БЕНАВЕНТЕХасинто [Jacinto Benavente, 1866-] -- современный испанский драматург. В 1922 получил премию Нобеля по лит-ре. Свою лит-ую карьеру начал в 1893 несколькими сборниками стихотворений. В 1894 появилась первая его драма "El hido ajeño". С тех пор Б. написано около 100 драм и комедий, из к-рых многие, в особенности комедия "Los intereses creados" (Игра интересов, 1909), переведены на ряд иностранных языков, в том числе и на русский.
Драматическое творчество Б. весьма разнообразно. Им написан ряд психологических и социальных драм, комедий характеров и салонных комедий. Несомненное влияние на творчество Б. оказали, с одной стороны, такие драматурги как Скриб (см.) и Ожье (см.), с другой -- Оскар Уайльд (см.), отчасти Стриндберг (см.) и Чехов (см.).
Основная масса драматических произведений Б. проникнута типичными мотивами и упадочными настроениями "конца века", с характерными для него болезненным индивидуализмом, скептицизмом, утонченностью чувств и переживаний и пессимистической иронией. Полнее всего эти черты творчества Б. сказались в цикле его драм и комедий из быта современной испанской аристократии, как напр. "Gente conocida" [1896], "La comida de las fieras" [1898], "Campo de armiño" [1916], где преобладают мотивы, знакомые нам по чеховскому "Вишневому саду". Кроме того Б. в ряде своих комедий обращается к идеалам добропорядочной буржуазной жизни, противопоставляя их упадку нравов и паразитическому существованию общественных верхушек Испании ("La gata de Angora", 1900, "Rosas de otoño", 1905, "Señora ama", 1908, "La malguerida", 1913).
В ряде комедий Б. разрабатывает тему о материальных интересах как движущих пружинах современной общественной жизни. В уже упомянутой "Игре интересов" автор с большим мастерством применил приемы и традиционные персонажи итальянской комедии масок к изображению характерных общественных типов современности. Значительно слабее во всех отношениях символические и социальные драмы испанского драматурга. В первых -- он пытается противопоставить низким и вульгарным интересам современного буржуазного общества высокие, отвлеченные и весьма туманные идеалы подлинной любви, добра и самоотвержения, во вторых -- следуя этим же идеалам, проповедует мирное, "христианское" разрешение социальных конфликтов.
Библиография:
Адамов Е., Х. Б. и театр в Испании, "Современный мир", 1912, IX, 195-210; XII, 213-234;
Bouilla A., I San Martin, "Ateneo", 1906;
Eguia-Ruiz P. C. D., "Literaturas y literatos", la serie, Madrid, 1914;
Marguina R., El teatro de J. B., "Nosostros", 1922, VI, Buenos Ayres; Starkie Walter, J. B., Oxford, 1924.
К. Державин
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 439--440.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-4392.htm
II.
БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС (Benavente y MartМnez), Хасинто (12.VIII.1866, Мадрид, -- 14.VII.1954, там же) -- исп. драматург и журналист. Сын врача. Был чл. Исп. академии. Получил Нобелевскую премию по лит-ре (1922). Первое произв. "Фантастический театр" ("Teatro fantástico") опубл. в 1892. В 1893 выпустил сб. "Стихи" ("Versos"), в 1894 -- пьесу "Чужое гнездо" ("El nido ajeno"). Руководил (с 1899) журн. "Vida Literaria" ("Литературная жизнь"), позднее -- "Madrid Cómico" ("Мадрид в смешном виде"). Отвергнув господствовавшую в Испании эпигонско-романтич. драматургию, Б.-и-М. создал исп. бурж. драму и стал популярнейшим драматургом бурж. зрителя. Написал св. 150 пьес разных жанров: бытовые, психологич., морально-философские и символич. драмы, пьесы для детского театра и др. Представитель "Поколения 1898 года", Б.-и-М. придерживался реакц. политич. взглядов, подвергая критике нек-рые стороны действительности с позиций аристократич. индивидуализма и пессимизма. Критич. оценка пороков бурж.-аристократич. общества в драмах "Известные люди" ("Gente conocida", 1896), "Пища хищных зверей" ("La comida de las fieras", 1898) и др. сочеталась с презрением к народу и отказом от к.-л. активного действия. Даже в лучших пьесах -- комедии "Игра интересов" ("Los intereses creados", 1907, рус. пер. 1919) и ее продолжении -- "Город веселый и беспечный" ("La ciudad alegre y confiada", 1916), где материальные интересы выступают как движущая пружина политич. борьбы и войны, он ограничивался лишь проповедью морального совершенствования. Те же идеи характерны и для его мелодраматич. морально-философских пьес ("Госпожа хозяйка" -- "Señora ama", 1908, "Несчастная" -- "La malquerida", 1913) и др. После установления франкистского режима Б.-и-М. писал преим. развлекат. комедии: "Вина лежит на тебе" ("La culpa es tuya", 1942), "Дон Хуан явился" ("Ha llegado don Juan", 1952), "Булавка во рту" ("El alfiler en la boca", 1953).
Сочинения:
Соч.: Obras completas, t. 1--9, Madrid, 1947--51.
Литература:
Lázaro A., J. B.; de su vida y de su obra, Madrid, [1925];
Mancini G., Figure del teatro spagnolo contemporaneo, Lucca, [1950];
Sánchez Estevan I., Jacinto B. y su teatro..., Barcelona, 1954.
З. И. Плавскин.
Источник текста:Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 536--537.
Исходный текст здесь: https://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-5363.htm