Бердяев Николай Александрович
Болин. Спиноза

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод под ред. П. Струве. Изд. Поповой. 1899.


Николай Александрович БЕРДЯЕВ

БОЛИН. СПИНОЗА

Перевод под ред. П. Струве. Изд. Поповой. 1899

   Спиноза принадлежит к числу таких мыслителей, которые привлекают наибольшее внимание в настоящее время. Это объясняется тем, что современное мировоззрение содержит такие элементы мировоззрения Спинозы, как механическое толкование явлений природы, монистическое учение о душе и т. п.
   У современников Спиноза пользовался малой известностью и почти целое столетие его никто не читал, главным образом потому, что за ним сложилась репутация атеиста. Возрождению учения Спинозы способствовали немецкие поэты Лессинг, Гете, Шиллер, которых привлекал его пантеизм. Но в особенности его начинают ценить со времени Фихте, Шеллинга, Гегеля, которые усвоили себе его монизм. По словам Гегеля, напр[имер], "сделаться "спинозистом" есть начало всякого философствования: необходимо окунуть душу в эфир единой субстанции, в которой растворено все, что до сих пор считалось за истину" [741]. Шопенгауэр также подчеркивал связь своей системы с учением Спинозы. Эти обстоятельства имели решающее влияние на упрочение монистического воззрения в современной философии.
   Декарт, признав различие между духовной и материальной субстанцией, никак не мог объяснить взаимодействие между ними, фактически существующее; не могли это сделать и ученики его. Спиноза, соглашаясь с Декартом в том, что между физическим и психическим существует коренное различие, не был согласен с ним в том, что для объяснения всего существующего необходимо признавать всего две субстанции: духовную и материальную, а думал, что для этого достаточно признать одну субстанцию. По его мнению, эта субстанция, недоступная непосредственному человеческому познанию, открывается человеческому уму в форме атрибутов, из которых для человеческого ума доступно только два, именно мышление и протяженность, которые являются обнаружением одной и той же субстанции.
   По учению Спинозы, дух и материя -- одно и то же, рассматриваемое с двух различных точек зрения. Это учение, называемое в последнее время психофизическим монизмом, параллелизмом, а также нео-спинозизмом, является в настоящее время господствующим. Оно является привлекательным потому, что признает одинаково как права психического, так и физического. Кроме того, при этой точке зрения, отрицающей взаимодействие между физическим и психическим, остается нетронутым механическое толкование жизненных явлений.
   Для общего философского мировоззрения учение Спинозы оказало следующую] услугу. В текущем столетии замечается тенденция строить идеалистическое мировоззрение на эмпирических началах. В этом отношении психологический параллелизм, кажется, наилучше отвечает современным требованиям. Если провести параллелизм до конца, то следует признать [душу] не только человека и животных, но также и растений и всего неорганического мира. Тогда окажется, что все существующее одушевлено, а так как психическое составляет только внутреннюю сторону того, внешнюю сторону чего составляет психическое, и так как психическое представляет действительность так, как она есть сама по себе, то можно сказать, что самая важная сторона действительности есть духовная. Таким образом, духовное начало выражает собою сущность действительности. Задачей мировой жизни является развитие духовной стороны, созидание духовных благ и т. п. Одним словом, на эмпирических началах воздвигается идеалистическое мировоззрение. К этому сводится в существенных чертах мировоззрение некоторых выдающихся современных мыслителей, как Паульсен, Вундт и др. Пантеистическим в духе Спинозы является и учение Г. Спенсера. Таково несомненное влияние Спинозы на современное мировоззрение. Поэтому ознакомление с учением Спинозы не лишено важности для всякого образованного человека. Небольшая книга Волина может в этом отношении явиться хорошим пособием. К числу несомненных достоинств книги относится ясное, доступное изложение и тщательно составленный перевод.

("Мир Божий", 1899, No 9, сентябрь, с. 93-94; без подписи)

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru