Бердяев Николай Александрович
Утонченная Фиваида
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Бердяев Николай Александрович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 04/01/2014. 69k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Философия
Сочинения
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
(Религиозная драма
Гюисманса
)
H. A.
Бердяев
Утонченная Фиваида
(Религиозная драма Гюисманса)
Гюисманс Ж. К. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3: В пути: Роман / Пер. с фр. Ю. Спасского
I
Самое благородное явление, рожденное на почве декадентства французского -- утонченного упадничества, слишком мало вызывает к себе внимания и на родине, и у нас и ждет еще справедливой оценки. Я говорю о Гюисмансе, так мало еще оцененном, так мало популярном даже в то время, когда "декадентская" литер
а
тура стала слишком популярной. Гюисманс стоит в стороне от большого литер
а
турного потока. Слишком многим он покажется скучным писателем, в нем мало з
а
нимательного, мало того, что могло бы стать модным. Нужен особый вкус, чтобы полюбить Гюисманса, чтобы плениться его романами-исследованиями, чтобы почу
в
ствовать упоительность в самой их скучности. Романы Гете тоже скучны, и в них есть особая прелесть. Даже крупные, очень талантливые модернистские писатели получили налет пошлости от популяризации, от модных увлечений ими. К Гюисма
н
су не пристала никакая пошлость моды и популярности. Он остался серьезным, утонченным до муки, настоящим мучеником упадочности. В нем нет и следов вул
ь
гарной пошлости, легкомысленной поверхностности и буржуазности модернистского духа, модного модернистского искусства и стиля (бессильного). Его благородная душа, душа средневековая и католическая, в глубине своей неизменно благоче
с
тивая, но слабая и безвольная, слишком исключительно чувственная, была из
ъ
язвлена оскорбительностью современной культуры, пошлостью современной Фра
н
ции, уродством жизни, буржуазным духом эпохи. Все, что любила эта душа, все то умирало в современности, она не находила уже ни великого искусства, ни в
е
ликой мистики былого. Гюисмансу близки только такие люди, как Барбе д'Оревильи, Бодлер, Верлен, Малларме, Вилье де Лиль-Адан. Все кажется ему в окружающей жизни чужим, далеким, уродливым до боли. Он прежде всего человек, глубоко оскорбленный, изъязвленный, раненный тем "миром", в котором призваян жить и которого не принимает. В. Иванов верно сказал про Гюисманса, что с н
е
го "содрана кожа", что "воспринимающий внешние раздражения всей поверхностью своих обнаженных нервов, затравленный укусами впечатлений, пронзенный стрел
а
ми внешних чувств, он, естественно, бросился, спасаясь от погони, в откры
в
шийся ему мистический мир, но и в прикосновениях к нему обречен был найти еще более утонченную муку и сладость чувственного". Утонченная чувственность, оторванная от воли, довела Гюисманса до крайней упадочности. Благородство же его природы, серьезность его и католические истоки духа не допустили его пр
е
вратиться в декадента пошлого, в самодовольного скептика, охранили в нем б
о
гочувствие и возвратили его к вере. Гюисманс стал мучеником декадентства, как бы новым пустынножителем. Я видел фотографию Гюисманса. Он стоит в своей ко
м
нате, прислоненный к стене, над ним Распятие. И сам он оставляет такое вп
е
чатление, точно он сораспялся Христу, пригвожден. Лицо такое тонкое, благ
о
родное, серьезное и страдальческое. Я слышал рассказ человека, который часто видел Гюисманса в церкви молящимся: он необыкновенно молился, этот декадент, автор ультраупаднического романа
"A rebours"
{
"Наоборот"
(фр.).
}
и сатанинск
о
го романа
"La bas"
{
"Бездна"
(фр.).
}.
Последние годы своей жизни он был
oblar,
т. е.почти монахом. Мне передалось личное впечатление от Гюисманса, тронул меня его образ, и я сильнее еще почувствовал его душу. Нелегко ему далась жизнь. Этот человек утонченной чувственности не мог жить мимолетными ощущ
е
ниями и не мог прийти к самодовольству. Декадентство было для него мученич
е
ским опытом. Решительно нужно признать, что Гюисманс -- самый большой и сер
ь
езный писатель Франции последней эпохи. По сравнению с ним как не тонок, с
а
модоволен в своем скептицизме, поверхностен популярный Анатоль Франс, этот излюбленный писатель современной Франции, или Реми де Гурмон, излюбленный б
о
лее изысканными кругами.
Гюисманс вышел из натуралистической школы Золя, и эта печать натурализма осталась на нем всю жизнь. Слишком истонченный, рафинированный натурализм в дальнейшем своем развитии переходит в декадентство. Натуралистическая чувс
т
венность истончается до чувственности декадентской. Чувственность сексуал
ь
ную, чувственность красок, звуков и запахов, все чувственное восприятие вс
е
ленной сначала Гюисманс берет натуралистически, потом декадентски, наконец, мистически. Гюисманс показывает, что углубленная и утонченная чувственность ведет от натурализма к мистицизму. Человек, отдавшийся чувственному миру, е
с
ли он тонок и глубок, приходит к кризису чувственности, очень знаменательн
о
му, переводящему уже за грани чувственного мира. Натурализм есть чувстве
н
ность недостаточно глубокая и тонкая, воспринимающая лишь поверхность. В гл
у
бине мира чувственного Гюисманс открывает мистическое. Все его писания -- ва
ж
ные документы о глубочайшей и тончайшей мистике чувственного, документы, о
п
ровергающие натурализм. Но в известном смысле реалистом Гюисманс остался н
а
всегда, реалистическая манера осталась и в его католических книгах. Реализм не мешал ведь Бальзаку написать чудесный мистический роман
"Seraphita"
{
"Сер
а
фита"
(фр.).
},
реализм Бальзака не мешал ему быть мистиком и по-своему -- р
е
лигиозным
{К Бальзаку, величайшему писателю Франции
XIX
в., еще вернутся и оценят его глубже. --
Примеч. автора.
}. В предисловии к своему известному д
е
кадентскому роману
"A rebours",
написанному через двадцать лет после его п
о
явления, Гюисманс многое объясняет в своем развитии. Книга эта, на которой и основана его декадентская репутация, была встречена шумным негодованием и н
е
пониманием. Золя обвинил Гюисманса в измене натурализму и не понял, куда он идет, но верно почуял, что происходит что-то неладное. Понял истинный смысл книги Гюисманса только замечательный писатель католического духа Барбе д'Оревильи, который писал в 1884 г.: "После такой книги автору ничего не о
с
тается, кроме выбора между пистолетом и подножьем Креста". Вся последующая литературная деятельность Гюисманса говорит о том, что он выбрал подножье Креста и что диагноз и прогноз был верно поставлен. В
"A rebours"
Гюисманс дошел до предела, до безысходности. Дальше уже начинается чудесное, натурал
ь
ный процесс заканчивается. Книги Гюисманса -- не романы ни в старом, ни в н
о
вом смысле этого слова. В них нет старой романической фабулы, нет и нового импрессионизма. Все, что писал Гюисманс, -- лишь история его одинокой души, его мучений и обращений, и только. Все герои Гюисманса -- он сам в разные п
е
риоды его жизни, и, кроме этого единственного героя, никаких действующих лиц нет. Так никто еще не писал, как Гюисманс, никто так не углублял истории д
у
ши, не утончал ее интимной чувственности. Свою автобиографию, почти исповедь, рассказал Гюисманс так искренне, без всякой рисовки, так просто, как никто. Иным покажется скучной манера Гюисманса. Пусть читают более занимательных п
и
сателей. Но хвала тому, кто своей историей одинокой души обострил дилемму -- "пистолет или подножье Креста" и пришел к подножью Креста через муки дек
а
дентства. В следующем своем замечательном романе
"La bas"
Гюисманс исследует современный сатанизм в связи с сатанизмом средневековым, описывает черную мессу; но там уже чувствуется под сатанинскими разговорами и экспериментами его благочестивая католическая душа, чуждая активно-волевого демонизма. В
"En route"
{
"В пути"
(фр.).
}
-- самой интересной книге Гюисманса -- он описывает переход одинокой души к католичеству. А последние его книги
"La Cath
edrals", "L'Oblat", "Sainte Lydwine de Schiedam"
{
"Собор", "Послушник","Святая Людвина из Схидама"
(фр.).
}
-- уже настоящие католические книги. Отрывки из Гюисманса собраны в книгу
"Pages catholiques"
{
"Католические страницы"
(фр.).
},
которая рекомендуется католическим духовенством. Гюисманс замечателен как исследов
а
тель католического культа и католической мистики, книги его наполнены глуб
о
кими мыслями о готике, о литургике и примитивах, о мистических книгах и це
н
ными замечаниями по истории искусства и литературы. Гюисманс -- настоящий уч
е
ный. Его не интересует вопрос о том, "повинен ли в адюльтере господин такой-то с госпожой такой-то", к чему, по его мнению, свелась вся почти французская литература. Он так серьезен, так тонок, так много мучился. Он слишком песс
и
мист, слишком внимательно читал книгу Иова, Экклезиаст, "Подражание Христу", Шопенгауэра и почуял суету и боль мира.
"A rebours"
имеет дурную декадентскую репутацию. Но это замечательная, единственная в своем роде книга. Дез Эссент, герой
"A rebours",
его психол
о
гия и странная жизнь есть единственный во всей новой литературе опыт изобр
а
зить мученика декадентства, настоящего героя упадочности. Дез Эссент -- пу
с
тынножитель декадентства, ушедший от мира, которого не может принять, с кот
о
рым не хочет идти ни на какие компромиссы. Этот новый пустынножитель создает себе иной мир, ни в чем не похожий на низкую современную действительность, отдается ему с готовностью пожертвовать своей жизнью. У христианских пусты
н
ножителей был реальный мир, во имя которого они отрицали этот мир. У пусты
н
ножителя декадентского есть лишь мир искусственный, выдуманный, не обладающий реальностью. Но в отрицании действительности и в преданности своей фантазии сказываются черты почти героические. Он -- фанатик. Изображение мученичества и пустынножительства современного упадочного человека -- главная заслуга Гюи
с
манса, кроме него никто на это не дерзал. Оскар Уайльд был мучеником дек
а
дентства в жизни (не в литературном творчестве), но мученичество его было п
о
рождено преследованиями извне. У Гюисманса все шло изнутри. Дез Эссент (псе
в
доним самого Гюисманса) постепенно потерял вкус ко всем мирским благам, к с
о
временным людям, к современной литературе, к современному быту, ко всей жизни современного великого города. Все его оскорбляло и ранило. Восприимчивость его притупилась, он истощен, обессилен. В нем видны черты упадочной утонче
н
ности, родственные латинскому декадансу. В нем есть что-то бескровное, пр
и
зрачное, чувственность его почти уже бесплотна. Его тянет в "утонченную Ф
и
ваиду", в пустыню для эстетов и декадентов. Постепенно уходит он от мира, у
е
диняется, окружает себя иным миром любимых книг, произведений искусства, з
а
пахов, звуков, создает себе искусственную чувственную обстановку, иллюзию иного мира, мира родного и близкого. Дез Эссенту грозит гибель, доктор треб
у
ет, чтоб он вернулся к обыкновенной здоровой жизни, но он не хочет идти ни на какие компромиссы с ненавистной действительностью. Ему не к кому и не к чему возвращаться. Литературные крути давно ему опротивели, в этом мире все стало ему чуждо. Буржуазия ему ненавистна, аристократия выродилась. Только в среде католического духовенства может Дез Эссент еще надеяться найти общение, подходящее к его вкусам. Действительность современного Парижа так ужасает и отвращает его, что слаще ему задыхаться и рисковать жизнью в экзотически чувс
т
венной атмосфере созданных им искусственных запахов, чем жить с современными людьми и отдаваться их интересам.
"A rebours"
-- настоящее ученое исследование, книга эта полна тончайшими замечаниями по истории литературы, по истории искусства и мистики. Когда Дез Эссент уходит от мира действительного в мир любимых изысканных книг, подо
б
ранных с такой любовью и знанием, Гюисманс дает целое исследование о лати
н
ском декадансе. Когда этот пустынножитель уходит в мир запахов или цветов, Дез Эссент доходит до отчаяния, он замечает, что "рассуждения пессимизма бе
с
сильны помочь ему, что лишь невозможная вера в будущую жизнь одна только мо
г
ла бы успокоить его". Книга заканчивается словами: "Господь, будь милостив к христианину, который сомневается, к маловеру, который хочет верить, к катор
ж
нику жизни, который пустился в путь один, в ночи, под небом, которое не осв
е
щается уже утешительными маяками древней надежды".
Роман
"La bas"
создал Гюисмансу репутацию сатаниста. К его переходу в католичество отнеслись подозрительно, потому что в
"La bas"
он слишком перем
е
шал сатанизм и католичество, слишком кощунственно описал черную мессу. Но только отсутствие психологического чутья могло привести к подозрению, что
у Гюисманса есть сатанинский уклон воли. Гюисманс никогда не мог быть с
а
танистом, не мог отдаться даже тогда, когда был так занят этим явлением в
"La bas",
книсе очень интересной и поучительной. Его благочестивая католическая душа чувствуется в
"La bas"
так же, как и в последующих католических романах.
Дюрталь, главный псевдоним Гюисманса, очень интересуется сатанизмом, он предпринял исследование о средневековом сатанизме, поражен образом среднев
е
кового сатаниста Жиля де Ре и ищет следов сатанизма в современной Франции. К тайнам современного сатанизма он приобщается через одну женщину, с которой у него был кратковременный, но мучительный роман. Женщина эта оставляет впеча
т
ление жуткое, это -- одержимая сатанинским сладострастием, она практикует к
а
толическую религию и, вместе с тем, через одного католического священника-сатаниста участвует в черной мессе. У Дюрталя женщина эта скоро вызывает чу
в
ство отвращения и ужаса, и он бежит от нее. Он раз всего присутствует при с
о
вершении черной мессы, но внутренне не участвует в ней, с ужасом и негодов
а
нием уходит. В
"La bas"
Гюисманс изобличает ничтожество и жалость современн
о
го сатанизма, отсутствие в нем силы и фантазии. Все эти черные мессы -- отвр
а
тительная и скучная мерзость. Искание возвышенного, сильного, влекущего сат
а
низма -- жалкий самообман. Сатанизмом пленяются легче всего истерические же
н
щины, это они бьются в конвульсиях во время совершения черной мессы. Пусть читают
"La bas"
имеющие вкус к сатанизму, этот вкус убивает Гюисманс. У Гюи
с
манса, утонченного упадочника с притупленой и больной чувственностью, был и
н
терес к сатанизму, он пожелал экспериментально проверить природу сатанизма, игравшего такую роль в родные ему Средние века, но не было у него никогда с
а
танинского уклона воли. Воля у него была слабая, но благочестивая, чувстве
н
ность же была упадочная и слишком истонченная.
"La bas"
не есть ни проповедь сатанизма, ни объективное его изображение, а изобличительный документ против сатанизма. Парижский сатанизм модерн, который был одно время в моде и котор
о
го коснулся Гюисманс в период своего декадентства, даже не страшен, слишком жалок и ничтожен. Но
в качестве исследователя сатанизма Гюисманс тонко подм
е
чает, что явление это, подобно тени, тянется за католичеством. Настоящую че
р
ную мессу может совершать только католический священник, без католического аббата не будет настоящего кощунства и надругательства. В католичестве есть обратная сторона, есть связь с темными силами. Недаром на католических храмах изображены отвратительные чудовища.
Вопрос о черной магии имеет большое значение для раскрытия сущности христианства. Есть основание предполагать, что то, что в язычестве было нат
у
ральным таинством, совсем не демоническим, то после Христа и Его таинств ст
а
новится черной магией и сатанизмом. Христианство изгнало из природы духов, освободило природу от демонологии, но изгнанные духи вернулись в обличий д
е
моническом и породили сатанизм. Тут скрыта какая-то тайна. В черной магии есть своекорыстная жажда власти над естеством и веществом и вечная постыдная зависимость от естества и вещества.
В
"La bas"
есть очень тонкая сексуальная психология. Психологии любви в
о
обще у Гюисманса нет, в его романах нет никаких романов. Но есть психология пола, и особенно она интересна в отношении Дюрталя к женщине, одержимой сат
а
низмом. Тут ставится очень глубокая проблема: сближает ли, соединяет ли мужчину и женщину сексуальная жизнь? Психология пола у Гюисманса дает отриц
а
тельный ответ: не соединяет, не сближает, а разъединяет и отчуждает, убивает влечение, делает противным предмет влечения. В основе сексуальной жизни есть что-то демоническое, нет радости, нет соединения. Во всяком случае, тут ст
а
вится очень большой и больной вопрос. Женское сатанистское сладострастие предстает в
"La bas"
в самом непривлекательном, отвратительном виде, ничем не прикрытое. Гюисманс дает важные материалы для психологии пола, в материалах этих чувствуется глубоко пережитое. Во всех книгах Гюисманса разлита атмосф
е
ра сексуальной чувственности, но нет пафоса любви, нет эротики. Упадочная чувственность убила не только возможность любви, но и мечту о любви. Это очень характерно для Гюисманса. Женщина является для него исключительно с
о
блазном, злым видением. В
"La bas"
сатанизм предстоит перед
ним в образе одержимой женщины. В
"En route"
женский образ постоянно мучит и соблазняет его в церкви, во время молитвы, отвращает его от религиозной жизни. В этом для Гюисманса есть что-то невыразимо мучительное. Иные моралисты пробовали уже признать Гюисманса порнографическим писателем. Какая нечуткость! Гюисманс рассказывает об испытанных мучениях, дает тончайшую психологию упадочной се
к
суальности, но он дорогой ценой купил себе право писать обо всем этом. Гюи
с
манса можно противопоставить всей современной французской литературе.
"La bas"
заканчивается криком отчаяния, болезненным протестом против с
о
временной жизни, против современной Франции и Парижа. Гюисманс говорит, что народ его очень болен и что человеческими средствами нельзя его излечить. Можно рассчитывать только на сверхчеловеческую помощь. Но взгляд Гюисманса обращен назад, к Средним векам. Он бежит в Средние века от современности, все его последующие книги рассказывают об этом бегстве. Много глубоких мыслей брошено в последних главах
"La bas".
"Этот век позитивистов и атеистов все уничтожил, кроме сатанизма, которого он не мог сдвинуть ни на один шаг". "С
а
мая большая сила дьявола в том, что он заставил себя отрицать". Это очень тонко. В конце романа
"La bas"
разговоры ведутся в разгар буланжизма, и п
о
шлые крики "да здравствует Буланже" терзают слух утонченных героев Гюисманса, поглощенных мистикой. "Нынешний народ не приветствовал бы так ни ученого, ни артиста, ни святого". "Но он делал это в Средние века". "Здесь, внизу, все разложилось, все умерло, но там, наверху! Я верю, там готовится излияние Св
я
того Духа, сошествие Божественного Параклета". Здесь только выразил Гюисманс свои новые чаяния, и на этом следует остановиться.
Среди буржуазного Парижа, плененного буланжизмом, странный разговор пр
о
исходит на колокольне Сен-Сюльпис между Дюрталем и звонарем, проповедником идеи иоаннитов о Третьем Завете Св. Духа. Говорят о вещах далеких и чуждых и современному Парижу, и всему современному миру. Звонарь -- религиозный энтуз
и
аст, он последователь Иоахима из
Флориды, средневекового пророка Вечного Евангелия и Третьего Закона Духа. "Если третье царство -- всего лишь иллюзия, какое тогда утешение остается христианам перед лицом всеобщего смятения в этом мире, который только заповеданное Спасителем милосердие не позволяет нам ненавидеть?" -- "Существуют три царства, царство Ветхого Завета, Отца, царство страха. Потом царство Нового Завета, Сына, царство искупления. И третье -- Евангелия от Иоанна, царство Святого Духа, которое будет царством любви и окончательного освобождения людей. Таковы прошлое, настоящее и будущее. Зима, весна и лето. Первое, по Иоахиму Флорскому, образовало ростки, второе -- кол
о
сья, третье даст зерна. Два лица Святой Троицы проявили себя, теперь, по л
о
гике вещей, дело за третьим". -- "Третье царство, -- замечает Дюрталь, возвещ
а
ют и слова "Отче наш" -- "да приидет царствие Твое!"" Звонарь говорит, что действие Параклета должно очистить не только дух, но и тело. "Значит, будет рай на земле?" -- "Да, царство свободы, добра, любви". -- "Следует различать приход Параклета и победоносное возвращение Христа. Одно предшествует друг
о
му. Надо сначала воссоздать общество, освятить его третьей ипостасью, Люб
о
вью, чтобы Христос явился, как и обещал, с небес и царствовал над людьми, преобразованными по Его подобию". Что же будет с Папой? "История со времени первого явления Мессии делится, как известно, на два периода: период, наход
я
щийся под знаком искупительной жертвы Христа, -- в это время мы и живем -- и период грядущей славы Христовой, когда Спаситель, омытый от скверны поношения людского, явится преображенным, в неисповедимом сиянии своей божественной сущности. Ну так вот! У каждой из этих эпох -- свой Папа. Священное Писание <...> возвещает о двух первосвященниках... дух Петров живет в его преемниках. Он и будет жить в них, в большей или меньшей степени, до ожидаемого сошествия Святого Духа. А тогда уже Иоанн, как бы ждавший своего часа, если верить Евангелию, начнет свое правление Любви и пребудет в душах новых Пап". -- "З
а
чем вообще нужен Папа, когда Христос явится в видимом образе?" -- "В день, к
о
гда в сияющем ореоле восславится Христос, римский понтификат
упразднится". -- "Если признать, что скверна нашей жизни преходяща, уничтожить ее может лишь божественное вмешательство, социализму и прочим бредням озлобленных невежес
т
венных рабочих не изменить природу людей, не преобразовать народы. Такая з
а
дача -- выше человеческих сил!" Но Дюрталь не заражается религиозным энтузиа
з
мом иоаннитов. "На что же вы надеетесь, если не верите в Христово пришес
т
вие?" -- "Да ни на что". -- "Тогда остается вас только пожалеть. Неужели вы не верите, что будущее будет лучше настоящего?" -- "Я верю, увы, лишь в то, что одряхлевшее, выродившееся вконец небо бессильно сползет на истощенную, немо
щ
ную землю!" Дюрталю предстоял еще долгий путь, о котором рассказано в
"En route", "Cath
e
drale"
и других романах Гюисманса. А когда он пристал к христианскому берегу, он так устал, так был бессилен, что не до новых идей ему было, не до Третьего Завета. Религиозного энтузиазма нельзя ждать от Г
ю
исманса, с трудом несет он муку жизни.
"En route"
-- самая интересная книга Гюисманса, в ней описывается его о
б
ращение в католичество. Тут чрезвычайно тонкая психология двойственности, вечное колебание веры и сомнения, утонченная смесь декадентства с католичес
т
вом. Дюрталь ходит в церковь, плененный красотой католического культа. У Дю
р
таля-Гюисманса преобладает литургический интерес к католической религии. Н
и
кто еще не проникал так в литургические красоты католичества, не истолковывал так готики. Одно это делает Гюисманса большим писателем. Шатобриан пытался дать эстетическую апологию католичества. Но Гюисманс выше его как исследов
а
тель католической эстетики. Он вошел в Церковь через искусство и красоту. Для него в жизни остались только красота и искусство, все остальное постылело ему. Но та культура, которая убивает католичество, убивает также красоту и искусство. Католическая культура создала великие храмы, великий культ, вел
и
кую эстетику и мистику, великие книги. Обращение в католичество не может быть отречением от красоты, католичество есть оправдание красоты. Гюисманс не был еще католиком, когда уже зачитывался христианскими мистиками, любил храмы и культ, он давно уже любил католическую культуру. Что же он терял от перехода в католичество? Терял жен
щин, но женщины дают ему лишь муку. Правда, от муки этой не так легко отказаться. Дюрталь не в силах сам справиться с религиозн
ы
ми противоречиями своей больной души, он ищет духовного водительства. Он р
е
шается идти к католическому аббату и ему поверить свои мучения. Он хочет жить под духовным руководительством. Дюрталь-Гюисманс жаждет снять с себя бремя свободы, отречься от своей воли, отдаться водительству. Католичество идет н
а
встречу таким душам, помогает им, притягивает их к себе. Для Дюрталя-Гюисманса христианская религиозная жизнь не есть повышение волевой активн
о
сти, снятие ответственности. Католичество сильно и властно, оно давит слабых и безвольных. Гюисманс женственно отдается католичеству. Он делает последнее усилие воли отказаться от своего прошлого и поверить, а после этого изнемог
а
ет, волевая активность в нем замирает. Для Гюисманса христианство не столько религия свободы, сколько религия, освобождающая от свободы. Свобода измучила его в декадентстве, в католичестве он от нее отказывается. Подлинной свободы по безволию своему он не знает. В психологии Гюисманса открывается тайная связь декадентства и католичества, общий им упадок воли. Но в католичестве есть и другая сторона, сторона могучей воли и власти, руководящая безволием и бессилием. Католическая мистика и католический культ -- чувственны, чувственны прежде всего, в них есть сладость и истома, что-то влекущее и обезволивающее. Гюисманс чувственно принял католичество, соблазнился и пленился им, вол
евая же религиозная активность осталась в нем слабой. Православие труднее было бы так принять. Религиозная мистика и эстетика неизбежно имеют чувственную ст
о
рону, но в здоровой религиозной жизни она сочетается со стороной волевой и мужественной, со свободной ответственностью. Избыток принуждающей воли и вл
а
сти в католической иерархии имеет обратной своей стороной избыток чувственн
о
сти и пассивности в католическом культе и в мистике подчиненных и пасомых. Это особенно чувствуется в судьбе Гюисманса.
Дюрталь еще не верил и не обратился, когда говорил уже: "Меня захватило католичество, я опьянен его атмосферой ладана и воска, я блуждаю вокруг него, тронутый до слез его
молитвами, плененный до глубины души его псалмами и п
е
нием. Я чувствую отвращение к своей жизни, к самому себе, но отсюда далеко еще до рождения к новой жизни". Дюрталь любит старое, средневековое католич
е
ство и боится, что в католичестве современном не найдет он уже чарующей ми
с
тики и красоты. Его мучит то, что "католицизм современный далек от мистики, потому что религия католическая настолько же низменна, насколько мистика в
ы
сока". Беспокоит его, что католическое духовенство не поймет его: "Они отв
е
тят мне, что мистика была интересна в Средние века, что она находится в пр
о
тиворечии с современностью. Они подумают, что я сумасшедший, будут убеждать меня делать как все, мыслить как все".
Дюрталя тянет в монастырь, настоящий монастырь, который перенес бы его в атмосферу Средневековья. Его духовный руководитель советует ему поехать в монастырь траппистов, в котором сохранилась еще атмосфера католической свят
о
сти. Описание этого монастыря в
"En route"
-- чарующе прекрасно, это классич
е
ские страницы, которые читаются с трепетом. Дни, проведенные Дюрталем в мон
а
стыре траппистов, пережитая им борьба, из которой он выходит настоящим кат
о
ликом, -- все это так важно и ценно для религиозной психологии. Многие религ
и
озные искатели нашей эпохи почувствуют в монастырских днях Дюрталя родное с
е
бе и близкое. Дюрталь думал найти в монастыре полный покой, а оказалось, что "именно монастыри обуреваемы темными силами; там ускользают от них души, и они во что бы то ни стало хотят их покорить себе. Нет на земле места, которое так охотно посещалось бы темными силами, как келия; никто не мучится так, как монах". И все же, когда Дюрталь возвращается в опостылевший и далекий Париж, он вспоминает о днях, проведенных в монастыре траппистов, как о пережитой р
а
дости; все парижское вызывает в нем отвращение. Там, у траппистов, была такая сгущенная мистическая атмосфера, чистая и прекрасная.
"En route"
заканчивае
т
ся словами: "Если бы, -- говорит Гюисманс, думая о писателях, которых ему трудно будет не увидеть, -- если бы они знали, насколько они ниже последнего из послушников, если бы они могли вообразить себе, насколько божественное опьянение свинопасов
траппистов мне интереснее и ближе всех их разговоров и книг! О Господи! Жить, жить под тенью молитв смиренного Симеона!" Симеон -- это траппист, который потряс душу Дюрталя своей святостью. Обращение Гюисма
н
са было настоящим подвигом. Он проделал страшную, трогающую нас до глубины души работу.
В
"La Cath
e
drale"
отражается психология католического периода, но с ве
ч
ными колебаниями и сомнениями. Дюрталя все более и более тянет в монастырь. Но его удерживает неспособность к подвигу, страх перед усилиями и перед сур
о
вой жизнью. Его чувственно притягивает созерцательная мистика монастыря, но у него нет сил для волевой религиозной активности. Он все договаривается о том, чтобы взять на себя поменьше тяжестей. Разговоры Дюрталя с аббатом имеют двойной интерес: в них дана религиозная психология декадента-католика и в них же дано научное исследование католичества. Ведь
"La Cath
e
drale"
-- замечател
ь
ное ученое исследование готики, католической литургики и мистики. Гюисманс углубляется до исследования тончайшей мистики цветов, животных, красок, воо
б
ще религиозной символики.
"La Cath
e
drale"
-- это книга о католических храмах, культе и символике, она неоценима для тех, кто хочет изучить католичество в тончайших его изгибах. В книге этой можно научиться таким тонкостям мистики католичества, над которыми лишь очень немногие задумывались. Гюисманс делает огромное усилие перенести современного человека в мистическую атмосферу сре
д
невековой символики.
В
"L'Oblat"
описывается дальнейший католический путь Дюрталя. Но книга эта уже менее интересна, многое в ней повторяется, утомляют мелочи католич
е
ской жизни.
"Sainte Lydwine de Shiedam"
-- жизнеописание католической святой печалит своим творческим бессилием, подрезанностью крыльев. Гюисманс хочет реставрировать средневековое католичество с мелочным педантизмом, с духовной робостью. Он упивается болезнями и страданиями святой Людвины, и образ святой выходит у него почти отталкивающим, принижающим, а не вдохновляющим. Характ
е
рен католический срыв святой Людвины: она смотрит на свои страдания как на искупительную жертву,
подобную жертве Христовой. В этой совсем уж католич
е
ской, католической без муки сомнений, книге Гюисманса нет подъема и вдохнов
е
ния. Под конец жизни Гюисманс покорно и смиренно нес непосильную тяжесть св
о
их болезней, и его пленило в святой Людвине это смирение перед болезнями, это мистическое упоение болезнями. В тяготении Гюисманса к средневековому катол
и
честву была мечтательность и подъем, его окрыляло восхищение перед литургич
е
скими красотами и мистическими богатствами еще далекого католичества. Но к
о
гда он вошел в католическую жизнь, сказалось роковое отсутствие творчества, активности и воли в его религиозности. Прошла тревога, и творчество угасло. Все его творчество было лишь повествованием о пережитых муках. Дерзновения воли нет у него, нет религиозного почина. Так же принял католичество и Ве
р
лен: в католических стихах Верлена те же переживания, что и у Гюисманса. Ч
е
рез Гюисманса мы подходим к тайне католичества.
II
У Гюисманса есть индивидуальное религиозное чувство, но нет вселенского религиозного чувства. Его судьба, его мука, его гибель, его трагические пр
о
тиворечия -- вот исключительный предмет его интереса. В христианстве Гюисманса нет отношения к другим людям и к человечеству, нет даже этой проблемы. Есть у него религиозное отношение к предметам, но нет религиозного отношения к л
ю
дям. Его не мучит вопрос о судьбе человечества, о связи своей индивидуальной судьбы с судьбой вселенской. Он никогда не задумывается о социальной стороне той католической религии, которую принимает, никогда не думает о связи кат
о
личества с мировой историей. Гюисманс не выходит из себя, переходит за грани своей индивидуальности лишь в восприятии красоты. Он так до конца и не во
с
принял христианства внутренне, как вселенскую правду. Гюисманс -- очень типи
ч
ный католик, католик даже в декадентский свой период. Но целая половина кат
о
личества его почти не интересует, ему остается чуждым католичество как власть, действующая в мировой истории, полная человеческой активности, в вы
с
шей степени волюнтаристическая. Чувственно-пассивная сторона лишь одна стор
о
на католичества, но она непонятна без другой стороны, властной и активно-волевой. В католичестве индивидуальные души отдаются водительству с сладос
т
ной пассивностью, но в католичестве же есть и водительство душами, устроение вселенского царства. Читая Гюисманса, можно подумать, что католичество есть исключительно религия литургических и мистических красот, религия женстве
н
ная. Но для католичества св. Тереза и Григорий
VII
одинаково характерны. Ми
с
тика католическая -- преимущественно чувственная, в ней много сладострастной истомы. Но власть католичества над историей волевая и мужественная. Мистич
е
ская чувственность и религиозная эстетика есть одно из орудий власти катол
и
ческого царства над миром и душами людей. Католическая Церковь идет навстречу слабым и изнеможенным, тем, которые жаждут отречься от своей воли и сложить с себя ответственность. Но сама Церковь властна, волюнтаристична, она берет на себя ответственность за души пасомых и создает свою свободу. Тут сказывается основное для католичества деление церковного общества на клир и мирян, на п
а
сущих и пасомых, на учащих и учащихся, на активно-водящих и пассивно-ведомых.
Даже в богослужении католическом и таинствах сказывается это деление, отражается эта пропасть. Под двумя видами приобщается лишь клир, мир же прио
б
щается под одним видом, мир отделен от совершения таинства и допускается к Крови Христовой лишь через иерархию учащую и пасущую. В Православной Церкви каждый молящийся участвует в совершении таинства Евхаристии, потому что Церковь есть свободное общение в любви всех верующих. В православии иерархич
е
ский принцип не играет такой роли и не руководит так душами. Православие и есть по преимуществу религия литургическая, в нем меньшее занимает место эл
е
мент дидактический. Католический разрыв церковного общества на две части ск
а
зался еще в том, что мир был лишен Священного Писания как непосредственного источника религиозной жизни и духовенство стало между Евангелием и душами ч
е
ловеческими. Активный
и волевой характер католическрй иерархий связан с па
с
сивным и чувственным характером религиозности мирян. Пассивный и безвластный характер православной иерархии связан внутренне с более активной и волевой религиозностью мирян. Сравните св. Серафима Саровского, величайшее явление мистической святости в православии, со св. Терезой, мистической святостью к
а
толичества. Православная мистика более мужественная и волевая, католическая мистика более женственная и чувственная. В восточно-православной мистике Хр
и
стос принимается внутрь человека, становится основой жизни, в западно-католической мистике Христос остается предметом подражания, объектом влюбле
н
ности, остается вне человека. Подражание страданиям Христовым, вплоть до пр
и
нятия стигматов, есть последнее слово католической мистической чувственности. Сладость страстей Господних, упоение ранами Христовыми -- вот пафос католич
е
ской мистики. На Востоке Христос -- субъект, дан внутри человека, на Западе Христос -- объект, дан вне человека. Восточная мистика, восточное богословие, восточная метафизика выработала идею обожения человеческой природы (Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Григорий Нисский и др.). На Западе человеческая природа остается внебожественной, далекой, лишь устремленной и жаждущей. Идея обожествления человека у Майстера Экхарта и германских мистиков получена с Востока, от Дионисия Ареопагита, развивалась в протесте против католического разобщения человека и Божества и ведет к пантеизму. В католичестве непосре
д
ственное чувство Христа слабее, чем в православии. На Востоке -- мистическая насыщенность, на Западе -- мистический голод. Эта разница сказалась и в арх
и
тектурном стиле храмов. В храме готическом чувствуется вытягивание человека к Божеству, в храме восточно-православном -- распластание человека и схождение Божества. Чувственная мистика св. Терезы и мистика квиетизма -- обратная ст
о
рона властного деспотизма и юридического формализма католической иерархии. Тут есть таинственная связь. Таинственный промысел Божий в истории установил для таинственных целей разделение христианского мира на тип восточно-православный и западно-католический.
Но в разделении этом есть и человеческий грех, и потому воля человеческая должна быть направлена к воссоединению и восполнению. Два типа и два пути одинаково нужны для вселенской полноты религиозной жизни. Без православной насыщенности, обожествляющей изнутри человеческую природу, и без католической устремленности, творящей религиозную культуру, одинаково неосуществимы вс
е
ленские цели Церкви.
Судьба Гюисманса трагична и поучительна. Он пережил новую муку и пришел к тому, что стал жить прошлым, отдался целиком реставрации прошлого. Он слишком католик и недостаточно христианин. В католичестве Гюисманса, как и Вердена, чувствуется дух рафинированной упадочности. Современность знает целый ряд мучеников нового духа. Мучениками были Бодлер и Оскар Уайльд, Ницше и Вейни
н
гер. В мученичестве их что-то приоткрылось. Но Гюисманс вернулся в Церковь и исцелил в ней свои раны. Он особенно имеет для нас значение. Именно на судьбе Гюисманса ясно видно, что религиозное возрождение ныне возможно лишь путем усиления волевой активности и творческого подъема. Господь ждет от вернувши
х
ся к Нему активности и творчества, свободы и дерзновения. В этом скажется высшая покорность Богу, праведное богоборчество, а не злое противление. Уто
н
ченная упадочность предваряет возрождение, но само возрождение идет от сдвига воли, от активного почина.
Из судьбы Гюисманса всего менее можно извлечь утверждение об упадке и гибели католичества. Католичество -- страшная мировая сила, оно и не думает ра
з
лагаться, оно крепко и вечно возрождается. Католическое движение теперь очень сильно, никакие гонения, духовные и материальные, не могут ослабить его, ск
о
рее укрепляют. Католичество гонят во Франции, но там оно -- огромная сила. К
а
толичество приспособляется к современности то в форме модернизма, то в форме социального католицизма, то в форме католического декадентства, то в форме оккультизма и выживает. Скоро, быть может, мы увидим возрождение католической литературы, подобное тому, которое видело начало
XX
в. Это чувствуется уже у Гюисманса, у Вердена, которых интересно сопоставить с христианствующими
р
о
мантиками начала прошлого века
{Все, что было значительного и глубокого во французской литературе второй половины
XIX
в., связано с католичеством. --
Примеч. автора.
}. Символизм есть уже путь к иному, к католическому возрожд
е
нию. Католичество не одолеют и впредь, потому что в истории его жили не-только грехи человеческие, жила в ней и вселенская Церковь Христова. Катол
и
чество остается осью западной истории. Все проходит, все минует, все тлеет, одно католичество остается. Оно вынесло все испытания: и Возрождение, и Р
е
формацию, и все еретические и сектантские движения, и все революции. Чувство вселенскости, которое дает католичество, поражает своей мощью и приводит в трепет даже неверующих. Даже неверующие должны признать, что в этой исключ
и
тельной силе католичества скрывается какая-то тайна, рационально необъясн
и
мая. Католичество должно было бы уже погибнуть, если верить в неотвратимую историческую необходимость и социальную закономерность, в вечное приспособл
е
ние жизни к новым условиям. Сила католичества есть иррациональный остаток для всякого рационального объяснения истории.
XVIII
в., полный рационалистическ
о
го пыла, не раздавил ненавистного ему чудовища, а в
XIX
в. оно вновь под н
я
лось и возродилось к новой жизни. Папа Лев
XIII
многими головами выше Пап предшествующих эпох. То, что представляется рационалистам и позитивистам о
с
татком Средневековья, могущественно и славно и в веке
XX
.
В лоно католичества возвращается ряд людей нового духа. Католичество по-прежнему притягивает св
о
ей красотой и мощью. Оно кровно связано с культурой, с мировыми историческими традициями. Католический модернизм говорит лишь о внутреннем кризисе, но не о крахе.
Великая европейская культура -- католическая культура. Говорю о культуре, а не об американской цивилизации. Величайшие культурные памятники связаны с католичеством. Принято думать, что католичество всегда было против культурн
о
го прогресса, и есть основания это думать. Ведь католичество, говорят, сожгло Джиордано Бруно, замучило Галилея и совершило много других преступлений. Но то же католичество было очагом культуры и творчества, с ним связана такая красота культуры, что не сравнится с ней ничто, рожденное в недрах антирел
и
гиозного движения, имевшее менее благородное происхождение. Ведь всякая кул
ь
тура связана с культом, в культе даны уже богатства и ценности культурного творчества. Вот почему обычные разговоры об исключительной аскетичности кат
о
личества и вообще христианства имеют относительное значение и применимость. Католичество в истории было культурным богатством, а не аскетической бедн
о
стью. В истоках, корнях своих европейская культура -- религиозная и христиа
н
ская, или языко-христианская. И искусство, и философия, и общественность з
а
родились в лоне Католической Церкви. Языческая культура вошла в католичество. Католическое Средневековье было эпохой культурной и творческой, эпохой бог
а
той, полной высшего томления. Оскопление, культурное обеднение, ослабление творчества и убиение красоты связаны с рационалистической, рассудочной, ант
и
религиозной культурой. Революционный социализм и анархизм гораздо враждебнее культуре, творчеству и красоте, гораздо аскетичнее, беднее, чем католичество. Католичество вдохновляла объективная, сверхчеловеческая цель и ценность; пр
е
красные храмы, статуи и картины, богатый культ и культуру ставило оно выше счастья человеческого, пользы людской. Вот чего не понимает и не принимает современный гуманизм. Гуманистический социализм -- потребителей и распредел
и
телен и потому принижает культуру объективных ценностей. В основе обедненной, оскопленной, аскетической культуры лежит мотив рационалистического иконобо
р
ства, вражда к мистической символике культа, переходящая и на всю культуру. Вся природа Гюисманса противилась рационалистическому иконоборству, была за мистическую символику, и то была католическая и культурная природа. Рацион
а
листический дух, убивающий мистику и символику христианства, создает культуру обедненную, оскопленную, иссушенную, аскетическую в дурном смысле этого сл
о
ва. Богатая культура, культура красивая и творческая связана кровно с христ
и
анской мистикой и символикой, с культом, с тем духом, который создал икону, зажег перед ней лампаду и воскурил ладан.
Борьба рационалистического духа с иконой, лампадой и ладаном роковым образом превращается в борьбу с культурой, с культурной символикой, с мистич
е
скими истоками культуры.
Рационализм подрезывает корни культуры и творчества
{Великая германская культура -- детище протестантской мистики, а не протестантского рационализма. А такие явления германской культуры, как Гете и Новалис, Фр. Баадер и Ше
л
линг, Шопенгауэр и Р. Вагнер, вообще с протестантизмом имеют мало общего. --
Примеч. автора.
}. И с иконоборческим духом должно бороться не только во имя веры, но и во имя культуры, не только во имя религиозной мистики, но и во имя культурной символики. Вне вселенской Церкви нет культуры, нет таинственной ее преемственности. Литургические красоты Церкви, католической и православной, должны были бы убедить в той истине, что между христианской религией и кул
ь
турой существует не антагонизм и противоречие, как теперь любят говорить, а глубокая связь и причинно-творческое соотношение. Св. Франциск Ассизский -- христианская религия, аскетическая святость, но св. Франциск Ассизский и культура, мировая культура и красота, от него пошло раннее итальянское Возр
о
ждение. Никто ведь не осмелится утверждать, что современный вокзал -- культ
у
ра, а старый храм -- не культура.
Культура в своем цветении всегда символична, полна знаками иного, поту
с
тороннего, она зарождается в храме и из храма идет в мир. Это ведь самая по
д
линная историческая правда, просто факт, которого нельзя отрицать. Вот почему исследования Гюисманса о литургике, о готике, о религиозной символике связаны с самым существом культуры, в них чувствуется дух великой, не измельчавшей и не оскопленной культуры. Мечта о великой культуре, о всенародной органической культуре, есть неизбежно мечта о культуре сакраментальной, символической, по истокам своим мистической. С этим связана и мечта о синтетическом всенародном искусстве, мечта Вагнера, Малларме, Рескина, Вл. Соловьева, Вяч. Иванова. В
е
ликая всенародная культура есть прежде всего великий всенародный культ, вс
е
народный храм, в котором и из которого все творится. Сам Гюисманс был так замкнут в своей пассивной индивидуальной чувственности, так был обессилен, что не лелеял этой мечты.
Он
ничего
не
говорит
о
всенародном
возрождении,
требующем воли, активности и творчества.
В писаниях Гюисманса ясно видно и величие католичества, вся его красота и притягательность, и слабость католичества, все его недостатки и уродства. Предоставленное себе католичество так же мало способно преодолеть злое в себе, как и предоставленное себе православие. Лучшие люди стремились к восст
а
новлению единства вселенской Церкви и несли в себе чувство все-ленскости. Есть великая религиозная тайна и святыня, которые хранятся в чистоте прав
о
славным Востоком, но есть не менее великая религиозная сила, которая действ
у
ет на католическом Западе.
Взаимное восполнение восточных и западных начал, любовное слияние в ед
и
ной правде должно привести к более высокому, вселенскому типу религиозной жизни. Я говорю не только о том, что официально находится в пределах церко
в
ной ограды западной и восточной, но и о том, что по видимости находится вне этой ограды. Воссоединение восточной и западной религиозности должно начаться не с соглашения официальных церковных правительств, а с взаимного устремления религиозных типов и духовных культур.
Западные декаденты вроде Гюисманса, да и все западные романтики, родились на почве католичества, проникнуты католическим духом. Кризис французского декадентства был бегством к католичеству (Бодлер, Верлен, Гюисманс). Так и романтики начала тоска и томление, рожденные на почве католичества и католич
е
ством не утоленные. Католическое возрождение проходит через романтику и дек
а
дентство. Православие не порождает из себя романтики и с трудом соприкасается с декадентством или сатанизмом. На православном Востоке есть, конечно, и р
о
мантики, и декаденты, но они внеправославного происхождения, на Западе же -- происхождения католического.
Православно-восточная мистика пронизывает человеческую природу природой божественной, как бы обожествляет ее изнутри, насыщает. Читайте св. Макария Египетского, этого нежного, полного любви восточного мистика, в самой глубине его существа вы найдете божественное. Это один тип. Католическая мистика по
л
на томлениями по божественному, оставляет божественное вне человека как пре
д
мет подражания и страстного влечения. Отсюда -- подражание страстям Господним, стигматы и проч. Этот тип мистического опыта дан уже
у блаженного Августина, который разговаривает с Богом, как страстный любовник, и для которого божес
т
венное -- объект, а не основа.
В католичестве было томление по чаше св. Грааля с каплей Крови Христовой: мир католический ведь был лишен приобщения Крови Христовой. Отсюда романтич
е
ское томление. В восточной мистике -- насыщенность. На Западе, в католичестве, сильнее творчество, в этом великая правда Запада. Тень сатанизма вечно тяне
т
ся за католичеством потому, что католичество обожествляет человеческую прир
о
ду не внутренним насыщением, а страстным, воспаленным устремлением вверх. В православии нет этой тени сатанизма, в нем дан путь обожествления человеч
е
ской природы изнутри. Но обожествление это совершается в жизни святых, в св
я
тыне Церкви, в старчестве, оно не переносится на путь истории, в обществе
н
ность, не связано с волей и властью. В католичестве нет подлинного, изнутри идущего обожествления человеческой природы, но есть обожествление человека извне в папизме. Этим исторически объясняется самообожествление человека в гуманизме. Преодоление католического обожествления Папы и гуманистического обожествления человека на Западе, раскрытие творческой религиозной активн
о
сти, потенциально заложенной в восточном православии, должно привести к по
д
линному в исторической жизни человечества. Абсолютная святыня Православной Церкви, святыня св. Максима Исповедника, св. Макария Египетского и св. Сер
а
фима Саровского, став динамической силой всемирной истории и всемирной кул
ь
туры, приведет к сакраментальному завершению истории, к богочеловеческому и
с
ходу из трагических противоречий нашего бытия. Западная католическая культура с ее томлением и устремлением вверх имеет свою творческую миссию, но на почве восточно-православной мистики легче рождается сознание апокалиптическое, так как Церковь православная не претендовала быть, подобно католической, уже осуществленным Градом Божьим на земле. Тогда начнется великое и всемирное религиозное возрождение, по которому томятся многие в наши дни. Томился и Гюи
с
манс -- мученик декадентства, пустынножитель утонченной Фиваиды.
Оставить комментарий
Бердяев Николай Александрович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1910
Обновлено: 04/01/2014. 69k.
Статистика.
Статья
:
Критика
,
Философия
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.