В No 96 газеты "Большевистское слово" была напечатана статья "За высокое качество высшего образования".
Хотелось бы затронуть вопрос, относящийся к этой теме.
Едва ли кто будет возражать против того, что как бы хорошо окончивший высшую школу ни овладел специальными знаниями, качество его высшего образования нельзя считать высоким, если молодой специалист не обладает минимумом общекультурных знаний, не умеет правильно говорить, неправильно пишет и делает грамматические ошибки.
К сожалению, у нас такие случаи не редки.
В литературном кружке, который я веду, большинство кружковцев -- студенты. Среди них есть и способные юноши, но я был глубоко огорчен и удивлен, познакомившись впервые с их малограмотными рукописями. Даже ребята из литературного кружка Дома пионеров пишут лучше, проще, грамотнее. В рукописях некоторых студентов нет почти ни одного слова иностранного происхождения, которое было бы написано правильно -- "бенокль", "целиндр", "байкаролла", вместо баркаролла. Даже слова, относящиеся к их специальностти, студенты пишут с ошибками; например, студент сельскохозяйственного института: пишет "кортофель", "озот". Студент Академии художеств: "гибс" вместо гипс. Фразы строятся длинно тяжело, неправильно.
Очень невысок и культурный уровень. Многие не знакомы даже с произведениями классиков.
Нельзя проходить мимо, стыдливо замалчивать эти факты.
Конечно трудно в высшей школе исправлять недочеты образования средней школы того времени, когда учились эти студенты, но это совершенно необходимо, и в первую очередь это относится к знанию русского языка.
Часть студентов готовит себя к научной работе. Как, каким языком они будут писать научные труды? Но и рядовому специалисту надо будет писать хотя бы отчеты... Недавно один молодой геолог говорил мне, какое невероятное количество времени, труда и бумаги потратил он, чтобы написать отчет об экспедиции. Профессор браковал одну работу за другой и бросал в корзину: "Безграмотно, -- говорил он, -- не умеете писать".
А если будущему агроному, инженеру придется бороться за осуществление какого-нибудь полезного начинания, -- как он сможет написать статью, или хотя бы корреспонденцию в газету?
В наших вузах необходимо поставить вопрос о поднятии культуры языка. Создать кружки для повышения грамотности, литературные кружки. Хорошо было бы также провести цикл лекций по вопросам литературы, истории театра, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, хотя бы в самом сжатом виде.