БЕНУА Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург -- 9.2.1960, Париж], художник, худож. критик, искусствовед, мемуарист. Из семьи (франко-итал. происхождения), богатой артистич. талантами, сын архитектора Н. Л. Бенуа. Окончил г-зию К. И. Мая (1885--90), юрид. ф-т Петерб. ун-та (1890--94). В 1897, находясь в Париже (одна из его многочисл. поездок в Европу), написал серию акварелей "Последние прогулки Людовика XIV", создавшую ему репутацию "певца Версаля и Людовиков". С 1899 Б.-- идейный вдохновитель объединения "Мир искусства". Неутомимый пропагандист зап.-европ. иск-ва, Б. вместе с тем стремился сохранить от "вандализма" памятники рус. культуры: создал и редактировал (1901--03) ж. "Худож. сокровища России". Признанный арбитр худож. вкуса, Б. вел летопись худож. культуры в ж-лах "Мир иск-ва" (1899--1904; с 1904 ред., совм. с С. П. Дягилевым), "Старые годы" (1907--13), "Моск. еженедельник" (1907--08), в газ. "Слово" (1904--07) и "Речь" (1908--17); до конца жизни опубл. св. 700 худож.-критич. статей (собраны частично в изд. 1968). Нек-рые из них, где художник высказывал свои взгляды на судьбы иск-ва, становились фактом лит. жизни (см., напр.: МИ, 1901, No 11--12, 1902, No 11 и "Ответ Д. В. Философову" -- ЗР, 1908, No 3--4); в последней, анализируя совр. культурную ситуацию, Б. обозначил истоки застойных явлений в иск-ве: идейное эпигонство, дилетантизм и мертвящий академизм. В острополемич. ст. "Худож. ереси" (ЗР, 1906, No 2) Б. резко критиковал индивидуализм в совр. иск-ве, утверждая, что "культ красивого принципа крайней свободы личности" (с. 80) неизбежно сопровождается презрением к традиции, канону, школе, ведет к разброду в иск-ве и общему разъединению. Защищая принцип свободного творчества, Б. выступал и против подчинения иск-ва религ.-проповеднич. миссии в ее "неохристианском" варианте ("Письмо художника А. Б. к Д. С. Мережковскому", НП, 1903, No 2; см. также -- МИ, 1901, No 6). В 1912--16 Б. помещал в газ. "Речь" статьи, направленные против новейших течений в иск-ве (футуристов, кубистов, "беспредметников"); мн. фельетоны в "Речи" вызывали негативную реакцию современников (см., напр.: Фальк Р. Р., Беседы об иск-ве, М., 1981, с. 67). В кон. 1909 Б. в числе др. художников вышел из ж. "Золотое руно" (в знак протеста против издат. политики П. П. Рябушинского).
В 1901--17 были опубл. искус-ствоведч. книги Б., высоко оцененные рус. и европ. общественностью: "История живописи в XIX в." (СПб., 1902), "История живописи всех времен и народов"(т. 1--4, СПб., 1912--17) и др. В 1923 Б. закончил иллюстрации к "Медному всаднику" (первые опыты относятся еще к 1904 -- МИ, No 1) -- одно из высших достижений рус. книжной графики, повлиявшие на восприятие пушкинского текста в 20 в.
В 1909--11 в Рус. сезонах в Париже Б. выступил как художник и фактич. соавтор творч. начинаний балетмейстера M. M. Фокина и композитора И.Ф. Стравинского. В 1912--15 зав. худож. частью, вместе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко входил в руководство МХТ. В 1917 -- 18 вместе с М. Горьким, Н. К. Рерихом и др. боролся за сохранение памятников иск-ва. С 1918 художник и режиссер в бывшем Мариинском и Большом драм, т-рах. С 1926 жил в Париже. Оформлял спектакли в "Гранд-Опера", "Ла Скала" и др. т-рах Европы и Америки.
Впервые обратившись к мемуаристике в 1915 в "Худож. письмах" (газ. "Речь") и затем в 1924 в кн. "Возникновение "Мира искусства"" (Л., 1928), Б. в парижский период жизни создал свое гл. мемуарное произв. "Мои воспоминания" [опубл.: кн. 1--5, М., 1980, есть ук.; послесл. Г. Ю. Стернина; вкл. частично опубл. прежде: "Воспоминания о балете" (1939), "Жизнь художника" (т. 1--2, Нью-Йорк, 1955), "MИmoires" (v. 1--2, L., 1960--64)]. Мемуары, охватывающие период с раннего детства до 1909, имеют двоякую ценность: ист.-культурную -- как источник для изучения духовной атмосферы, умонастроений и бытовых реалий эпохи рубежа веков, и эстетическую -- как худож. "восстановление" прошлого.
Передавая атмосферу худож. исканий, прежде всего "мирискусников", Б. представляет целую галерею -- от беглых зарисовок до целостных портретов -- художников, деятелей театр., муз. и балетного иск-ва (в т. ч. друзей юности Б.-- К. А. Сомова, Философова, В. Ф. Нувеля, Л. С. Бакста, Дягилева), коллекционеров, изв. чиновников, членов царской фамилии (внимание Б. к последним -- результат "эсте-тич. монархизма" художника, в целом разделявшего либер. взгляды эпохи); литераторы (В. В. Розанов, Ф. Сологуб, А. М. Ремизов, К. Д. Бальмонт, Р.-М. Рильке и мн. др.) показаны вне творч. атмосферы; Б. избегает лит. оценок и к.-л. рассуждений на лит. темы. Значит, место в восп. занимают портреты многочисл. семейного "клана Бенуа", отмеченные пристальным любовно-поэтизирующим вниманием мемуариста.
Лит. значение мемуаров Б. во многом определяется такими особенностями его человеческого и художнич. видения, как любовь к прошлому ("пассеизм" -- черта, свойственная и Б.-художнику), способность извлекать эстетич. впечатление из каждой "встречи" -- с человеком, событием, страной, пейзажем (описания Петербурга, Павловска, Петергофа принадлежат к лучшим страницам книги), бескорыстная страсть к "учительству", готовность к творч. сопереживанию. Вместе с тем образ автора при всей, казалось бы, исчерпанности не покрывает целостного "объема" личности Б.; в отличие от мемуаров проф. литераторов из восп. Б. изъята рефлексия самосознания, вследствие чего они не стали, как можно было бы ожидать, мировоззренч. комментарием к "тайне" творчества "мирискусников" и самого Б.
Изд.: Александр Бенуа размышляет, М., 1968 (статьи, письма, высказывания; вступ. ст. И. Зильберштейна и А. Савинова); Мои встречи с И.С.Тургеневым.-- "Прометей", т. 8, М., 1971.
Лит.: Эрнст С., А. Бенуа, П., 1921; Перцов П., Лит. восп., М.-- Л., 1933, с. 272--308; Белый А., Между двух революций, Л., 1934, с. 177 -- 80; Остроумова-Лебедева А. П., Автобиогр. записки, М., 1935 (ук.); Грабарь И. Э., Моя жизнь, М.-- Л., 1937 (ук.); Муратова К. Д., М. Горький в борьбе за развитие сов. лит-ры, М.-- Л., 1958, с. 22--44; Эткинд М., А. Н. Бенуа, Л.--М., 1965 (библ.); Лавров А. В., Архив П. П. Перцова. Ежегодник РО ПД. 1973, Л., 1976; Азадовский К. М., Р.-М. Рильке и А. Н. Бенуа. Переписка 1900--1902.-- В кн.: Памятники культуры. 1976, М., 1977; Лит. процесс и журналистика (2; ст. И. В. Корецкой и ук.); С. Дягилев и рус. иск-во, т. 1--2, М., 1982 (ук.); Осповат А. Л., Тименчик Р. Д., "Печальну повесть сохранить...", М., 1985, с. 194--280. + БСЭ; ТЭ; ИДРДВ; Художники народов СССР. Биобибл. словарь, т. 1, М., 1970.
Архивы: ЦГАЛИ, ф. 938; ГРМ, ф. 137; ГПБ (ук., в. I--IV).
Н. И. Осьмакова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989