Белый Андрей
Программа "Вечера Андрея Белого"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

ПРОГРАММА "ВЕЧЕРА АНДРЕЯ БЕЛОГО"

I. Вступительное слово (20--25 мин.)

Тезисы

1. Особенность моей прозы

   Объяснение особенностей моей прозы (она -- интонационна); я не пишу за письменным столом, а на ходу; мои романы -- поэмы, в которых стихотворные строчки ради экономии места не означены; но фразы сочинены так, как лирический поэт сочиняет строчки; ему нужны ноги для отбивания ритма; и даже руки для жестов; меня надо декламировать, а не читать: см. по этому поводу статью В. Маяковского1; он объясняет, как он сочиняет стихи (V-ый том Собрания стихотворений В. Маяковского): кто меня читает глазами, летя по строчкам с быстротой курьерского поезда, а не произносит внутренне слово за словом, соблюдая показанные автором паузы, тот автора не поймет, сломав себе шею о ритм. Исполнение автора -- демонстрация особенностей прозы.
  

2. Почему я так непонятен

   Непонятность моей прозы вытекает из вышесказанного; художественные вещи, где проработано каждое слово, и где каждый знак препинания -- не зря, хотят абстрактно глотать так, как авантюрные романы: огромными дозами; попробуйте скороговоркой отбарабанить "Евгения Онегина"; от эдакого чтения у читателя на лоб полезут глаза.
  

3. Живая книга и живой писатель

   Почему я не пишу за письменным столом, а произношу свои романы, записывая их на клочках бумаги -- в полях, в лесу, на прогулках? Потому что я как бы говорю с читателем с эстрады; я писатель-исполнитель; и держусь мнения, что живая книга будущего -- не книга вовсе, а аудитория, или звуковое кино. Искусство в первые фазы бытия не было замкнуто в формах: оно было синкретично; оно сопровождало трудовые действия; такова фаза искусства в эпоху тезы (примитивная коммуна); сюда мысли Бюхера2 "Работа и ритм" (вышла в русском переводе после Октябрьской революции). В эпоху образования индивидуальных хозяйств и фетишизма производства -- крайним выводом техницизма, механицизма и дифференциации явилась градация форм (распадение живого процесса на формы, и градация каждой формы по видам); это эпоха антитезиса. Она -- кончается; в социалистическом будущем -- не будет всей арматуры жанров; и исчезнет формализм; переродится и книга, может быть, книг в нашем смысле не будет (для искусства); писатель, заключенный в книгу, выйдет из нее. Его роль станет ролью запевалы, ритмизатора трудовых процессов.
   И сейчас под влиянием начала ликвидации капиталистического строя поэту тесно в поэзии; беллетристу -- в романной форме; живой писатель и теперь не может уложить себя на прокрустово ложе книги; он ищет живого читателя, способного ему помочь выйти из книги к массам. Живой читатель, это тот, кто ловит в слове писателя не только отвлеченную мысль, но и звук живого голоса; но живому читателю надо учиться чтению.
  

4. Как писать и как читать

   И писатель, и читатель учатся друг у друга; писатель учится понимать спрос, принимая его из рук в руки; читатель учится умению читать; искусство чтения, лит-грамота, должна быть так же распространена, как и полит-грамота; наряду с мобилизацией научных знаний должны быть мобилизованы и писатели; они должны учить читателей своим станкам (орудиям производства). См: стенограмма моей речи на пленуме Оргкомитета3.
  

5. Меня надо произносить --

   -- вслух, а не читать глазами (тезис -- объяснения не требует).
  

6. Больше слуха

   Технические объяснения о том, что есть слух для звукового восприятия текста.
  

7. Язык и СССР

   Раскрытие тезиса т. Сталина: о том, что жизнь народов СССР интернациональна по содержанию, оставаясь народной по форме; применение этого тезиса к литературе; языки народов СССР должны обменяться всеми языковыми достижениями; пример: украинец Гоголь некогда обогатил русский язык; насколько же возможности к росту языка богаче в условиях культурной революции.
  

Объяснение текста

   1. Отрывки из романа "Маски"; роман вышел в "Гихле" и отдан в распространительный аппарат, пройдя полит-редактуру; содержание отрывков: разложение буржуазии в 1916 г.
   2. Воспоминания о встречах автора с Жоресом4 (будет напечатано в "Новом мире"): объяснений не требуют.
   Этим исчерпывается программа; вряд ли хватит времени прочесть отрывки из "Петербурга" (книга вышла повторным изданием в 1928 году).
   Стихи из "Пепла" (книга вышла повторным изданием в 1929 г.).

Андрей Белый

   Москва 7 февраля 1933 г.
  
   1 Маяковский В. Как делать стихи? -- В кн.: Маяковский В. Собрание сочинений, т. 5. М.--Л., ГИЗ, 1927.
   2 Бюхер Карл. Работа и ритм. Пер. с нем. М., "Новая Москва", 1923.
   3 См.: наст. издание, с. 679--682.
   4 Белый Андрей. Жан Жорес. <Из кн. "Между двух революций"> -- "Новый мир", 1933, No 10.

Публикация и примечания Т. В. Анчуговой

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru