Бердяев Николай Александрович
Генри Джордж. Синтетическая философия Герберта Спенсера. Критический очерк

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Николай Александрович БЕРДЯЕВ

ГЕНРИ ДЖОРДЖ. СИНТЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕРБЕРТА СПЕНСЕРА. Критический очерк.

Пер. С. Д. Николаева. Москва. 1900. Стр. 36. Ц. 20 к.

   "Критический очерк" Генри Джорджа, вопреки своему заглавию, не является критическим очерком в точном значении этого слова, т. е. разбором философии Спенсера путем анализа основных её положений и формул. Вместо такого разбора Генри Джордж, изложив в общих чертах философскую систему Спенсера, только противопоставляет точке зрения опровергаемого им философа свою собственную. Сущность точки зрения Г. Джорджа сводится к тому, что эволюцию нельзя объяснить и понять как результат ряда причинных соотношений между материальными явлениями, а необходимо предположить участие духа, действующего по определенному плану и осуществляющего известную цель. Для доказательства своей мысли автор прибегает главным образом к аналогии между мировым процессом и деятельностью человека. Не претендуя на особенную оригинальность и самостоятельность своей точки зрения, он однако критикует Спенсера с таким видом, как будто бы тот просмотрел чрезвычайно простую, ясную и само собой очевидную мысль, подсказываемую здравым рассудком. В этой манере опираться на требования здравого рассудка обнаруживаются характерные признаки самоучки, каковым Г. Джордж является в философии. Люди, мало знакомые с историческим развитием философской мысли, часто хотят решать основные философские проблемы современности своим "веским словом", не подозревая того, что в бесконечном разнообразии мотивов человеческого мышления, проявившемся в истории, их точка зрения уже давно была гораздо глубже и разностороннее развита и обоснована, чтобы затем, однако, как неудовлетворяющая более широким запросам, быть совершенно оставленной. То же надо сказать о точке зрения Г. Джорджа. Его мысль наиболее полно и законченно была использована еще Аристотелем. Все свое миропонимание Аристотель построил тоже по аналогии с деятельностью человека.
   Ввиду этой крайней поверхностности философских взглядов Г. Джорджа, было бы очень нежелательно, чтобы знакомство с критическим очерком Г. Джорджа вело к замене спенсеровской точки зрения точкой зрения автора, так как даже при несогласии со взглядами Спенсера надо признать, что его философия глубже, продуманнее и более согласована с современным уровнем знаний. Как простое сопоставление двух точек зрения, недостаточно наталкивающее на критическое отношение к обеим, очерк Г. Джорджа имеет тоже мало значения. Поэтому переводчик оказал плохую услугу автору, вырвав для перевода одну главу из более обширного сочинения, посвященного разбору мнений Спенсера по земельному вопросу. Если Г. Джордж в своем сочинении сумел доказать, "что люди должны заботиться не о результатах, а о принципах" (с. 6), и, положив в основу его "идеи неизменного различия между правдой и неправдой, справедливостью и несправедливостью" (с. 8), всесторонне исследовал вопрос: "может ли быть найдено в этой философии (Спенсера) какое-либо основание для нравственных понятий того или другого рода" (с. 31) (что, по-видимому, являлось главной целью его), то естественно было бы отнестись снисходительнее к промахам теоретического мышления в главе, имеющей второстепенное значение для книги в её целом.

("Мир Божий", 1901, No 2, февраль, с. 94-95; подпись: Б. К-ский)

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru