Беллюстин Иоанн Стефанович
Письмо к И. С. Аксакову

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   "День" И. С. Аксакова: История славянофильской газеты: Исследования. Материалы. Постатейная роспись
   СПб.: ООО "Издательство "Росток"", 2017. -- Ч. 1. (Славянофильский архив; Кн. 5).
   

ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА И. С. БЕЛЛЮСТИНА ОТ 25 ДЕКАБРЯ 1865 г.

Публикация А. П. Дмитриева

   Священник Иоанн Стефанович Беллюстин (Белюстин; 1819--1890) -- автор злободневных статей по церковно-общественным вопросам и сочинений для народа душеполезного содержания, священник Тверской епархии. По окончании Тверской духовной семинарии в 1839 г. возглавил приход села Васисина Калязинского уезда, а с 1843 г. стал священником Николаевского собора в городе Калязине (несмотря на ходатайства прихожан в 1861 и 1875 гг., настоятелем собора его так и не назначили); в 1887 г. был уволен за штат. За свою публицистическую деятельность в 1879 г. "калязинскии Лютер" подвергся 2-месячному заключению в монастырь и 6-месячному запрещению в священнослужении.
   С 1852 г. публиковался в журнале М. П. Погодина "Москвитянин". В 1858 г. один из друзей последнего издал в Лейпциге сочинение Беллюстина "О сельском духовенстве в России" (без ведома и указания имени автора) -- страстный рассказ о социальном унижении рядовых священно- и церковнослужителей, в котором обвинялись архиереи и синодальные чиновники. Получивший широкую известность религиозный публицист в дальнейшем печатался во многих светских периодических изданиях, в том числе в газетах Аксакова "День" и "Москва".
   Их заочное знакомство началось, видимо, в 1857 г., когда Беллюстин, надеясь стать автором "Молвы" К. Аксакова, вступил в переписку с И. Аксаковым. 18 января 1858 г. он сообщал о себе в письме к последнему: "Я всей душой славянофил, и потому не жалел трудов, что<б> приобрести "Маяк" и "Москвитянин" вполне. Но, быть может, в "Молве" и "<Русской> Беседе" отражаются какие-либо новые стороны славянофильства; и мне крайне не хотелось бы высказывать что-либо, не вполне согласное с Вашими убеждениями" (ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 35. Л. 1--1 об.). Беллюстин предлагал статьи разной тематики и различных жанров. Он спрашивал:
   "Пойдут ли в дело: 1) очерки провинциальной жизни вообще и особенно резкие явления в частности?
   2) краткие рассказы о былом, списанные с натуры?
   3) замечания на новые книги (какие попадут под руку), преимущественно педагогические, и на подобные статьи в журналах?
   4) давно составленная, обширная статья: "г. Калязин" (история, внешность города, внутренний быт: торговля, промышленность, ход и настоящее состояние образования, нравственность и пр. и пр.; причины упадка города; средства улучшить его быт; вообще, что может содействовать улучшению городов, везде обедневших, и пр. и пр.), -- вся, или хоть некоторые части ее?" (Там же. Л. 1 об.). Однако намечавшееся в начале 1858 г. продолжение газеты "Молва" не состоялось.
   С "Днем" Беллюстин сотрудничал в заключительный период его существования, опубликовав здесь в 1864 г. четыре статьи: "Славянство и православие" (21 марта. No 12. С. 8--9), "Два слова о приходских учителях" (29 авг. No 35. С. 7--9), "Учительницы в народе" (3 окт. No 40. С. 4--8), "Внутренняя жизнь уездных городов" (21 нояб. No 47. С. 4-7; 28 нояб. No 48. С. 13-16); а в 1865 г. еще две: "Из Калязина. Духовенство в земском деле" (23 окт. No 38. С. 902-- 903), "Два слова иезуиту <И. М.> Мартынову" (18 дек. No 52. С. 1238-1239).
   Позднее, в письме от 1 февраля 1868 г., Беллюстин хвалил Аксакова, в то время уже редактора газеты "Москва", за опубликованные здесь статьи о штундистах и старообрядцах: "Да благословит Вас Отец небесный всей полнотой благословения за слово правды, в которой одной -- всё наше спасение, если только еще не поздно" (ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 35. Л. 5), и предлагал поставлять в редакцию собранные им материалы о духовенстве для использования, поскольку ему, как священнику, писать на эти темы было небезопасно. Впрочем, он предупреждал и Аксакова о неминуемом гневе гр. Д. А. Толстого, обер-прокурора Св. Синода и министра народного просвещения в тот период: "Возъярится на Вас "ревнитель православия и народного пpocвeщeния" (тоже хорош!; эх, поразобрать бы его "отчет") со своей всечестной компанией; но ведь Вы же не Беллюстин, и не поповство -- Ваша профессия..." (Там же. Л. 5--5 об.).
   

СВЯЩ. И. С. БЕЛЛЮСТИН -- И. С. АКСАКОВУ
Калязин Тверской губ., 25 декабря 1865 г.

   25-е декабря 1865 г.
   Г. Калязин.

Милостивый Государь Иван Сергиевич!

   С любовию благословляю Вас за прощальное Ваше слово в "Дне";1 благословляю, несмотря даже на то что, благодаря "Дню", мне придется еще пережить много горьких и тяжелых минут от беспощадного гонителя своего -- Фило-фея2 -- злейшего врага всякой мысли о преобразовании духовенства. Вы высказали то, что должен сказать всякий честный человек в России, -- всякий, кому сколько-нибудь дорога ее будущность. -- Но прочтет ли Ваше прощальное слово тот, кому всего нужнее читать такие слова? -- Вот вопрос!..
   И что, если б прочел и вдумался в значение каждого Вашего слова?! -- Что, если б, между прочим, остановился мыслью на значении духовенства в среде общественной жизни?!
   Духовенство -- ведь это совесть народа, нравственная сила общества, внутренняя связь государства; ведь это душа живая всего общественного организма. А теперь? -- ведь это самая страшная гангрена -- та самая, которая разъела и задушила Византию. Много сказано; но неопровержимо верно. До того верно, что каждый наш архиерей на секунду не задумается быть Михаилом Керулларио-сом3 -- за митрополию, за лучшую епархию, за голубую ленту,4 за что угодно; не посовестится хоть чрез каждый год, лишь бы подходили случаи, витийствовать: "и так сподобил нас Бог видеть царя венчанна и превознесенна"...5 До того верно, что каждый архиерей -- от награжденного "за кроткое (посмотрели бы, для кого кроткое) управление епархией" Филофея до не награждаемого за буйное поведение -- Нила,6 -- обиратель монастырей, прикрывающий за то грубейший разврат -- разврат на счет снесенных чтителями мощей денег... До того верно, что так называемое православие -- для сильных -- игрушка, посмех или орудие; для слабых -- пугало, от которого с ужасом и отвращением бегут толпами, куда только пришлось...
   И этой-то гангрене, на две трети уже развратившей Русь, никакого ниоткуда противодействия! -- Разъедай, значит, до конца; и пусть Россия, шаг -- в шаг, пройдет путем своей благодетельницы!..
   О, что если б прочел Ваши слова тот, кому всего нужно прочесть их, и настоящей думой задумался над значением каждого!..
   Скоро ли явится "День" в своем преображенном виде? -- И под Вашей ли редакцией?7 Вот вопросы, которые занимают теперь слишком многих. А от разъяснения последнего зависит ход подписки. Так говорили мне, в Петербурге, все, с кем только приходилось (а это едва ли не каждый вечер повторялось) вести речь об Вас самих или об издаваемом Вами.
   Несмотря на то что последние мои статьи не пошли у Вас, я все-таки -- Ваш корреспондент, разумеется, если это Вам угодно. И именно, мне хотелось бы, чтобы в первой книжке преображенного "Дня" пошла работаемая теперь статья: "Общие и частные меры в деле преобразования духовенства". -- Что я не всегда пишу сплеча, а, случается, и сдержанно, -- Вы в этом убедитесь, если возьмете на себя труд просмотреть передовые статьи в 315 и 345 NoNo "Голоса".7 -- Так пишется и настоящая статья. -- Доставить ли ее Вам к половине января? -- Если да, -- то черкните об этом мне слова два-три.
   Во всяком случае прошу Вас зачислить меня подписчиком на преображенный "День".

Честь имею быть Вашим усердным слугой.
И. С. Беллюстин.

   Печатается впервые по автографу: ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 35. Л. 3--4.
   
   1 См.: <Аксаков И. С.>. Москва, 18 декабря // День. 1865. 18 дек. No 52. С. 1229-1233.
   2 Филофей (в миру Тимофей Григорьевич Успенский; 1808--1882) -- архиепископ (до 1861 г. епископ) Тверской и Кашинский (1857--1876), затем митрополит Киевский и Галицкий. В письме от 1 февраля 1868 г. Беллюстин упрекал Аксакова: "А Вы еще не сказали своего слова о том, что в Тверской губернии сельское духовенство не было допущено до совещаний о своих училищах, как и вообще в этой жалкой губернии жесточайшим образом преследуется всякая мысль о собраниях духовенства, об выборном начале и т. п. Ар<хи>еп<ископ> Филофей, яростно отстаивающий монашеские непотребства, вконец развращающие всякую местность, где только существуют эти горнила непотребств, -- еще яростнее, лишь ультра-иезуитски казнит тех немногих иереев, которые не всуе носят это название; им, буквально, житья нет; тогда как над пьянствующими картежниками -- все его благоволение. Вы, чего доброго, и не поверите; потому что великосветские девотки <лицемерно набожные дамы> и этому поклоняются как мощам -- святым; так не угодно ли Вам, для напечатания, десяток-другой фактов; которые достаточно охарактеризуют этого завзятого, образцового фарисея?" (ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 35. Л. 5об.-6).
   3 Михаил I Керуларий (Μιχαήλ Α' Κηρουλάριος; ок. 1000--1059) -- патриарх Константинопольский (1043--1058), при котором произошел раскол Церкви на Западную и Восточную.
   4 Голубая лента соответствовала ордену Святого Андрея Первозванного. Лиц духовного звания стали жаловать этим орденом с 1796 г.
   5 Неточно приведены слова, которыми начинается речь митрополита Платона (Левшина) на коронацию Александра I. Полное название: "Речь Его Императорскому Величеству Благочестивейшему Государю Императору Александру Павловичу Самодержцу Всероссийскому, по совершении Августейшего Его Величества Коронования, говоренная Преосвященным Платоном Митрополитом Московским, в большом Успенском Соборе, 1801 года, сентября 15 дня".
   6 Архиепископ Нил (в миру Николай Федорович Исакович; 1799--1874) -- архиепископ Ярославский и Ростовский с 1853 г.
   6 Аксаков надеялся, что редакцию "Дня" с 1866 г. возглавит Ю. Ф. Самарин, но того не удалось уговорить.
   7 Благодаря этим указаниям выясняется, что Беллюстин -- автор передовых статей в газете "Голос": 1) Санктпетербург. 13-го ноября 1865 // Голос. 1865.14 нояб. No 315. С. 1--2 (интересно, что начинает Беллюстин со ссылки на собственную книгу: "Ни на один из вопросов последнего времени, не исключая даже и крестьянского, наше общество не отозвалось с таким лихорадочным нетерпением, как на вопрос о преобразовании духовенства. Известная книжка о сельском духовенстве, поставившая этот вопрос прямо, потому только и возбудила множество толков во всех слоях общества, что выразила лишь то, что достаточно наболело и назрело в общественном сознании"); 2) Санктпетербург. 13-го декабря 1865 // Там же. 14 дек. No 345. С. 1--2 (о нищете преподавателей семинарий и академий, по поводу материалов в No 40 "Дня": "Что думают и что чувствуют теперь наставники духовно-учебных заведений" и "Прием студентов в Киевской духовной академии").
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru