"Целью моей при составлении этой книги, -- говорит автор, -- было дать краткий и простой очерк методов и наиболее важных результатов экспериментальной философии". Нельзя не признать, что автор выполнил свою задачу вполне удачно. На сравнительно небольшом пространстве автор сжато, но полно излагает важнейшие результаты современной экспериментальной психологии, насколько она, разумеется, поддается изложению в элементарной и доступной форме.
Надо заметить, что для оценки значения экспериментальной психологии необходима предварительная подготовка, во-первых, по физике и философии, а затем, по т[ак] называемой] "общей психологии". Под этой последней понимается та психология, которая разбирает основные принципы психологии, такие вопросы, как, напр[имер], вопрос о методе психологии, об отношении психологии к другим наукам, об отношении психических явлений к физическим и т. п. Только тогда для читателя огромный материал современной экспериментальной психологии, часто представляющейся в сыром и необобщенном виде, может получить должное освещение.
Хотя автор и имел в виду только экспериментальную психологию, но он излагает её так, что читатель видит их связь с общей психологией. С другой стороны, хотя по заявлению автора, "книга его, как это неизбежно делает всякая психология, пред[по]лагает известное количество познаний по физики и физиологии, но он свел количество этих познаний до минимума".
Весьма часто у нас, в России, при слове экспериментальная психология многие думают, что это есть тот вид психологии, который единственно заслуживает внимания, что всякая другая психология должна быть признана не научной и не заслуживающей внимания. В книге Тиченера читатель может узнать, что на самом деле экспериментальная психология есть часть общей психологии, и именно та, которая занимается исследованием явлений, доступных экспериментальному исследованию, а таких явлений сравнительно немного.
Хотя автор считает психологию отраслью философии наряду с онтологией, этикой и т. д., но в своем изложении он той части психологии, которая граничит с философией, уделяет очень мало места (всего семь стр.); это он объясняет своим желанием отдать метафизике то, что ей принадлежит. Между тем следует заметить, что многие в настоящее время требуют полной эмансипации психологии от философии, подобно тому, как физика давным-давно эмансипировалась от неё. В этом отношении Тиченер значительно умереннее, чем многие сторонники экспериментальной психологии.
Книгу Тиченера можно рекомендовать тем, кто желает в доступной форме ознакомиться с современной экспериментальной психологией.
("Мир Божий", 1899, No 6, июнь, с. 90-91; без подписи)