В No 6 "Весов" В. Иванов напечатал заметку о моих "Химерах". Он приписывает моей статье неподобающее значение, когда говорит, будто "сверкнула в этом... мороке стрела богохуления, направленная против Диониса". Обвинение меня в антидионисиазме построено на недоразумении. Если я подал повод к обвинению, приношу мое искреннее сожаление В. Иванову в том, что не сумел выставить в подобающем свете свою художественную (а не отвлеченно-философскую) концепцию. Слова Юноши и Ѳеоретика дионисиазма не совпадают с моим мнением об этом предмете. Должен признаться, что в окончательном признании или отрицании дионисиазма как религиозной основы жизни я всецело завишу от результатов исследований такого серьезного ученого, как В. Иванов. У меня и в мыслях не было противопоставлять взгляду В. Иванова свой собственный взгляд на дионисиазм, ибо он говорит с документами в руках, а где у меня документы? Ѳеоретик является в моей статье не как живое лицо, представляющее истинные доводы, а как химерический символ. На видном пункте воззрения Ѳеоретика не совпадают с воззрением, например, самого В. Иванова. Ѳеоретик -- химера, созданная Юношей на известной ступени шествования к самому себе. Повторяю: источники химеризма лежат в самом Юноше, который лишь после борьбы с химерой отрешается от галлюцинаций и видит предметы не наизнанку; тут его взгляд на мир совпадает, пожалуй, с риккертовской идеей о культурном созидании ценностей (ср. с Ницше). Отношение к миру Юноши скорее овеяно мистикой Веданты, нежели эллинским дионисиазмом, В. Иванов говорит, что мой герой будет дионисичен, когда мир для него станет облачком, тающим в неге души. Может быть, это и так: В. Иванову лучше знать. Только тогда придется оперировать с понятием о дионисиазме и как с условным растяжимым понятием, которое с равным удобством может быть заменимо другими понятиями, столь же условными. Но я не хочу превращать свое разъяснение в полемику против того, чьим поэтическим вдохновением я привык восхищаться, чьи ученые труды глубоко ценю. Если В. Иванов не удовлетворится этими словами, я всегда готов к выяснению спорных пунктов наших мировоззрений.
1905
КОММЕНТАРИИ
Впервые: Весы. 1905. No 8. С. 45. Печатается по этому изданию.