Бердяев, Н.А. Падение священного русского царства: Публицистика 1914--1922
М: Астрель, 2007.
ВОЛЯ К ПОБЕДЕ
I
В нашем обществе замечаются большая нервность и неустойчивость в переживании войны. Малейшая неудача ведет к унынию и упадку духа. Многие относятся к войне, как обыватели, а не как граждане своего отечества. Но война должна переживаться не извне, как что-то и кем- то для нас совершаемое, а изнутри, как дело совершаемое нами самими. Мы -- граждане своего отечества лишь тогда, когда осознаем, что войну ведем "мы", а не "они", что "мы" хотим одолеть врага и "мы" должны победить. И мы рабы, когда совершенно отвлекаем от себя войну и совершенно сбрасываем с себя всякую ответственность, возлагаем все на "них". Очень поверхностен тот взгляд, что войну ведут исключительно армии и правительства. Даже непопулярные в народе войны, в которых заинтересована лишь какая-нибудь часть общества, и те ведутся не только армиями и правительствами. Великие исторические войны всегда бывают борьбой народов. И это особенно нужно сказать о нынешней мировой войне. Мы присутствуем при величайшей в истории борьбе народов, которую бессмысленно было бы объяснять столкновением правительств и их войск. Тут действуют тысячелетние силы, глубокие энергии, тут пришли в движение первоначальные стихии жизни. Стать вне этой мировой борьбы, сложить с себя всякую за нее ответственность, критиковать все, как для себя внешнее, наружное, -- нравственно невозможно. Мы все внутри этой бушующей стихии, все -- участники ее и деятели. С Германией, Австрией и Турцией воюет вся Россия, весь русский народ, вся славянская раса, вся совокупность наших сил.
Также поверхностно было бы смотреть на войну, как на событие, разыгрывающееся в мире материальном, явление лишь физического столкновения масс. Война есть духовное событие, духовная борьба, прежде всего духовная, а потом уже материальная. Неодухотворенная масса не может вести борьбы, она бессильна и распадается на части, как песок.
И на войне господствует и управляет сила духа, хотя бы злого, если не доброго. Мы живем в дни великой духовной брани, а не только материального столкновения масс. И война должна переживаться каждым гражданином своей родины и гражданином вселенной, как свое собственное внутреннее дело, как духовное событие, требующее всей совокупности сил. В мировой борьбе народов участвует не только тот, кто призван в действующую армию, но и всякий гражданин, чья воля направлена к победе, чье сознание осмысливает великую борьбу. Воля намагничивает окружающий мир, от нее идут флюиды, токи, положительные или отрицательные. От светлого сознания падает солнечный луч во тьму.
В исторической борьбе народов действуют не только индивидуальная воля и индивидуальное сознание, но и собранная, соборная воля и сознание народов. И всякий, у кого воля ослабевает, кто падает духом, кто во тьму повергает свое сознание, обессиливает свой народ, испускает отрицательные токи и в каком-то подпочвенном слое деморализует армию, отсрочивает победу. Воля народа должна быть гранитом, а не песком. За жертвенной и героической борьбой армии должна стоять всенародная гранитная воля к победе. И к делу собирания такой воли призван каждый из нас. Многие теперь дёлают сверх меры сил своих и сил человеческих и каждый должен был бы делать хоть в меру сил. Й первым делом должна быть борьба с духом уныния, с разлагающим скептицизмом, с болезненной впечатлительностью. Мировые события от каждого требуют самодисциплины, закала личного характера, необычайной выносливости. Нужно нравственно подготовить себя и весь народ к возможности длительной борьбы, новых жертв и новых испытаний.
В такой страшной мировой борьбе, какой не видела еще история, неизбежны неудачи и разочарования. Но постыдно было бы падать духом от всякой неудачи. Если в обществе будет распространяться такое настроение, что война уже надоела и утомила, и воля каждого будет направлена на скорейшее достижение мирной и благополучной частной жизни, то это внесет глубокую деморализацию, разложение воли народной.
II
Только воля к победе, воля целого народа может ускорить исход великой борьбы и привести к победе. Воля к победе каждого, его духовное участие в историческом деле влияет на всю совокупность жизни народа, усиливает армию. Совершенно изолированной воли, которая не несла бы на себе никакой ответственности, существовать не может. Всякий, слишком легко унывающий и распространяющий вокруг себя уныние, виновен и несет историческую за это ответственность. Это сознание должно быть распространенно и укреплено. Частно-обывательский взгляд на мировую борьбу есть показатель общественной незрелости. Мы должны освободиться от того духовного рабства, которое мешает нам осознать себя активными творцами собственной истории. Истинная свобода русского народа будет духовным плодом этого освобождающего сознания себя активным участником всемирно-исторических событий. Уже не может быть в рабьем положении тот, кто участвовал сам в таких делах и кровью запечатлел свое участие, кто по воле своей вышел на арену всемирной истории. Рабская сдавленность провинциального существования должна прекратиться. Всякое уныние, упадок исторической воли, перенесение всего с себя на "них" возвращает нас к рабскому, не гражданскому состоянию. Война должна сыграть огромную роль в деле самосознания русского народа и стяжении им более свободной жизни. Свободен лишь тот, кто взял на себя ответственность. Такую ответственность берет сейчас на себя общество в деятельности земского и городского союзов1. И сама война на полях сражения делается все более и более народной.
Великая борьба народов зашла слишком далеко. Жребий брошен -- нет возврата назад. Война будет продолжаться до сокрушения и смирения германизма, и она может быть длительной, вопреки ожиданиям, которые были в ее начале. Мировая борьба делается все боле грандиозной и требует таких кровавых жертв огромных человеческих масс, как ни одна еще война в мире.
Такие жертвы возможны лишь при исключительно напряженной и всенародной воле к победе и сознании ее неизбежности для дальнейшего достойного существования не только родины, но и всего мира. А такое небывалое напряжение человеческой воли и такая ее сознательная жертвенность предполагают глубокое сознание целей жизни, лежащих за пределами индивидуального земного благополучия. Это -- религиозный закал воли.
Энтузиастическая воля к победе означает высокий подъем патриотизма, которого в обычное время нам недоставало, но который всегда являлся в грандиозные минуты нашей истории. Особенно нужно подчеркнуть, что нам теперь нужен не только подъем национализма, который всегда у нас есть в изобилии, а подъем патриотизма. Национализм заключает в себе целый ряд отрицательных, ненавистнических, вытесняющих и притесняющих чувств. Таких чувств в некоторых наших слоях слишком много, и они затемняют образ родины, рационализм -- партиен, не народен, он ставит разные трусливые интересы выше творческой любви к родине. Патриотизм -- сверхпартиен, всенароден, он есть положительная творческая любовь к родине. Великие патриоты всех народов горели чистым огнем, творили новую жизнь народов. Укрепление в России творческого патриотизма, возвышающегося над партиями, превозмогающего все отрицательные чувства и реакции, -- великая задача русского сознания и воли. В эту войну должен явиться у нас истинный патриотизм. Порыв такого патриотизма чувствовался в речах на съезде промышленников2. И когда воля к победе станет всенародной, когда каждый будет участвовать, тогда будет и победа. Неудачи же на пути, всегда мелкие по сравнению с размерами событий, должны лишь укреплять патриотическую волю к победе.
КОММЕНТАРИИ
Биржевые ведомости. 1915, No 14881, 3 июня.
1 В августе 1914 г. были созданы две общественные организации: Всероссийский союз земств (председатель Центрального комитета -- кн. Г.Е. Львов) и Всероссийский союз городов во главе с московским городским головой М.В. Челноковым Для согласования усилий обеих организаций 10 июля 1915 г. был образован Объединенный комитет союза земств и городов, ставший известным под названием "Земгор". Поскольку представители Земгора носили полувоенную форму, в армии их иронично называли "земгусарами".
2 IX съезд представителей промышленности и торговли состоялся в июне 1915 г. в Петрограде. На съезде было принято решение о создании районных комитетов для объединения работы фабрик и заводов на войну, руководить которыми должен был Центральный военно-промышленный комитет во главе с А.И. Гучковым. В ЦВПК вошли П.Ц. Рябушинский, А.И. Коновалов, М.И. Терещенко, представители Земгора, городских дум и др.