Беляев Юрий Дмитриевич
Беляев Ю. Д.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   БЕЛЯЕВ Юрий Дмитриевич [28.11(10.12).1876, Симбирск -- 5(18).1.1917, Петроград], драматург, театр, критик, прозаик, журналист. Род. в дворян. семье. Учился в Симбир. г-зии, затем в 4-й петерб. (Ларинской), откуда ушел из 5-го класса. С 1894 печатал рассказы, ист.-театр. эссе в ж. "Живописное обозр." и "Север" (в последнем выступал также в качестве пародиста, карикатуриста -- псевдоним Виконт Д'Аполинарис, Водевиль, Юс Большой -- и натурщика для фотоэтюдов). На рубеже 1890--1900-х гг. сотрудничал в ж. "Театр и иск-во" (нек-рое время секретарь редакции), заведовал театр, отделом газ. "Россия", был одним из ведущих критиков газ. "Петерб. дневник театрала". С нач. 1900-х гг. Б.-- пост. сотр. "Нов. времени" (позднее -- и "Вечернего времени"), представитель нововременской "элиты"; в лит. среде в нем видели любимца и выученика А. С. Суворина, его преемника на поприще театр, критики. Школа Суворина сказывалась у Б. "в тоне его письма, в отделке фраз... в авторитетной небрежности внешнего словесного построения... в своеволии сравнений". Однако "учитель был мужественный, а ученик -- женственный, и один влиял, а другой охотно поддавался" (П. Пильский -- "Солнце России", 1917, No 3, с. 9). H. H. Ходотов отнес Б. к "самым ярким" из всех тогдашних рецензентов: "Изящно и метко писал он порой свою рецензию, и по легкому, фривольному рисунку ее пленительно извивалась шутка, иногда добродушная, а иногда зло кусавшая и ядовитая, как змеиное жало. Он был близким другом Шаляпина, Дальского, Далматова, Савиной, Комиссаржевской, Яворской..." (Ходотов, с. 153, 155).
   Многочисл. театр. рец. и очерки Б., его импрессионистич. этюды чаще говорили "о том непосредственном чувстве, с к-рым принимает пьесу непредубежденный зритель", нежели оценивали ее "с точки зрения морали и публицистики" (Ф. Сологуб -- ИРЛИ, ф. 24, оп. 1, д. 128). Однако отсутствие у Б. четкой эстетич. концепции (см. свидетельство А. Р. Кугеля в его кн.: Homo novus, Листья с дерева, Л., 1926, с. 33) отчасти искупалось глубоким интуитивным постижением театр, явлений: см., напр., проницательное наблюдение о роли "личного жизненного опыта" в игре актрисы -- критико-биогр. очерк "В. Ф. Комиссаржевская" (СПб., 1899, 1900), о соотнесенности "своего" и "заимствованного" у Л. Б. Яворской ("Л. Б. Яворская", СПб., 1900), разборы наиб, значит, петерб. спектаклей того времени и мемуарно-эстетич. очерки о М. Г. Савиной и А. В. Сухово-Кобылине в сб. "Актеры и пьесы" (СПб., 1902) и "Мельпомена" (СПб., 1905).
   Пользовалась успехом драматургия Б. (некий, по мнению А. Кизеветтера, симптоматичный для своего времени "ист. маскарад" -- РМ, 1911, No 12, отд. 3, с. 37), отчасти отразившая характерные черты человеческого и писательского облика Б.: "разбалованность, переходящую часто в распущенность... в какую-то неохоту жить и думать" (Пильский), своего рода пассеизм (он, напр., всю жизнь поддерживал культ умершей в 1841 юной актрисы Александрии, т-ра В. Н. Асенковой; см. этюд Б. "Актриса Асенкова" -- ТиИ, 1913, No 52), любовь к ностальгически-пародийной стилизации рус. бытовой и театр, старины. "Апофеозом" старинного водевиля, близким эстетике "Мира искусства" (М. Куз-мин -- "Аполлон", 1910, No 4, с. 78), явилась "святочная шутка" "Путаница, или 1840 год" (М., 1910; СПб., 1910; пост. 1910, Малый т-р). "Фантастическая история" "Красный кабачок" переносила зрителя в павловскую эпоху, в знаменитый трактир на Петергофском шоссе под Петербургом, где актрисы и офицеры кутили с призраком барона Мюнхгаузена, служившего при Бироне (СПб., 1911; пост. 1911, Александрин. т-р, реж. В.Э.Мейерхольд, худ. А. Я. Головин, в гл. роли В. Н. Давыдов). Особую популярность приобрела мелодрама из жизни крепостных актеров екатерининской поры "Псиша" ("Б-ка ТиИ", 1912, кн. 1; СПб., 1914; М., 1923; в переработке, искажающей авт. замысел, под назв. "Лиза Огонькова", М., 1936; М.--Л., 1940).
   Склонность Б. к "водевильной путанице" Кугель объяснял его потребностью найти "противоположение безжалостной аксиоматически верной действительности", а главное, умением ценить "аромат стиля" и желанием отдаться естественному для него "влечению к какой-то легкой, дымчатой, воздушной перспективе", уловить "некоторую бесплотность, некоторую очаровательную схему" (ТиИ, 1917, No 2, с. 35). Эстетизированная "завершенность" пьес Б., видимо, отвечала ощущению исчерпанности определ. культурно-ист. периода у деятелей лит. и театр, модернизма в "предвоенной, блудной и грозной" петерб. атмосфере нач. 1910-х гг., сценич. жизнь его героинь стала для них одним из "знаков" этой атмосферы (ср. образ "Путаницы -- Психеи" во "втором посвящении" "Поэмы без героя" А. А. Ахматовой).
   Со своей стороны, соблюдая "нововременскую" насмешливую дистанцию в отношении к "декадентам", Б. по-своему разрабатывал тему кризиса современности в повестях-"впечатлениях" "Барышни Шнейдер" (СПб., 1914; 4-е изд., П., 1916), "Сестры Шнейдер" (П., 1915, 1916) и ром. "Ведьма" (П., 1916; рец. Л. Фортунатова -- ЖЖ, 1916, No28). Описывающая в осн. среду столичного полусвета и богемы (близко знакомую писателю), проза Б. отмечена обилием острых деталей в психологии и обстановке (концерты в Павловске, воен. Варшава осенью 1914, летний Петербург), воздействием рано осознанной им поэтики кинематографа и вместе с тем нарастающей от книги к книге рыхлостью структуры, манерностью и небрежностью письма.
   В кн. "В некотором царстве" (СПб., 1907) опубл. путевые очерки Б. о поездке по Волге и Заволжью, об истории раскола. В сб. "Открытки с войны" (П., 1915) частично собраны его воен. корреспонденции из "Нов. времени". 1-ю мировую войну Б. воспринял в духе офиц. патриотизма, называл себя "одним из многих русских поклонников войны" и в конце жизни связывал с ней свои ближайшие лит. замыслы (свидетельство Б. Глинского -- ИВ, 1917, No 2).
   Др. произв. Пьесы: "Дама из Торжка" ("Б-ка ТиИ", 1913, кн. 1), "Царевна-лягушка" (СПб., 1913, 1914), "Городок в табакерке. Рассказы. Миниатюры Юса" (П., 1914), "Восемь рассказов" (П., 1917).
   Лит.: Толстой, LXXVI, 160 (перепечатка мат-ла о посещении Б. "Ясной поляны" см.: "Звезда", 1978, No 8); Чехов. Письма (ук.); Ходотов H. H., Близкое -- далекое, Л.-- М., 1962 (ук.); Долгов H. H., Двадцатилетие т-ра им. А.С.Суворина, П., 1915; Чаговец В., Ю.Беляев.-- "Киев, мысль", 1917, 8 янв.; Пильский П., Ю. Беляев.-- В его кн.: Роман с театром, Рига, 1929; Рыбакова Ю. П., Ю. Д. Беляев.-- В кн.: Очерки истории рус. театр, критики. Кон. XIX -- нач. XX в., Л., 1979; ЛН, т. 3, с. 222; т. 69, ч. 2, с. 184--85; т. 72, с. 238; т. 90 (ук.). + Некрологи, 1917: "Рус. воля", No 5 (А.В.Амфитеатров); "Рус. слово", 19 янв. (Тэффи); ИВ, No 4 (А. Плещеев); "Рампа и жизнь", No 3 (Н. Вильде). Ложкина Е.В. (сост.), Люди нашего края, в. 2, Ульяновск, 1950; НЭС; ТЭ; ИДРДВ; Муратова (2, ук.); Масанов.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 24; ГЦТМ, ф. 26; ЛГТБ им. А.В.Луначарского (в т. ч. письма к Б.: М. Г. Савиной, Н. Н. Ходотова, отзыв А. В. Луначарского о пьесе "Псиша"); ЦГАЛИ, ф. 459 (письма Б. к А.С.Суворину).

В. В. Сомина.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989

   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru