Беляев Александр Романович
На выставке работ пушкинских художников

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


А. Беляев

На выставке работ пушкинских художников

   Организацию выставки картин художников города Пушкина (в фойе кино "Авангард") следует всячески приветствовать. Она явится стимулом творческого роста художников и будет способствовать их творческому содружеству.
   К сожалению, не все местные художники выставили свои работы. Например, И.Б. и В.И. Стребловы, Н.А. Травин и др. Нет ни одной скульптуры, скульпторы же у нас есть, хотя их и немного.
   На этикетках не указаны года. Это не дает возможности судить о творческом росте художника.
   Касаясь тематики выставки, нельзя не указать на существенный пробел: кроме одного, весьма посредственного портрета, образ Пушкина на выставке совершенно отсутствует. И дело совсем не в том, что мол "художники города, носящего имя великого Пушкина, казалось бы должны..." -- и так далее. Мы совсем не собираемся делать из имени Пушкина нечто вроде курортного сбора или местного самообложения. Нам просто кажется странным, что художники не использовали того богатства, которое имеется у них под рукой, -- лицея, парков, прудов и статуй, вдохновлявших молодого Пушкина, вплоть до подлинного колорита и "воздушной перспективы", всегда своеобразной и неповторяемой. Сколько благодарных, свежих тем: Пушкин в лицее в своей комнате, у статуи "Девушка с разбитым кувшином", на берегу пруда и т. п.
   Пейзажи пушкинских парков хотя и представлены, но тоже не в таком количестве, как можно было бы ожидать, имея в виду их исключительную живописность и красоту. На выставке имеются картины четырнадцати художников различной зрелости. Одни уже сложившиеся мастера, другие -- нашли свое творческое лицо, но еще не овладели техникой, третьи -- в периоде ученичества и исканий.
   Прекрасные пейзажи выставлены М. Ю. Клевер* -- из "времен года". Уверенный, своеобразный рисунок, оригинальная композиция, в особенности "Декабря" и "Января", сочные краски. С большим мастерством и вкусом сделаны и натюрморты -- "Сирень", "Вишни", "Флоксы". Правда, светотени "Флоксов" несколько в манере старых мастеров: углы картины тонут в глубокой тени; но в выборе стиля художник волен.
   Хороши портреты В. М. Баруздиной, выразительно передающие не только физический, но и внутренний образ натуры. Особенно уверенно и сильно сделан карандашный женский портрет.
   Несколько в плакатной манере и очень не плохо графически сделаны этюды Донбасса В. В. Кремером, причем "сухому", с живописной точки зрения, материалу придана живость умелым подбором игры света и красок.
   С. Горбунов в своих этюдах тяготеет к сине-зеленым сумеречным тонам, не лишенным настроения, и широким, недетализированным красочным пятнам. В этом уже есть свой стиль, но едва ли следует замыкаться в нем. Выставленный акварельный портрет говорит о том, что художник не без успеха может работать и в ином жанре и стиле.
   Отличны архитектурные проекты В. И. Яковлева и его этюды, хотя в них, -- в окраске неба, в манере изображать деревья, -- несколько чувствуется влияние "основной профессии". Следует отметить оригинальное и эффектное освещение на одном этюде, производящее впечатление не только света (цвета), но и блеска бронзового оттенка.
   Т. П. Лякин выставил четыре картины и четыре этюда. Его "Киров на охоте" общеизвестен. Эта работа уже зрелого мастера, но, на наш взгляд, еще не лишенная некоторых недостатков: рисунок и движения в фигурах людей еще не совсем свободны (с некоторым напряженней внимания определяешь, где правая и где левая нога первой фигуры), не доведена до совершенства и воздушная перспектива, -- она не связывает воедино пейзаж и фигуры людей, которые как бы "наложены", вмонтированы в него.
   Не совсем удовлетворяют нас воздушная перспектива и светотени и в картине "Тов. Сталин и члены Политбюро среди детей". В ней нет "свето-тонового" и воздушно-перспективного единства, -- дымка, воздушное завуалирование по силе не соответствуют линейным расстояниям: дети на первом плане написаны четко и "плотно", второй план, -- в двух шагах от первого, -- уже в небольшой дымке, фигуры же третьего плана, -- опять-таки отстоящего всего на несколько шагов, тонут в мареве.
   Очень интересна по освещению, композиции и сюжету картина "В тылу, в подполье у белых", но, к сожалению, плохой свет в фойе не позволяет детально рассмотреть эту картину.
   Прекрасен и по техническому исполнению, и по настроению, портрет старухи -- "Все в прошлом". Отлично сделаны детали, потрепанные листки книги. Хороши и пейзажи, в особенности "Пушкинский парк зимой".
   A. И. Мартынов может привлечь широкую публику теплотою красок, жизнерадостностью, реализмом. Однако в его работах есть излишняя красивость, олеографичность, которая приводит художника к манерности, слащавости, штампу.
   Очень неровен и очень интересен Н. И. Барышев. У него острый глаз, уменье отыскать удачный сюжет, найти и показать красоту в обыденном, -- ценное качество! Он еще не вполне овладел техникой, не нашел своего я. Не всегда проявляет даже хороший вкус. Но наряду с этим дает и очень удачные и интересные вещи, причем его меньшие по размерам этюды иногда интереснее больших на тот же сюжет. Очень не плохой портрет -- "Родители".
   B. И. Воронцов тяготеет к большим полотнам, повторяя ошибку тех писателей, которые, не овладев техникой, берутся за "большое полотно" романа. В той небрежной манере, в какой написан Маяковский на фоне моря, можно писать разве только пятиминутные этюды, когда художник спешит запечатлеть ускользающий световой эффект. Лицо выписано еще более или менее тщательно, а дальше (или ниже) начинаются "красочные намеки", ноги, обувь -- чуть ли не сплошной однотонный мазок, какой-то ящик из неопределенно шоколадного материала, в котором стоит поэт (дамба?), каменные, пестрые волны...
   Гамма красок в обеих его картинах не очень приятна для глаз. Воронцов не научился еще соизмерять своих сил с задачами, которые ставит перед собой.
   Кирсанов Ф. И. -- художник, уже значительно продвинувшийся вперед в овладении техникой. Он хорошо справился со сложной перспективой "Котельного цеха". По краскам картина немного суховата. Хорошо было бы "отеплить котельный цех" более эффектным освещением. Очень не плохо сделаны "Цветы" и "Портрет" карандашом.
   Сухова выставила лишь одни натюрморт "Цветы". В этих "полунамеках", бледности, вялости красок, сухости рисунка есть свой стиль, но по одной работе трудно судить о художнике в целом. Инженер Хаттунен также выставил немного -- лишь два портрета. Он еще не вполне владеет техникой, но имеет талант.
   М. Охремюку надо еще много работать почти над всеми элементами живописной техники; рисунком, светотенью, перспективой, в особенности над рисунком и колоритом; тусклые, грязные краски пейзажей взывают к обновлению палитры. Портрет сделан лучше, хотя художник сам напрасно усложнил задачу -- красной одеждой. Не совсем удачен фон.
   Г. В. Гуренков выставил довольно много работ. Его копии сделаны удовлетворительно, пейзажи, натюрморты еще технически слабы. Краски неприятны.
   Техника -- дело наживное. Однако без школы молодому художнику не подняться над дилетантизмом. И выставка заставляет нас задуматься над этим. Среди художников есть такие, которые выставили по десяти и больше работ. И, тем не менее, глядя на картины некоторых художников, трудно с уверенностью сказать, какая из них написана раньше и какая позже, иначе говоря, их творческий рост мало заметен. А это говорит о недостатках учебы. Таков главнейший вывод.

"Большевистское слово", Пушкин, 1940, No 57, С. 3

------

   *) Клевер Мария Юльевна (15.06.1878 - 03.08.1967) - художник, дочь академика живописи Юлия Юльевича КЛЕВЕР (9 (31).01.1850-24.12.1924, Ленинград), сестра художника, книжного графика и театрального декоратора Оскара Юльевича Клевер (1887-1975). Писала пейзажи и натюрморты, в 1920-30-х годах участвовала во многих художественных выставках.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru