейчас та же пассивность и та же безответственность чувствуется в выпущенных на свободу революционно-максималистских страстях. Возложить ответственность за решение всех острых и болезненных вопросов, поставленных мировой войной, на международный пролетариат, на социалистический интернационал -- значит снять с себя всякую ответственность и жить в мечтах и иллюзиях, в которых нет ни грана реальности. Но за эту безответственную мечтательность русскому народу придется слишком жестоко расплачиваться, пробуждение от грез может оказаться слишком ужасным. Безумно возлагать решение конкретных исторических задач на силу, которой не существует и которая предносится в мечтах. Сербия, Бельгия и Польша не могут поставить решение своей судьбы в зависимость от несуществующего интернационала. Фактически это значит для этих истерзанных и раздавленных стран, что судьбу их будет решать пролетариат германский, который пока не обнаруживает никаких склонностей к интернационализму. На практике интернационализм сейчас в России означает защиту Германии и германского социализма, настроенного наиболее империалистически и националистически против Франции и Англии, против французского и английского социализма. Пока что устанавливается не всемирное братство пролетариата, а лишь братство пролетариата русского и германского. Не чудовищно ли это, не слишком ли это походит на братские чувства представителей старого режима к германскому правительству, на их недоверие и вражду к Франции и Англии? Судьба России отдается во власть фикций и призраков, ее хотят защитить силой, которая не существует и не обнаруживает никаких признаков реальности ни в чем, кроме грез русских социал-демократов. Реальные же силы подлинной истории продолжают действовать и действуют против России, уготовляя ей унижение и позор. Если даже допустить, что после войны восторжествует интернационал, то уж никак нельзя допустить, что он восторжествует до окончания войны, во время войны. Пусть Германия реально обнаружит свой интернационализм! Пока же она занимает нашу территорию, она раздавила несколько стран, она все еще чувствует себя победительницей. От русских грез, мечтаний и утопий может оказаться раздавленной и Франция, и тогда вечный позор падет на Россию.
   Существуют международные отношения, международные задачи и международные обязательства, как неустранимая реальность. Эта реальность заставит себя признать и пробудит от сновидений. В России не может установиться социальной республики, изолированной от мира в своей интернационалистической настроенности. Русских зеленых мальчиков из интеллигенции и народа суровыми мерами излечат от безответственной мечтательности и принудят к сознанию реальностей. Это нанесет страшный удар России как великой державе, повергнет русский народ в унижение и нищету, но от мечты об интернационале излечит надолго. Русский интернационализм, который ныне у нас в такой моде, не соединяет нас с народами Европы, а окончательно нас от них отъединяет. Мы вновь рискуем остаться уединенным Востоком, и на нас по-прежнему народы Запада будут смотреть, как на азиатов, неподготовленных к вхождению в культурную жизнь Европы. Интернационализм не соединяет нас с Германией, но отъединяет нас от Франции и Англии. Отношение к России было унизительным при старом режиме, неспособном поддерживать наш престиж Оно может оказаться еще более унизительным после происшедшего переворота. Если в целом народе нет воли к поддержанию чести, достоинства, величия и силы своей родины, то никакое правительство, никакая кучка людей более высокого сознания не может ничего сделать. Но воля русского народа неизвестна, народ не сказал своего слова. И верю, что оно было бы иным, чем слова тех, которые узурпируют волю народа и себя признают голосом народа, будучи меньшинством. Сейчас происходит такое же насилие над волей русского народа, как и при старом режиме. Воля целого народа есть некое качество, а не механическое количество, и истинная воля народа должна считаться со всей историей народа, с его далеким прошлым и далеким будущим, а не с одними интересами и инстинктами сегодняшнего дня. Воля исторического народа не может быть ясно выражена в разгаре страстей, в борьбе корыстей, в восстании частей против великого целого, уходящего своими корнями в вечность. В такие моменты отдельные личности могут лучше сознавать всенародные цели, всенародную идею, чем массы. Но эти отдельные личности должны иметь поддержку в народной массе. Нельзя принудить свободный народ любить свою родину, защищать ее, думать о далеких целях ее существования на земле. Сам народ должен свободно сознать это и определить свою волю к высшей цели. Но не следует скрывать того, что положение России перед лицом мира ныне поистине трагическое и ужасное, она может быть опозорена духовно и обобрана материально. И к ответу будут призваны социальные мечтатели и сновидцы. Нельзя допустить одиночества России в мире. Она должна иметь союзников в Европе и такими союзниками могут быть лишь Англия и Франция. Она должна быть верна союзникам и преследовать общие цели. Лишь тогда она реально, не мечтательно войдет во всечеловечество, в мировую культуру, в мировую ширь. Мечтательный же интернационализм оттесняет нас в Азию и уединяет нас. Он обрекает нас на одинокий позор. Да не будет этого, да восстанет против этого русский народ, который спасал Россию в смутную эпоху и в отечественную войну! Да проснется в нас дух свободного, рыцарского гражданства!

2 мая.

   

КОММЕНТАРИИ

   Русская свобода. 1917, No 5, май, с. 8-11
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru